Мистерия священных озер Кайласа

Заметки об экспедиции Тибет-Кайлас, август 2015. Часть 1.

Напомним, что регион Кайласа (тиб. Канг Тисе, Канг Ринпоче) является уникальным природным объектом, мощным местом силы, одним из важнейших  энерго-информационных центров нашей планеты, оказывающим сильное влияние на находящихся там людей. Около одного миллиарда паломников считают за счастье хотя бы раз в жизни совершить паломничество к Священному Кайласу. В этом месте может происходить активация энергетической системы человека, выстраивание его тонких тел и, как следствие, гармонизация материального и духовного аспектов. Импульс, полученный у Кайласа, приводит к последующим существенным изменениям в жизни многих людей. Важно также отметить, что Мандала Кайласа в тонких планах свободна от каких-либо влияний религиозных конфессий и эгрегориальных образований, хотя и содержит все аспекты Бытия. Поэтому духовное путешествие в ней может быть эффективным для любого человека на нашей Планете. Кайлас является вершиной пирамиды Духовности Планеты в системе Меркабы  нашей Земли (Меркаба — пространственная фигура, состоящая из двух взаимопроникающих тетраэдров с общим центром; на поверхности планеты имеется восемь проекций вершин, каждая из которых обладает определенными качествами). Кайлас, как и любой другой объект, является многомерным образованием, представляет собой не только гору нашего трехмерного мира, но имеет систему тел, расположенных в системе Миров с разным числом пространственных и временных осей, разным ритмом, плотностью материи, степенью ее духовности и т.д. Происходящие у него процессы, имеют, наряду с трехмерной (в пространственном отношении) вещественно-энергетической составляющей комплекс многомерных тонкоэнергетической, информационной, идейной и миссийной составляющих.

 

О наших экспедициях к Кайласу и не только

В конце августа 2015 года завершилась одна из самых необычных экспедиций за последние 10 лет к самой священной горе Азии Кайлас.

Особенностью наших поездок является то, что в них совмещаются духовное путешествие, в ходе которого возможно приобрести уникальный собственный внутренний опыт, порой далеко выходящий за рамки обычных представлений, и элементы исследовательских экспедиций, каждый раз открывающие новые аспекты изучаемых мест. Все это выходит далеко за пределы туристических поездок. График, как правило, очень напряженный, не просто ему следовать. Комфорт в обычном понимании возможен редко. Ночевки в палатках на большой высоте 4,600-5,100 м, еда простая. Как говорится, с утра полкружки каши и кружка чая и на работу… В горы, на маршрут, в ходе которого надо пройти несколько десятков километров с восхождениями на пределе возможностей физического тела… Но мы неоднократно убедились, что именно выход за пределы комфорта способствует проявлению Духа у участников экспедиций. Можно сказать, что это не наши физические тела проходили все эти невероятные восхождения, но наш Дух в плотных телах. А иначе, как, например, объяснить, что группа людей, впервые попавшая в горы, смогла все это преодолеть…

Посещение особых точек на земной поверхности представляет для нас важность по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет вспомнить нечто важное, связанное с прошлыми воплощениями, когда наш Дух, зная о глубоком погружении в плотные слои и почти полную потерю памяти, оставлял  подсказки, некие коды доступа к оставленным знаниям. Во-вторых, пребывание в таких точках, приводит к гармонизации энергетической системы и выстраиванию тонких тел. Одномоментное очищение и наполнение энергиями мест силы приводит к глубоким внутренним переживаниям, собственному духовному опыту участников экспедиций и глубоким внутренним трансформациям. Передать это словами в полной мере практически невозможно. Можно лишь сделать попытку описать то, что можно сформулировать.

Третий аспект — одной из возможностей работы с сознанием у Кайласа является соединение сознания человека и планеты, что имеет множественный эффект и, прежде всего, восстановление изначальной связи между двумя сознаниями на всех уровнях. Это способствует изменению качества самого сознания человека – он начинает мыслить более высокими категориями единства, без привычной дуальности. Наша воплощенная часть в физическом теле и низших энергетических телах, в соответствии с программой души текущего воплощения, должна, среди прочего,  выполнять определенные действия, направленные на проявление энергий Высших аспектов во всех измерениях. Когда человек после определенного очищения и осветления своих плотных тел становится способным обеспечить это проявление и выполнить поставленные душой задачи, его Высшие аспекты включают такого человека в определенные виды работ, в том числе планетарного характера, в зависимости от масштаба и задач его души. При этом человек, осознающий свою задачу (одну из многих) и свое место в пространстве и времени, предоставляет себя (свои низшие тела) для проведения нужных энергий в нужном месте и в нужное время…

