НЬЯНГТО КЬИ ПХУК: ЗДЕСЬ МОНАХОВ УЧИЛИ ИСКУССТВУ БЕГА НА ДЛИННЫЕ РАССТОЯНИЯ И ЛЕВИТАЦИИ

Новости от 10 ноября 2023

В обители Ньянгто Кьи Пхук, до которой можно легко добраться из Гьянтзе, имеется несколько келий, используемых в свое время практиками культа Маха Кетонгва. Адепты закрывали себя и оставались в полной темноте в течение продолжительного времени, чтобы развить особые способности. Одна из дисциплин называлась лунгом — комбинация медитации и йоги, согласно которой адепт учился в состоянии транса без усталости пробегать очень длинные дистанции на необычайно высокой скорости. Здесь находилось первое в Тсанге заведение по обучению этим эзотерическим дисциплинам.

Ньянгто Кьи Пхук расположен на правом берегу Ньянг Гху, в 16 км от Гьянтзе.

Культ  Маха Кетонгва  («Великий гость»)

До начала культурной революции в монастыре Ньянгто Кьи Пхук под руководством тулку обучалось 200 монахов. Ученики проходили обучающие курсы, которые были заведены и в большинстве других монастырях. После начального периода обучения они занимались практикой лозум чосум (три года, три доктрины) с исключительной концентрацией на йоге. Если ученик желал продвигаться дальше, то он поступал на следующие курсы продолжительностью шесть, семь или двенадцать лет; и старшие монахи делились с ними строго охраняемыми знаниями и практиками.

Два самых совершенных мастера из обителей Ньянгто Кьи Пхук и Тхалчок Линг получили титул Маха Кетонгва. Эта квалификация подлежала обязательному подтверждению предсказателями-свещенниками и тибетским правительством. Каждые 12 лет (в год Петуха) один из Маха Кетонгва устраивал удивительную пробежку. Сопровождаемый двумя адептами-йогинами, он совершал вокруг центрального Тибета круговой маршрут — Юлдрук Баркхор. Путь начинался в монастыре Шалу, шел через Шигацэ в Лхасу, а затем в Самье, по округам Ярлунга и южного Тибета. Маршрут возвращался назад в Нетханг, рядом с Лхасой, а затем направлялся на запад в Гьянтзе и Шалу. Маха Кетонгва должен был совершить переход за две недели, что представляется невозможным.

Традицию проведения бегового маршрута ввел в XIII веке н.э. Бутон, историк и реставратор Шалу, вместе с выдающимся йогом Юнгтон Дордже Пал. Один раз в 12 лет йог совершал сложный ритуал умиротворения бога смерти Шиндже, чтобы удержать божество от проглатывания в день по одному человеку. Бутон и еще три ламы отправились к волшебнику, чтобы присутствовать при этом событии. Когда они прибыли на место, они обнаружили, что появился огромный и ужасный бог Шинджи.

Юнгтон сказал четверым прибывшим, что для совершения обряда требуется человеческая жертва. Три ламы придумали для себя различные оправдания, и Бутон предложил себя. Юнгтон сказал ему после этого, что есть другой вариант. Если Бутон пообещает совершать такой же ритуал каждые 12 лет и завещает своим последователям соблюдать этот обет, то он сможет избежать смерти. Бутон согласился, и Юнгтон чудесным образом создал бесчисленное количество голубей, которые влетели в раскрытый рот Шиндже.

С тех пор настоятели монастыря Шалу умилостивляют божество. Со временем количество умиротворяемых божеств увеличилось, и требовались быстрые бегуны, чтобы вызывать их из различных частей страны за относительно короткое время. В течение столетий в Шалу монахи интенсивно обучались практике лунгом, которая подразумевает освоение нескольких дисциплин, объединяющих умственную концентрацию с выдающимися физическими умениями. Наиболее известная дисциплина – бег на длинные расстояния, испытание на звание первых йогов Тибета.

Для подготовки к Юлдрук Баркхор три йога должны были жить в строгом уединении в течение 11 лет.

В присутствии настоятеля монастыря и других лам высокого звания в один из благоприятных дней они входили в пещеры. Входы затем замуровывались, оставляли лишь крошечное окошечко для еды. Внутри кельи каждый адепт концентрировался на выполнении двух эзотерических практик. Первая, тхумбо, дыхательная и медитативная техника, направленная на выработку телом необычайной тепловой энергии.  Во время окончательной проверки йог брал с собой на заснеженную вершину горы 12 огромных простыней и большой котел с наполовину проваренной пшеничной мукой. Затем йог раздевался, оборачивал свое тело влажными простынями и одновременно выпивал чашку с тестообразной массой. Концентрируя свое сознание, он высушивал простынь за короткий промежуток времени и одновременно переваривал тестообразную массу. Цикл повторялся до тех пор, пока не высыхали все простыни, и не съедалась вся тестообразная масса.

