Три ночи в Астападе

Новости от 24 ноября 2023

Для представления восприятия Кайласа с точки зрения индусской традиции приведем сокращенный перевод с английского отрывков из книги «Сумеру Парват» Свами Бикаша Гири, индийского паломника, многие годы посещавшего регион Кайлас-Манасаровар.

Из Тарчена я отправился в путь вдоль берега реки. По обеим берегам реки лежали равнины, покрытые густой зеленью. Я взял с собой провизии с таким расчётом, чтобы её хватило на четыре-пять дней. Я каждый год посещаю Астапад, потому что из этого места открываются красивейшие виды на гору Кайлас. В конце сентября 1996 г. я решил остановиться в пещере Астапад. Вес моего багажа составлял 25 кг, не считая дров. Если идти без багажа, то можно посетить Астапад и вернуться назад в Тарчен за один день.

Астапад  — это гора из семи ступеней или уровней. На второй ступени горы имеется несколько пещер. В древние времена многие святые, мудрецы, монахи и санньясины использовали эти пещеры для медитаций. Шри Ришабхадеваджи, джайнистский мудрец, медитировал здесь, правда, никаких подтверждений этого не сохранилось. Здесь можно постичь восемь магических сил. Существует множество тибетских историй, связанных с этой горой. Они могут быть правдивыми или вымышленными, но точно известно, что многие святые, мудрецы и монахи медитировали здесь и достигли магической силы. Это место до сих пор оказывает мощное духовное воздействие. Несмотря на то, что Кайлас расположен довольно далеко отсюда, кажется, что он находится совсем рядом. Похожие на оленей животные и птицы разнообразной окраски придают этому месту ещё большее очарование. Так как был конец сентября, то было уже холодно.

Вода, стекающая в пещере тонкой струйкой, образовала ледяные столбы, и в некоторых местах  сформировались  довольно красивые статуи. Протяжённость ниши составляет около 1 км, её высота изменяется от 3 до 15 метров, а глубина – от 1,5 до 6 метров. В одном месте высота ниши была 30 метров, и струящаяся вниз вода застыла в форме жемчужин в том месте, где она достигала земли. Существует поверье, что царь Юддиштра использовал подобные жемчужины для поклонения богу Шиве. Здесь имеется закрытая часть, огороженная стенами из камня и глины, и она выглядит как помещение внутри ниши. Я решил остановиться в этом помещении. Там был колодец с большими камнями по обеим сторонам, и он помог мне спастись ночью от холода. На стене, над спальным местом, есть зеркало. В зеркало видна часть озера Манасаровар. В пещере нет воды, и стекающая вниз вода трансформировалась в каменный столб. В одном месте кристаллическое образование походило на «Шивалингу» Амарната, а в другом месте структура походила на тысячу каменных «шивалинг» одинакового размера. В другом месте образование приняло форму статуи — как будто бы тело медитирующего мудреца превратилось в чистый застывший образ. Чтобы добыть воды, я вынужден был крошить лёд на мелкие кусочки и растапливать их. У меня довольно много времени уходило на то, чтобы растопить прозрачный твёрдый лёд. Не было никакого желания принимать пищу. Даже ночью во время сна я чувствовал осознанность. Всё время меня окружает обстановка спокойствия и безмятежности. Это спокойствие ощущается повсюду, и это вызывает чувство страха. В этом месте нет ни воров, ни грабителей, ни хищных животных, ни привидений — но причина страха необъяснима. Я подумал, что шум, который я издаю, доставляет неприятность медитирующей душе.

На следующий день я решил подняться на гору Астапад. Это было крутое восхождение по тропе из галечника и песка. С каждым шагом моя нога погружалась в грунт. Я вынужден был ползти, упираясь локтями и коленями. Не было видно никаких следов присутствия человека. Время от времени я наталкивался на следы оленей. Несколько раз я чуть не упал вниз. После преодоления половины подъёма начались большие камни, и мне приходилось перебираться через них. Когда я поворачивался назад, то передо мной открывались красивейшие виды на Манасаровар и Ракшас Тал. Чем выше я взбирался, тем красивее были виды. Мне нужно было соблюдать крайнюю осторожность во время передвижения, потому как камни шатались под моими ногами. В одном месте я миновал камень, на котором были следы Бел-патры (лист дерева Бел, или лимона персидского). 