Прикосновение к четырем озерам Первотворения из региона Кайласа

Первая часть программы экспедиции была связана с посещением четырех самых больших озер, расположенных в регионе Кайласа: Конгью, Ла-Нгак (Ракшас Тал), Мапанг (Манасаровар) и Кургьял Чунго. Западным паломникам хорошо известны только два из них —  Манасаровар и Ракшас Тал. Вместе с тем, эти четыре озера входят в стройную систему, связанную с сотворением мира, описанную в древних тибетских текстах добуддийского периода.

В древних тибетских текстах содержатся описания Четырех Великих Самовращающихся Озер, последовательность и процесс их возникновения, указываются особенности связанных с ними мест. Анализ этих текстов позволил по-новому взглянуть на эти четыре озера: Куркьял Чунг, Мапанг (Манасаровар), Ла Нгак (Ракшас Тал) и Конгью.

Перед каждой поездкой мы тщательно изучаем информацию  о  планируемых для посещения местах, уделяя особое внимание древним первоисточникам. На этот раз наше внимание привлек текст ’Dzum gling gangs rgyal ti se’i dkar chag tshangs dbyangsyid ’pbrog [«Чару­ющая мелодия Брахмы: путеводитель к горе Тисе, царю снежных гор всего мира»], в котором имеется много мест, описывающих метагеографию региона Кайласа. В этом тексте содержатся описания так называемых Четырех Великих Самовращающихся Озер и указываются особен­ности связанных с ними мест. Эти описания помогли нам разобраться и осознать те качества, которые присущи тем или иным точкам Мандалы Кайласа.

Нам удалось последовательно посетить эти озера, начиная с озера Конгью и завершая озером Кургьял Чунго. Это соответствует постепенному приближению к точке первотворения согласно древним бонским текстам – озеру Кургьял Чунго, расположенному у подножия горы Благоуханного Воскурения.

Мы проанализировали также спутниковые изображения высокого разрешения этой области, чтобы разобраться, как устроена водная система у Кайласа.

В этом регионе расположены четыре горные образования, формирующие основные водные потоки: Кайлас (6624 м), Гурла Мандхата (7694 м — высочайшая вершина на плато Тибет), Понри (5953 м) или гора Благоуханного Воскурения и Канглунг Кангри (6250 м). Гора Канглунг Кангри является высочайшей на нашей планете водораздельной точкой, в которой смыкаются бассейны трех великих рек Азии Ганги, Брахмапутры и Инда. Кстати, и до настоящего времени эта точка практически не исследована западными путешественниками несмотря на свою огромную важность и является своеобразным белым пятном, одним из объектов наших будущих экспедиций…

Чисто географически в южном направлении от горы Кайлас находится озеро Ракшас Тал, а от горы Понри – озеро Манасаровар. Соответственно водные потоки с Кайласа текут только в озеро Ракшас Тал, а с горы Понри – в озеро Манасаровар.

Отметим, что часть водных потоков с горы Пон-ри течет сначала в озеро Кургьял Чунго, озеро, возникшее в процессе Первотворения, и только потом они попадают в озеро Манасаровар.

С юга Манасаровар питается водами с горы Гуна, которая находится в отроге Гурла Мандхаты восточнее этой горы. Всего в священное озеро, олицетворяющее по индуистским представлениям Сознание Творца, впадает 12 рек. А тринадцатая река, Ганга Чху, вытекает из Манасаровара и соединяет его с озером Ракшас Тал. В настоящий момент видимый поверхностный поток отсутствует, хотя подземный переток через слой гальки до начала реки у монастыря Чиу, по-видимому, имеется.

Водные потоки с самого Кайласа попадают в озеро Ракшас Тал.

Озера Ракшас Тал и Манасаровар функционируют как энергетические накопители. Они находятся на стыке гигантских литосферных плит, на разломе, и связаны с глубокими слоями Земли. Подтверждением этому является факт, что со дна озера Манасаровар бьют горячие источники, один из них находится в 2 км к югу от монастыря Чиу. Необходимо отметить, что северо-западнее перевала Маюм Ла на высоте около 6000 м находится вторая водораздельная точка бассейнов трех рек: Инда, Брахмапутры и бессточного бассейна.

