Тибет-Кайлас 2011

Основные результаты экспедиции «Тибет-Кайлас 2011»

05-29 мая 2011 г.

 

  1. Выполнена Кора Касания Лиц Кайласа, во время которой осуществлено восхождение к каждой из четырех граней Кайласа (Э.Аббасов, С.Балалаев и А.Новиков), в том числе, к наиболее труднодоступной и непосещаемой западной грани. Преодолению узкого ущелья, ведущего в замкнутую долину у Западного Лица Кайласа, препятствуют три клапана (клапан — это труднопроходимое место, представляющее собой камень, с отвесной стеной, перегородивший узкое ущелье, или вертикальный ледопад; без специального оборудования такие клапана не проходятся). Последняя часть третьего клапана представляла собой вертикальный ледопад высотой около 10 метров. На обратном пути этот ледопад превратился в бурный водопад! Описание ритуала Коры Касания Лиц в рамках буддийской традиции приведено в книге А.Редько, С.Балалаев «Тибет-Кайлас. Мистика и реальность». На сегодняшний день этот тип Коры осуществили пять человек в мире. 

 

  1. Осуществлено восхождение на западный гребень внутренней коры и продолжено исследование расположенного там (неизвестного ранее) древнего высокогорного святилища. Характерной особенностью этого места являются своеобразные «постаменты» из цементоподобной породы, застывшие слоями толщиной 10-20 см (в регионе Кайласа встречаются только в этом месте).  Имеются следы механической обработки этих образований. Кроме этого, имеется высокотехнологическая каменная кладка своеобразных, по-видимому, алтарных сооружений.

 

  1. Пройдена внутренняя кора (Нанди-кора) в сложных погодных условиях после обильного снегопада (Э.Аббасов,С.Балалаев и А.Новиков). 

 

  1. Пройдена кора через перевал Кхандро Санглам (кора Дакини) и исследована долина, расположенная за этим перевалом. Горная гряда, ограничивающая эту долину с юга, представляет собой вогнутое каменное зеркало с фокальной осью, направленной на север.

 

  1. Впервые выполнена (С. Балалаев, А. Новиков) северная внутренняя кора, заключающаяся в обходе горы Ченрези (плечо Кайласа, примыкающее к его северо-восточному ребру) по часовой стрелке через перевал вблизи примыкания к Кайласу. Северная внутренняя кора и Южная внутренняя кора вместе составляют так называемую Ваджра-кору(ваджра — важный символ в индуисткой и буддийской традиции, отражающий строение и структуру Мироздания), имеющую большое значение с точки зрения внутренней трансформации человека. Подробное изложение соответствия строения двойной ваджры и Мандалы Кайласа, а также того, что происходит с паломником во время прохождения внутренней коры, планируется в новой книге «Тибет-Кайлас. Священные долины».

 

  1. Получены новые подтверждения гипотезы о том, что в древние времена долина внутренней коры была заполнена водой. Высокогорное озеро находилось на высоте 5850 м. Гора Нанди выступала из воды озера на высоту 150 м. Основным источником воды являлся горячий ключ на юго-западной части вершины Кайласа, откуда вода изливалась по южной грани горы, образовав со временем в результате водной эрозии знаменитую уникальную трещину. В настоящее время в месте истечения ключа на спутниковых фотографиях видно отверстие овальной формы, не заметаемое снегом. Этот факт подтверждает предположение о наличии внутренних полостей в Кайласе, из которых поднимается теплый воздух, препятствующий заметанию существующего отверстия снегом. Следы водной эрозии обнаружены на южной грани Кайласа и всех горных образованиях, формирующих долины внутренней коры, на одной и той же высоте около 5850 м.

 

  1. В ходе медитаций у Кайласа получен ряд интересной информации. Мандала Кайласа является одним из важнейших энергоинформационных узлов нашей планеты, в ней проявлены многие древнейшие символы, отражающие законы и устройство Мироздания. Это проекции Божественных принципов в нашей трехмерной реальности.  В Мандале Кайласа в полной мере проявлено устройство нашего мира, можно сказать, что она является проекцией строения многомерной и бесконечной Вселенной в нашем трехмерном мире. Потрясающая ценность этого в том, что это проявление нерукотворно, создано самой Природой, самим Создателем. Здесь воплощено в камне огромное количество древних символов многих великих цивилизаций: анкх, Ом, крест, трезубец, ваджра, пирамиды…  К юго-восточному ребру Кайласа, на высоте около 6200 метров примыкает юго-восточное каменное плечо, формирующее две удивительные долины: Долину жизни и смерти и Симметричную Долину. Эти долины представляют собой две каменные чаши, соприкасающиеся своими днищами. Эта «конструкция» имеет общую ось симметрии, довольно точно ориентированную по направлению север-юг. Чаша Долины Жизни и Смерти огромна, имеет длину около 2,5 км, а чаша Симметричной Долины несколько меньше —   0,6 км. Очень интересна аналогия чаши и этого места. Каменное зеркало Симметричной Долины – это небосвод, а Долины Жизни и Смерти – Чаша небесных вод, а все вместе напоминает Святой Грааль. Это подтверждает наше видение Долины Жизни и Смерти как мировой матки, о чем мы писали в нашей первой книге «Тибет-Кайлас. Мистика и реальность».  Другой интересной аналогией является удивительная трещина на южном Лице Кайласа (в каменных выступах этой трещины можно увидеть несколько божественных лиц), которая по сути является Лестнице Иакова. Лестница Иакова — переводное апокрифическое сказание. В книге Бытия (XXVIII, 10—22) содержится рассказ о том, как Иаков, сын Исаака, видит во сне лестницу, основание которой покоится на земле, а вершина достигает неба; по ней всходят и нисходят ангелы. В основанном на этом библейском сюжете апокрифе, условно называемом Лествица Иакова, содержится более подробное описание лестницы (на ней 12 ступеней, на каждой из них справа и слева лица, а на самом верху — «лице, акы человече, из огня изсечено»). В письмах Елены Ивановны Рерих можно найти много упоминаний о Лестнице Иакова. Она связывает библейское понятие Лестницы Иакова с Космическим Разумом, горой Меру, Иерархией Света, Великим Братством, Шамбалой…  Проекция Лестницы Иакова на Кайласе подтверждает связь этого места с Великой Реальностью, основой всего Мироздания. Ранее мы уже упоминали о связи области около Кайласа с понятием Шамбалы, о том, что Кайлас, находящийся в центре восьмилепесткового лотоса, является одной из земных проекций Шамбалы, легендарной небесной страны Великих Учителей.