Я поднял его и убедился, что это были ископаемые остатки листа Бел. Вне всякого сомнения, этим древним ископаемым остаткам миллионы лет. Это подтверждает тот факт, что даже миллионы лет назад люди почитали Кайлас и делали ему подношения в виде листьев Бел. На вершине Астапада лежат огромные валуны. В некоторых местах также можно обнаружить завалы из багряно-красной земли.

На другой стороне обширных долин, на юге, лежит длинная цепь ледяных шапок Гималайских гор районов Кумаон и Гархвал. Эти вершины стоят как стражи в боевой готовности. Они стоят как несменяемые охранники на границе между Китаем и Индией. В конце долины лежат озёра Манасаровар и Ракшас Тал, а между ними возвышается гора Мандхата. Кажется, что Мандхата – сокровищница знаний и мудрости всей Земли – покоится на берегах обоих озёр. Манас – это символ чистоты и спокойствия, в то время как Ракшас Тал символизирует грязь и беспокойство. Это две формы мудрости, или Мандхата. Добро не имеет смысла без зла, как и чистота не имеет значения без грязи. Не может быть доброты без жестокости, поэтому Мандхата, которая олицетворяет мудрость, пребывает вместе с добром и злом.

Манасаровар и Ракшас Тал  — это два аспекта Мандхаты, которая символизирует мудрость. Тибетские буддисты рассматривают Мандхату как форму Сарасвати, которая считается символом знания. Для индусов она олицетворяет мудреца, или царя, символизирующего верховную власть. Воды Мандхаты текут только в Манасаровар, но не в Ракшас Тал. Воды Кайласа текут только в Ракшас Тал, но не в Манасаровар. Гурла Мандхата расположена на некотором расстоянии от Кайласа, который является душой Земли и пребывает в неизменном состоянии глубокой медитации. Я провёл несколько часов в экстатическом состоянии. У меня было ощущение того, что я нахожусь на небесах. Чуть ниже проплывала кучка облаков. В западе лежат цепи небольших гор, а на севере располагается Кайлас.

В этом месте я почувствовал, что как будто бы попал прямо в центр Кайласа. Отсюда Кайлас выглядит великолепно, но это трудно описать словами. Это величественная панорама. Нанди расположена перед Кайласом, а Астапад находится на запад от Нанди. Здесь имеется протяжённый ручей, который вытекает из «джаты» Кайласа. Кажется, что Ганга спускается в «джату» (спутанные волосы) Кайласа и исчезает на пути вниз. После созерцания таких панорам сердце не хочет покидать это место. Но разум говорит: «Нужно возвращаться». Я решил спускаться с северной стороны. Большие острые камни были крайне неустойчивы. Если бы я соскользнул вниз по камню, то неминуемо погиб бы. Я добрался до пещеры до наступления заката. На запад от Астапада, рядом с Тарпоче, имеется  несколько больших и маленьких пещер. Западная часть Астапада состоит из отвесных скалистых стен. На востоке есть восемь ступеней, и на второй ступени расположено несколько пещер. Внутри пещеры есть небольшие помещения, которые были сделаны за счёт выстраивания небольших стен, но на данный момент они находятся в полуразрушенном состоянии. Это наводит на предположение о том, что много лет назад здесь жили люди. На третий день я отправился совершать кору (парикраму) вокруг Нанди, а вечером вернулся в пещеру, чтобы переночевать в ней. Таким образом, здесь я провёл три дня и три ночи, а затем вернулся в Тарчен. В Тарчене я понял, что побывал в новом царстве покоя и счастья.