По тибетскому календарю 2015 год является годом Овцы, особым для священных озер Тибета. Такое бывает раз в 12 лет. В это время энергетика священных озер Тибета наиболее благоприятна для паломников. Многие тибетцы стремятся совершить кору вокруг священных озер Намтсо, Дангра, Мапанг, образующие удивительные дуальные пары с находящимися рядом с ними горами Ньечен Тангла, Тарго и Канг Тисе (Кайлас). Для нас также было очень важно посетить в этом году четыре священных озера региона Кайласа и совершить кору вокруг озер Ракшас Тал и Манасаровар, осознав на собственном опыте особые качества этих озер.

Озеро Конгью. В обители Белой Богини

В юго-восточном направлении от Кайласа на расстоянии 83 км (интересно, что до середины озера 88,8 км) находится озеро Конггью (4789 м), которое имеет также название Гунгью и является священным бонским озером. Его длина 16 км, ширина в самой широкой части 5 км. Протяженность обхода 37 км. Азимут продолговатой части 114 град. Мимо этого озера проходит дорога к Кайласу, но иностранные путешественники просто проезжают мимо, не зная об удивительной истории и качествах этих мест…

Это озеро согласно древним текстам появилось в ходе четвертого этапа первотворения: «Затем из белого вещества перламутрового яйца появилось божественное озеро Гунг-чу Нгул-мо. Оно расположено у подножия горы Brong-rtse Nag-po, а обойти его вокруг можно за два дня. По форме и очертаниям оно напоминает синий шелковый платок, раскинутый в долине».

Форма озера действительно напоминает «синий шелковый платок, раскинутый в долине, и его действительно можно обойти за 2 дня. Тибетцы верят, что в Гунгью Тсо живет белая богиня, облаченная в серебряный шлем и кристальные доспехи… По полученной нами информации, это озеро служит выходом созидающей гармонично сбалансированной  энергии. Поскольку в творящей энергии всегда присутствует сильное женское начало, это место всегда связывалось с богинями, отвечающими за плодородие, любовь и защиту женщин.

Спутниковое изображение озера Конггью

К востоку от озера расположен холм, на склонах которого множество останков древних сооружений и относительно более новых груд камней с выбитыми мантрами.

У подножия этого холма нас поразили два так называемых доринга, одиночных стоячих камня, очень похожих на те, которые мы недавно видели на Алтае, на плато Укок. По сути, это своеобразные восточные врата к озеру Конгью…

На белых известняковых горных образованиях севернее озера находятся руины Накра Дзонг (Дж.В.Белецца, 2002 г.), которые включают несколько групп осыпающихся фундаментов. Ниже крепости течет река.

Различные жилые комплексы занимают три пласта известняка светлого цвета. На самом высоком образовании имеется самое крупное скопление руин из пяти различных групп построек, занимающих площадь около 1200 квадратных метров. Исторический характер Накра Дзонг, связываемый в устной традиции с древним западным народом сингпа, до сих пор представляет собой загадку…

Ряд руин сейчас используется в качестве основания для выбитых на камнях буддийских мантр.

Здесь же мы нашли несколько больших пещер с остатками древних росписей охрой. К сожалению, они тщательно уничтожены ударами камней. Видимо, постарались рьяные буддисты. Впрочем, подобные попытки сокрытия прошлого имеют место быть не только в Тибете…

Из пещер открываются великолепные виды на долину с озером. Отличное место для ретрита и медитаций…

 

Озеро Ла-Нга (Ракшас Тал). Обитель Богини Воинов и Духов Неба и Земли Драблай Гьялмо

В южном направлении от Кайласа на расстоянии 27 км находится озеро Ла-Нга (4575 м). Его длина 28 км, ширина в самой широкой части 22 км, а самой узкой всего лишь 2,4 км. Протяженность обхода 102 км, учитывая довольно сложный рельеф обойти можно за 5-6 дней. На западном побережье много пещер, используемых в прошлые времена для ретритов.

