Мистерия сакральных озер и Спиральная кора Кайласа

Новости от 28 октября 2015

 

В начале сентября 2015 года завершилась новая уникальная экспедиция, предпринятая исследовательской группой «Феномен Кайласа» в регион одной из самых почитаемых и загадочных вершин планеты — горе Кайлас (Тибет). Российские путешественники завершили юбилейный, десятый экспедиционный сезон.

По тибетскому календарю 2015 год является годом Овцы, особым для священных озер Тибета. Такое бывает раз в 12 лет. В это время энергетика озер наиболее благоприятна для паломников. Многие тибетцы стремятся совершить кору вокруг священных озер: Намтсо, Дангра, Мапанг (Манасаровар), образующих дуальные пары с находящимися рядом с ними горами — НьеченТангла, Тарго и Канг Тисе (Кайлас).

Первая часть экспедиции была связана с последовательным посещением четырех самых больших озер, расположенных в этом регионе: Конггью, Ла-Нга (Ракшас Тал), Мапанг Юм-Тсо (Манасаровар) и Кургьял Чунго. Западным путешественникам и паломникам хорошо известны только два из них —  Манасаровар и Ракшас Тал. Вместе с тем, все эти четыре озера входят в стройную систему, связанную с сотворением мира, описанную в древних тибетских текстах добуддийского периода. В ходе поездки были найдены интересные соответствия древних текстов современным сведениям о водной системе у Кайласа, формируемой четырьмя основными горными вершинами этого региона: Кайлас (6624 м), Гурла Мандхата (7694 м — высочайшая вершина на плато Тибет), Понри (5953 м) или гора Благоуханного Воскурения и КанглунгКангри (6250 м). Гора КанглунгКангри является высочайшей на нашей планете водораздельной точкой, в которой смыкаются бассейны трех великих рек Азии — Ганги, Брахмапутры и Инда. Кстати, и до настоящего времени эта точка практически не исследована западными путешественниками, несмотря на свою огромную важность. Она  является своеобразным белым пятном, и потому включена в программу наших будущих экспедиций…

В древних тибетских текстах содержатся описания Четырех Великих Самовращающихся Озер, последовательность и процесс их возникновения, указываются особенности связанных с ними мест. Анализ  текстов позволил по-новому оценить значимость этих  озер.

Группе российских путешественников удалось последовательно посетить озера региона Кайласа, начиная с Конгью и завершая озером Кургьял Чунго. Это соответствует постепенному приближению к точке первотворения (согласно древним бонским текстам) – к озеру Кургьял Чунго, расположенному у подножия горы Благоуханного Воскурения (Пон-ри).

Участники группы совершили коры (обходы) вокруг озер Ракшас Тал и Манасаровар, во время которых были исследованы важные энергетические точки, древние археологические памятники, пещеры отшельников, монастыри, мегалитические святилища, сделано множество уникальных фото и видеосъемок.

К востоку от озера Конгью были найдены два так называемых доринга — одиночных стоячих камня, очень похожих на те, что были обнаружены во время предыдущей экспедиции на Алтае, на плато Укок. По сути, это своеобразные восточные врата к озеру Конгью…

SIZ_2015

На белых известняковых горных образованиях севернее озера находятся руины Накра Дзонг, которые включают несколько групп осыпающихся фундаментов. Ниже крепости течет река. Различные жилые комплексы занимают три пласта известняка светлого цвета. На самом высоком образовании имеется крупнейшее из пяти различных групп построек скопление руин, занимающих площадь около 1200 квадратных метров. Исторический характер Накра Дзонг, связываемый в устной традиции с древним западным народом сингпа, до сих пор представляет собой загадку…

SIZ_2106 Panorama

Озеро Ла-Нга Тсо (Ракшас Тал) большинство тибетских буддистов и индуистских паломников избегают, так как оно представляется им пугающим демоническим началом. Однако, в Вечном Боне озеро Ла-НгаТсо — это владения богини Драблай Гьялмо, наделённой невероятной силой. Ее обитель находится на островах озера…