 

  1. Исследован пещерный комплекс западного Кхюнлунга. Совершено восхождение на самую высокую северную точку начала каньона западного Кхюнлунга. Посещено множество пещер, в том числе труднодоступных. Большинство пещер имеет естественное происхождения с последующей обработкой для придания необходимой формы. Напротив входа в пещеру часто имеется ниша полукруглой формы, которая обладала определенными резонансными свойствами.Были обнаружены наскальная живопись добуддийского периода, несколько наскальных рисунков и монастыри буддийского периода. Принимая во внимание пещеры для медитации и следы религии Бон (например, символы Юнгдрунг (yung drung) на стенах), комплекс мог быть местом медитационной практики Бон. Крупные дворцовые постройки, огромные каменные гробницы, многочисленные группы жилых помещений и разнообразные останки религиозного культа – все это свидетельствует о комплексе как о центре политической, культурной и военной мощи.
    Долина реки Глангчен (Сатледж) является главной колыбелью древней цивилизации Западного Тибета. Знаменитое королевство Шангшунг  и королевство Гуге создали великолепную культуру, центр которой находился в этой долине. Так как эта долина граничит как с Южной Азией, так и с Центральной Азией, то она стала точкой пересечения культур Китая и других стран, и она была известна многим ученым. Широко известный итальянский тибетолог Дж. Туччи начал проводить археологические исследования в этом районе в 20-30-х года прошлого столетия. Однако археологические работы были вынуждено приостановлены в 50-х годах прошлого века. В конце 70-х , начале 80-х годов китайские ученые еще раз провели археологические исследования и добились успешных результатов, касающихся королевства Гуге, монастыря Тхолинг и пещерного города Дунгкар.

    Из истории ранних цивилизаций Западного Тибета известно, что один из главных городов королевства Шангшунг назывался «Дворец Кхюнглунг», и что он располагался недалеко от озера Манасаровар (Ma pham mtsho). Название сохранилось до сегодняшнего дня. Согласно археологическим данным существует несколько крупных древних мест в верховьях Глангчен (Сатледж), включая комплекс Кхюнлунг Нгулкхар (Khyung lung dngul mkhar) в уезде Гар и комплекс Кхьюнлунг в уезде Дзанда. Оба комплекса находятся на холмах в нескольких километрах друг от друга. Кроме того, они соответствуют записям древних текстов, описывающих «Серебряный Дворец Кхюнлунг», который находился в одном дне пути на запад от горы Кайлас (Gangs ti se). Таким образом, весьма примечательными представляются взаиморасположение этих двух комплексов и их корреляция с записанной в исторических текстах информацией о «Дворце Кхюнлунг» королевства Шангшунг.


  2. Исследован пещерный комплекс восточного Кхюнлунга, на настоящий момент малоизвестного и практически не посещаемого. Местные монахи религии Бон почитают это место и до сих пор верят, что оно было родиной королей Шангшунга. Были обнаружены древние гробницы мегалитического периода. Можно утверждать, что комплекс явно древнее западного Дворца Кхюнлунг.

  3. Исследованы руины монастыря Тсепгье, единственного монастыря на берегу озера Ракшас Тал. Этот монастырь был разрушен во время «культурной революции» и до сих пор не восстановлен. Сведения о посещении монастыря Тсепгье иностранными паломниками после присоединения Тибета к Китаю отсутствуют.

  4. Исследованы истоки одной из величайших рек Азии Брахмапутры, начинающейся из ледников, расположенных в 50 км к востоку от озера Манасаровар. Данное исследование было выполнено, по-видимому, впервые после шведского исследователя Свена Хедина (1907-1908 г.) и индийского исследователя Свами Пранавананды (30-40 года двадцатого века). Это место символически обозначено чортеном, сложенным из небольших плоских камней на верхней частиогромного камня, и представляет собой очень мощное место силы.

  5. Отснято большое количество фотоматериалов, в том числе панорам, а также уникальных видеоматериалов (С.Балалаев, А.Титов).