Согласно древним текстам — это третье озеро процесса первотворения: «Затем из желтого вещества золотого яйца появилось целебное озеро Ла-нга Сил-мо. Оно расположено у подножия гор sTag-ri Khra-bo и Dug-ri Nag-po, справа от горы Тисе и слева от озера Ma-панг. Обойти его вокруг можно за восемь дней. По форме и очертаниям оно похоже на четыре континента, помещенные на ладонь. Говорят, что оно таит в себе невообразимые богатства и сокровищницы Клу, около него много пещер, таких как пещера Сияющая Свастика, похожая на пылающую мандалу Ме-ри, а также священных мест духовного свершения». Четыре континента, помещенные на ладонь, это четыре острова в озере.

Озеро Ла-Нга Тсо (Ракшас Тал) большинство тибетских буддистов и индуистских паломников избегают, так как оно представляется им в виде демонического начала. Однако, в Вечном Боне озеро Ла-Нгак Тсо — это владения богини невероятной силы Драблай Гьялмо, обитель которой занимает острова озера.

Считается, что эта одетая в доспехи и несущая смертоносное оружие королева божеств-воителей происходит из эпохи Шангшунга. Текстовые источники говорят, что эти острова были культовым центром Драблай Гьялмо — самого могущественного женского божества королевства Шангшунг. Она была королевой всех воинственных духов и двойственных духов неба и земли. Посещение ее геомантического «сердца» считалось великим благом. А представление о демоническом характере этого озера является относительно недавними.

Необходимо отметить, что в Верхнем Тибете считается обычным явлением связывать добуддийские археологические места с демонами и злыми деяниями, чтобы придать большей законности доминирующему религиозному порядку. Этот страх и ненависть к прошлому привели к тому, что для большинства буддийских обитателей Верхнего Тибета практически не существует истории Шангшунга…

У нас получилось совершить кору вокруг этого озера. На всем пути мы не встретили ни одного человека…

Мы посетили комплекс менгиров Доринг Лунг, который расположен в узкой боковой долине на западной стороне бассейна Ла-Нга Тсо. Из этого места частично видно озеро на востоке.

Виды на запад отрезаются склонами в верховье этой долины. Рельеф имеет пологий характер, покрыт травой и усыпан гравием. В Доринг Лунг имеется 13 сохранившихся серых и желтовато-коричневых столбов значительного размера. Они сильно выветрились, наклонились под разными углами и обросли оранжевыми лишайниками. Вертикальные камни (9 менгиров) имеют четыре неровные стороны примерно одинаковой ширины. Лежащие камни (4 менгира), а также слегка возвышенное положение столбов над прилегающем склоном может указывать на то, что вокруг этих столбов было ограждение или другие сооружения. В назначении этого комплекса еще предстоит разобраться по тем данным, которые мы собрали. Проводимые здесь ритуалы, по-видимому, были связаны с солнцестояниями и равноденствиями, когда конфигурация менгиров и ландшафта создавала особую энергетику…

Далее наш путь лежал к удивительному мысу длиной около 1,5 км. Его оконечность образует самое узкое место в озере. До противоположного берега всего 2,2 км. Мыс имеет вогнутую форму, направленную в направлении 348 град.

На возвышении крайней точки мыса поставлен длинный шест, к которому иногда привязывают флажки лунг-та. Еще одно подтверждение почтительного отношения тибетцев к этому месту. На оконечности мыса чувствовался сильный поток излучаемой им энергии…

Центр вогнутой части прекрасное место для медитации, после завершения которой, Кайлас, до этого целый день закрытый пеленой облаков, стал постепенно проявляться и вскоре предстал во всем своем великолепии…

Газели в этом месте довольно любопытны и могут подпускать близко к себе; небольшие черные хвосты выделяются на фоне пушистых белых огузков. Это позволяет легко отличить их от голубых баранов, которые значительно крупнее по размеру и преимущественно держатся на крутых горных склонах.

В наших планах было посещение руин монастыря Тсепгье, местоположение которого в уединенной скрытой долине мы разведали два года назад. К сожалению, в этот раз нам не хватило времени. Но мы поднялись на один из холмов к северо-западу от озера и смогли сделать несколько панорам северо-западной части озера.