Вторая техника, которую практиковал адепт в течение 11 лет, была левитация. Она заключается в том, что человек садится на толстую подушку в позу лотоса. После выполнения нескольких интенсивных дыхательных упражнений он пытался подпрыгнуть вверх без помощи рук.  Этот цикл повторялся бесчисленное количество раз. После продолжительной тренировки тело, якобы, становится очень легким, и наиболее совершенный адепт способен даже взлетать на несколько футов над землей. Как минимум, мастер может сидеть на ячменных стеблях, не изгибая их. Когда истекал срок, кельи открывали, и йоги шли в Шалу для испытания на глазах у публики. Главный адепт, Маха Кетонгва, входил в пустое помещение под землей. В находящемся на уровне земной поверхности потолке по центру располагалось квадратное отверстие, а высота помещения была в два раза больше роста испытываемого. По истечении одной недели интенсивной медитации он проходил окончательную проверку в присутствии двух государственных служащих из Шигацэ.  Происходило это, обычно, на 11 день десятого лунного месяца. Большое количество монахов и мирян собирались, чтобы посмотреть, как Маха Кетонгва будет левитировать, и проходить через отверстие.  Если испытание завершалось успешно, то он переходил к следующей проверке. Не него надевали куртку из кожи яка, пропитанную в ледяной воде, и он должен был полностью высушить ее при помощи техники тхумо. После этого мастерского действия куртку передавали судьям и зрителям.

Для Юлдрук Баркхор главный йог одевался специальным образом. Поверх своих одежд он обвязывался широким поясом. К поясу прикреплялась пхурпа, а на шею вешались четки. Часть его длинных волос завязывалась в пучок и украшалась дордже. Он надевал большие серьги, сделанные из белых раковин моллюска, а поверх глаз – сетки, сделанные из шерсти медведя и наделенные магической силой. В левой руке он держал костяную трубу, а в правой – трезубец. Губернатор Шигацэ скреплял печатью пояс, чтобы йог не мог снять свои одежды для полноценного отдыха.  После этих непростых приготовлений три человека приступали к Юлдрук Баркхор.

Тем временем, официальные лица отправляли в Лхасу отчет, сообщавший о результатах испытаний. По словам свидетелей событий, скорость трех йогов была не очень высокой, и не было ничего особо примечательного в способе их перемещения. Некоторые утверждали, что испытываемые находились в состоянии транса, другие отрицали этот факт. Несколько молодых людей пытались угнаться за ними, но через некоторое время обычно отказывались от этой затеи, так как не могли поспевать за адептами. Во время перехода трем йогам не разрешалось долго отдыхать или ложиться. 

Как только три йога приближались к какому-нибудь поселению, простой народ массой выходил навстречу, чтобы получить благословление Маха Кетонгва, которое он раздавал касанием своего трезубца. Одновременно с этим он очищал место действия, разбрасывая в воздух рисовые и ячменные семена. 

Когда три йога, в конце концов, достигали Лхасы, они направлялись прямиком в Поталу. У подножия дворца, в деревне Шол, стоит два каменных доринга, установленных перед длинными каменными площадками, ведущими к торжественным входам. Здесь Маха Кетонгва играл на свое костяной трубе, объявляя о своем прибытии одним сигналом. При этом слуги Далай Ламы немедленно открывали все комнаты и зажигали там благовония. Они должны были это делать довольно быстро, до того, как Маха Кетонгва дойдет до нижних ступеней, где он подавал второй трубный сигнал; ну а третий и последний раз он трубил на входе. Затем главный йог, в неистовстве входил в каждую комнату и разбрасывал перед собой рис, чтобы убрать воздействие злых сил. В конце концов, он входил в личные покои Далай Ламы, садился напротив него, и ему предлагали две чашки чая. Все это проходило в полном молчании. В конце, без единого слова, трех посетителей приглашали в дома знатных семейств. Сидя на возвышении, Маха Кетонгва благословлял каждого члена семьи, возлагая свои руки на их склоненные головы. Глава семьи, кроме обычного благословения, еще и соприкасался своим лбом со лбом йога. В рамках ритуала каждая комната очищалась разбрасыванием риса. В конце, после возвращения в монастырь Шалу, три йогина несколько месяцев отдыхали перед тем, как продолжить медитации, практические занятия и другие монашеские занятия.

Шалу, Ньянгто Кьи Пхук и Тхалчок Линг

Следует отметить, что монастырь Шалу, который является на данный момент хранилищем потрясающих настенных росписей Тибета, ранее был широко известен как передовой центр эзотерических практик. Среди них самая знаменитая  — лунгом.  Монастырь Шалу, вместе с Ньянгто Кьи Пхук и Тхалчок Линг, был самым прославленным местом обучения запредельным дисциплинам. Сильная сторона всех этих монастырей заключалась в том, что ученик достигал высокого уровня физического мастерства не развитием мускулов, а за счет концентрации ума.