Старое русло Сатледжа, вытекающий из озера Ла-Нга, и гора Благоуханного Воскурения

После окончания коры мы увидели радугу. Она проявилась в направлении горы Благоуханного Воскурения. Мы восприняли это как знак, подтверждающий успешное завершения нашей работы…

Озеро Манасаровар (Мапанг Юмтсо). Обитель Царя и Царицы Нагов

Как в каждом индийском храме есть священный бассейн, так и у южного склона Кайласа также есть свой священный водоем, это два озера – Манасаровар и Ракшас Тал. Одно – круглое, как солнце – символизирует силы света, другое – изогнутое, как как полумесяц – символ сокрытых сил ночи, которые, будучи не распознаны и не направлены в надлежащее русло, предстают в виде демонических сил тьмы. Это выражено и в самих названиях озер: Манас (санскр.) означает “разум” или “сознание”, а Ракас или, точнее, Ракшас значит “демон”, так что название Ракшас тал можно перевести как “Озеро Демонов”. Священное озеро Манасаровар, или Мана-саровар, или Тсо Мапхам, или Тсо Мапанг по-тибетски, — это самое священное, самое пленительное, вдохновляющее и знаменитое озеро в мире.

Озеро Манасаровар является вторым самовозникшим обьектом в начале первотворения:

«Точно так же из синего вещества бирюзового яйца по­явилось так называемое озеро Омовений, Ма-панг Юм-тсо. Это большое озеро расположено у подножия величественной покрытой снегом горы Тисе, и обойти его вокруг можно за четыре дня. Внешне, по форме и очерта­ниям, оно напоминает мандалу с подношением бирюзы, внутренне — это обитель Зи-чен, царя Клу нагов, и царицы нагов Клу-мо. Бирюзо­вая цитадель называется Нам-кха зи-тхо и прости­рается на три йоджаны. Посредине стоит дерево Дзам-бу Срикша, в совершенстве исполняющее желания и по­требности богов, Клу и людей.

Тибетцы верят, что в озере Мапанг обитают змеиные божества. Вот, что говорится в древнем тексте  (Пхагс па бсдуд па) о том, как озеро было наделено силой Буддами и бодхисатвами:

Если бы в Озере Анаватапта не было змеиных божеств,

Что бы стало с текущими в мире реками?

Если бы не было рек, не рождалось бы цветов и фруктов;

Не существовало бы разнообразия форм в океанах.

В мире множество рек и

Они дают жизнь лесам и лекарственным травам, цветам и фруктам.

Это зависит от Бога змеиных божеств, который живет в Анаватапте.

Там этот Бог змеиных божеств обладает силой и славой.

Согласно данному тексту, в озере живет Будда из великолепной космической эпохи, который принял форму царя-бодхисатвы змеиных божеств. Он учит буддийской доктрине змеиные существа и работает на процветание таких вещей как реки, цветы, фрукты, лекарственные травы и леса

Озеро Манасаровар часто называют озером Нагов. Особенно активны сущности, обитающие у Манасаровара, в ночное время, с 2-30 до 3-45. Именно по этой причине во время коры мы останавливались не в гестхаусах, а в палатках в 2-3 метрах от озера, чтобы иметь возможность наблюдать проявление нагов. И наши ожидания оправдались, мы наблюдали необычные огни на поверхности озера, похожие на дорожку, которые мерцали как светящаяся дымка.

У озера Манасаровар имеются четыре водные врата (аналогично четырем дверям дворца мандалы), из которых западные врата — водный вход в Долину Тхом Буш (Се-ба-лунг).

Вот что пишут об этом в древних текстах:

«По четырем углам этого большого озера находятся: на востоке — место сокрытия пяти разновидностей драгоценных камней; на севере — место сокрытия различных целебных растений; на западе — место сокрытия нектара, побеждающего яд; на юге — место сокрытия плоти семи жизней».

Действительно, на востоке, у монастыря Сералунг, есть песок, состоящий из крупинок пяти цветов. На севере у подножия горы Понри есть множество лекарственных растений, обладающих особыми запахом и свойствами. Скорее всего именно поэтому эта гора называется еще Горой Благоуханного Воскурения. На западе находится озеро Тсети, из которого раньше добывали соду. Тибетцы не без оснований соду, обладающую уникальными целебными свойствами, называли «нектаром, побеждающим яд». Они также говорили о пяти типах соды, которая связывается с ванной, очищающей от проступков и прегрешений.

Вот что мы еще нашли в древних текстах:

«В четырех промежуточных направлениях находятся так называемые Четыре Средства, которые уводят живых существ из низших уделов:

то, что на юго-востоке, — это растение Вечно Плачущее (Drosera peltata), которое находят на Красной скале горы Груда Драгоценностей

Говорят, что это целебное растение помогает при всех разновидностях болезней. Его корень имеет форму алмаза; у него восемь листьев, напоминающих ослиные уши; стебель белый и многослойный; у него восьмилепестковый синий цветок с красными пестиками; плод похож на пятиконечную ваджру; цветок размером с цветок гороха, издает приятный мускусный запах, всег­да покрыт росинками и блестит.

Используя для лечения болезней, его называют «белая панацея» [dkarpo gcigthub]. Если приложить его ко рту, он закрывает врата низших перерождений. Умирающему он помогает оставаться в состоянии созерцания, а также способствует появлению священных останков-реликвий.

То, что на северо-востоке, — это большой валун огонь-камня, который лежит на горе Благоуханного Воскурения и называется Скала, Направляющая Живых Существ. Говорят, что, когда на этой скале зажигают огонь, всё съеденное и выпитое и всё то, чего коснулись огонь и дым, порождает просветление.

Гора Пон-ри или гора Благоуханного Воскурения

То, что на северо-западе, называется Вечно Плачущая Вода. Говорят, что она представляет собой горячие источники, полезные при всех разновидностях болезней

Горячие источники у монастыря Чиу

То, что на юго-западе, называется Вечно Плачущий Человек. Считается, что это место, где тысячелетний старец-аскет пребывает в медитации в пещере Ке’uru-ri, и что любое живое существо, повстречавшееся с ним, может достичь освобождения

Пещеры у монастыря Госсул, в которых останавливаются бон-по

Белый город на северном побережье

С озером Манасаровар связано много легенд. Одна из них — о Белом городе и лотосах, цветущих в священном озере.

Во время цветения лотос поднимается на поверхность на малый период времени, всего на несколько минут,  раскрывается и быстро опять уходит вниз, в глубины озера. Цветение происходило раз в год, но не в одно и то же время, а во время солнечного или лунного затмения. О времени цветения знали только жрецы Белого города — особая высшая каста, которые во время появления лотоса проводили определенный ритуал, читая мантры…

За несколько минут лотос мощно трансформировал все пространство. В сильном энергетическом потоке происходила утилизация мертвых, отработанных энергий и зарождение живых, новых энергий.

Лотос большой, диаметром 3-4 метра, листья и лепестки толстые, как будто набиты ватой. У него 12 лепестков, внизу 4 больших лепестка, внутри 8 лепестков поменьше. Лепестки бледно-розоватого цвета, с красными прожилками.

Другая легенда говорит, что когда Учитель Шакьямуни, вместе с 500 учениками, пришел в Белый Город, то над водой появился гигантский стебель лотоса, который затем распустился в знак радости и дружбы царя змеиных божеств. На нем был 501 цветок, и когда Будда сел на центральный цветок, а 500 достойных буддистов, таких как Сарипутра, расселись на 500 цветках под ним, он прочитал Речь о причинах и следствиях. Вот как это место было наделено силой, как это утверждается в Основных учениях по доктрине.

Считается, что вода озера Манасаровар обладает качеством, которое способно очищать от прегрешений и закрывать путь для перерождений на низкие планы. Для этого достаточно лишь выпить ее или совершить омовение в озере. Об этом озере Будда сказал своим ученикам, что оно является высшим озером, которое когда-либо было освящено Буддами и бодхисатвами.

Если человек совершает круговые обходы с этим знанием, то даже несмотря на то, что он может быть страшным грешником, совершившим пять неискупимых грехов, после своей смерти в последующем перерождении он уже не вернется на нижние планы. И если выпить воды из озера и совершить омовение с верой в душе, веря в то, что сказал мастер Падмасамбхава, можно переродиться в божественную сферу Небесного Действа.

Ритуал омовения в Ракшастале – очищение сознания человека. Когда очищается сознание, то меняется и физическое тело, и эмоциональное поле и у человека начинает меняться осознание. На бессознательном уровне выстраивается правильное восприятие бытия. Восстанавливаются нервные клетки. И когда полностью уходят эмоции, приходит состояние – «я есть»… А затем вдыхается жизнь через омовение в Манасароваре. Манасаровар – это дыхание жизни. После проведения ритуала омовений в озерах Ракшастал и Манасаровар человек на бессознательном уровне становится чистым, уходят кармические вопросы. Происходит как бы обнуление, и то, как он будет жить дальше – это полностью выбор человека.

Кора вокруг озера Манасаровар

Тибетцы обычно начинают кору вокруг озера Манасаровар из Хор Шанге (бывший Хор Ку; также Хор-ре и Ле-гья; 4610 м), который расположен  в 27 км от Дарчена, на северо-восточной оконечности озера. Первую ночь они проводят в Труго, а вторую  в монастыре Чиу гомпа. Мы же решили пройти маршрут коры за 5 дней для более подробного изучения множества пещер, которые встречаются практически на протяжении всей коры  и более глубокого соприкосновения с энергией этого уникального озера. Мы начали свой путь из монастыря Чиу, от которого до монастыря Лангбона проложена дорога прямо по берегу озера.

В самом начале коры мы увидели настоящий пещерный город — береговые скалы были просто усеяны пещерами, обустроенными индийскими и буддийскими затворниками. Вот он великий легендарный Белый Город!

 

Монастырь Черкип

На расстоянии 6 км от начала коры у монастыря Чиу находится монастырь Черкип. Около монастыря, на террасе, располагается чортен и стена Мани. Разрушенный центр, посвященный Гуру Ринпоче, расположен у самой воды в устье пересохшего ручья. Это был самый маленький из восьми монастырей по берегу озера. Недалеко на холмах много заброшенных пещер для медитации, выходы которых ориентированы на теплую южную сторону, почти всегда освещенную солнцем. Это позволяет оставаться в пещерах даже зимой.

Далее тропа коры следует мимо Тасалунга, стены Мани на входе в долину, и пещеры отшельников Лангчен  Пхук рядом с берегом. Перед входом в долину реки Гьюма Лунг дорога поворачивает на север к монастырю Лангпона (6 км от монастыря Черкип). Монастырь, посвященный Будде Шакьямуни, располагается на правом берегу Гьюма и ранее находился под управлением монастыря Хемис на территории Ладакха. Территория монастыря окружена пастбищами, на которых кочевники из Хор Ку и Пуранга пасут своих животных в зимнее время года. Река Гьюма довольно полноводная и ее можно перейти только по льду в зимнее время.

Наш лагерь мы расположили недалеко от устья этой реки прямо на берегу озера, в 3 метрах от воды.

От наших палаток открывался прекрасный вид на священную гору Благоуханного воскурения


Продолжение коры. Восточное и южное побережье

Во время коры нас сопровождала удивительная собака. Кроме «взгляда Воина» ее поведение было наполнено достоинством. Она не просила еду и, даже когда мы ей давали немного печенья и сыра, не ела сразу, а только через какое-то время. Но самое главное, от нее исходила некая Энергия, некий импульс, который помогал и направлял…

Сералунг, первый храм на маршруте прохождения коры, находится в 3 часах пути от Хор шанга. После перехода через Сермо Тсангпо, вдоль берегов которой простираются обширные луга для разбивки лагеря, дорога сворачивает влево (на восток) в холмы. Тропа паломников ведет на юг в песчаные дюны к озеру. На берег выносит необычные растительные яйцеобразные формирования, которые паломники собирают как чинлап (благодать). Они также собирают здесь блестящий разноцветный песок, который называется чема не-нга, “пятицветный песок». Широкие полосы темно-красного песка вдоль берега — пылеобразный известковистый гранат. На темно-синей воде плавают крупные смешанные стаи горных гусей, чомги, крохали, лысух, чаек, огари и разнообразных уток. Вдоль береговой линии бегают осторожные кулики и красноногие травники, пронзительные крики которых часто обращают в бегство водоплавающих птиц, на юго-западе вырисовывается Гурла Мандхата, а на северо-западе возвышается белая пирамида Кайласа; трудно найти более восхитительное священное место.

Монастырь Сералунг (Долина Града; 4665 м) был основан в семнадцатом веке немного выше на холмах, но впоследствии был заново отстроен поближе к озеру.  Лакханг и святилище охранителя возвышаются над небольшим внутренним двором с жилыми постройками по каждой стороне для монахов. Главная фигура в храме — Сангье Чомденде, образ Будды, который прилетал в это место с  500 архатами, чтобы “прикрепить» Кайлас.

Далее дорога пересекает песчаный возвышенный мыс и выводит к мосту через реку Трак Тсангпо. Окрестности изобилуют дикими животными и растениями, и в русле долины пасутся стада диких ослов (кьянг).  Трак Тсангпо, самый крупный впадающий в озеро речной сток. Некоторые считают, что эта река — Лангчен Кхабаб — исток Сатледжа, хотя большинство тибетцев за исток Сатледжа принимают источники в Дунгчу гомпа северо-западнее Ракшас  Тала. Если идти на восток вверх по Трак Тсангпо и через перевал Трак Ла, можно добраться до Тамчок Кхабаба, истока Тсангпо.

В 6,5 км от озера в русле реки Таг находятся многочисленные горячие источники. Вдоль русла реки по обоим сторонам идут две дороги. Ехать лучше всего по южной дороге. Здесь расположен целый бассейн с проточной горячей водой, единственный бассейн такого большого размера в регионе Кайласа

Далее по большей части дорога идет вдоль берега до монастыря Труго, и вскоре проходит через одно из четырех мест простираний чактсал ганг.  В двух часах пути за Трак Тсангпо лежат руины Ньего гомпа, бывшего убежища Сакьяпа, построенного в том месте, где индийский мастер Атиша был так поражен красотой этого района, что остался здесь на несколько дней, совершая глиняные подношения тша-тша. Атиша — это индийский мастер, который восстановил буддизм в Тибете в XI веке.

Труго гомпа (4590 м), крупнейший из монастырских комплексов вокруг Манасаровара, находится менее, чем в 1 часе пути от Ньего. Изначально созданный в качестве места для медитации для монахов Друкпа Каргьюпа, впоследствии он был передан под управление Шепелинга —  крупного монастыря Гелугпа, который в настоящий момент пребывает в руинах на хребте над Пурангом. Три центральные фигуры в изысканно украшенном дукханге   —  Дусум Сангье, «Будды трех времен”. Большинство из находящихся здесь небольших статуй изначально находились в Шепелинге.

Ранним летом здесь, на южном берегу, кишат тучи черных насекомых. Они не кусаются, но причиняют неудобства, и приходится закрывать нос и рот.

У озера Тсети

Вокруг озер Ла-нгак и Мапанг, несмотря на довольно отличающуюся форму, можно описать две окружности с почти одинаковым диаметром около 29 км. Центральная точка пересечения этих окружностей Vesica piscis  находится на южном побережье озера Тсети, из которого ранее добывали поташ и соду. Это озеро находится всего в 200 метрах от западного побережья озера Мапанг.

Мы посетили равновесную точку двух озер, в которой можно одномоментно ощутить баланс разнонаправленных энергий, выровнять тонкие энергетические тела.

Воздействие озера Манасаровар на сознание паломников во все времена было запредельным, открывающим божественную реальность…

 

Озеро Куркьял Чунго. Обитель Богини Гур-Гьял

А самым первым озером, возникшем в процессе первотворения, в соответствии с бонской традицией, явилось озеро Куркьял Чунго (4,596 м), расположенное севернее Манасаровара у подножия горы Благоуханного Воскурения:

«Сначала в пустом просторе неба из самовозникшей субстанции бытия в абсолютной пустоте появились четыре сияющих яйца из драгоценных камней. Затем из белого вещества белого яйца из морской раковины появилось так называемое божественное Озеро Богини Гур-Гьял. Это большое озеро расположено у подножия горы Благоуханного Воскурения, и вокруг него можно обойти за один день. По форме и очертаниям оно напоминает перевернутое серебряное зеркало; это сокровище и место совершенного наслаждения».

Согласно буддийской традиции, это озеро символизирует голову Манасаровара и является местом ритуальных омовений дакини. Считается, что кора вокруг Манасаровара будет неполной, если также не обойти по кругу и это озеро.

Северо-западная часть озера сильно заболочена, что вызывает трудности подхода к берегу. Форма озера похожа на ковш, верхняя часть которого расположена в юго-западном направлении.

От дороги до озера всего около 300 м, но как ни странно, никто не останавливается в этом месте… А озеро стоит того. В спокойной глади озера отражаются как в зеркале корабли белых облаков.

Наше путешествие в пространстве сакральных озер было подобно постепенному приближению к точке первотворения. Это была особая подготовка через Стихию Воды к следующему этапу нашей экспедиции — Спиральной Коре Кайласа, Спирали Единства, Спирали Восхождения к Истокам, откуда мы все вышли у куда предстоит вернуться… Но это следующая история.