SIZ_2574

Группа посетила комплекс менгиров Доринг Лунг, расположенный в узкой боковой долине на западной стороне бассейна Ла-Нга Тсо. В этом месте имеется 13 сохранившихся серых и желтовато-коричневых столбов значительных размеров. Они сильно выветрились, наклонились под разными углами и обросли оранжевым лишайником. Вертикальные камни (9 менгиров) имеют четыре неровные стороны примерно одинаковой ширины. Лежащие камни (4 менгира), а также слегка возвышенное положение столбов над прилегающим склоном, может указывать на то, что вокруг этих столбов было ограждение или другие подобные сооружения. В назначении этого комплекса еще предстоит разобраться по тем данным, которые удалось собрать. Проводимые здесь ритуалы, по-видимому, были связаны с периодами солнцестояний и равноденствий, когда конфигурация менгиров и ландшафта создавала особую энергетику…

SIZ_2328

В скалах на северном побережье озера Манасаровар находится около 100 пещер, используемых с древнейших времен индийскими и тибетскими мастерами для длительных ретритов. Светлые скалы создают иллюзию легендарного Белого города… Пещеры расположены как в нижних ярусах горных образований, так и в верхних, весьма труднодоступных без специального снаряжения. Часть этих пещер удалось посетить, но большую часть только предстоит исследовать в будущих экспедициях.

Обнаружено множество соответствий с древними описаниями сакральных мест около озера Манасаровар. Так, например: «На востоке — место сокрытия пяти разновидностей драгоценных камней» соответствует  местности у монастыря Сералунг, где есть песок, состоящий из крупинок пяти цветов. «На севере — место сокрытия различных целебных растений» — у подножия горы Понри есть множество лекарственных растений, обладающих особыми запахом и свойствами. Скорее всего именно поэтому эта гора называется еще Горой Благоуханного Воскурения. «На западе — место сокрытия нектара, побеждающего яд» — соответсвует озеру Тсети, из которого раньше добывали соду. Тибетцы не без оснований называли соду, обладающую уникальными целебными свойствами, «нектаром, побеждающим яд». Они также говорили о пяти типах соды, которые связаны с водоемом, очищающим от проступков и прегрешений.

Группа посетила и осмотрела руины монастыря Черкип, самого маленького из восьми монастырей у озера Манасаровар. Около монастыря, на террасе, располагается чортен и стена Мани. Разрушенный центр, посвященный Гуру Ринпоче, расположен у самой воды в устье пересохшего ручья. Недалеко на холмах — множество заброшенных пещер для медитации, выходы которых ориентированы на теплую южную сторону, почти всегда освещенную солнцем. Это позволяет оставаться в пещерах даже зимой.

SIZ_2784

Вокруг озер Ла-нга и Мапанг, несмотря на довольно отличающуюся форму, можно описать две окружности с почти одинаковым диаметром около 29 км. Центральная точка пересечения этих окружностей — Vesica piscis  находится на южном побережье озера Тсети, из которого ранее добывали поташ и соду. Это озеро простирается всего в 200 метрах от западного побережья озера Мапанг. Мы также посетили равновесную точку двух озер, в которой можно одномоментно ощутить баланс разнонаправленных энергий и выровнять тонкие энергетические тела.

А самым первым озером, возникшем в процессе первотворения, в соответствии с бонской традицией, явилось озеро Куркьял Чунго (4,596 м), расположенное севернее Манасаровара у подножия горы Благоуханного Воскурения. Согласно буддийской традиции, это озеро символизирует корону Манасаровара и является местом ритуальных омовений дакини. Считается, что кора вокруг Манасаровара будет неполной, если также не обойти по кругу и это озеро. Северо-западная его часть сильно заболочена, что вызывает трудности подхода к берегу. Форма озера напоминает ковш, верхняя часть которого расположена в юго-западном направлении. От дороги до озера всего около 300 м, но как ни странно, никто не останавливается в этом месте. А озеро стоит того!

SIZ_3039 Panorama

Путешествие в пространстве сакральных озер было подобно постепенному приближению к точке первотворения. Это была особая подготовка — через Стихию Воды к следующему этапу нашей экспедиции — Спиральной Коре Кайласа, Спирали Восхождения к Истокам, откуда мы все вышли и куда предстоит вернуться…

Суть Спиральной коры – прохождение физически и, самое главное, во внутреннем пространстве человека, маршрута, представляющего собой постепенно сходящуюся в точку спираль. Этот путь проходил в одном из самых сильных мест на нашей планете, по особым точкам Мандалы Кайласа, некоторые из которых практически не посещаются ни иностранными путешественниками, ни местными жителями. Чтобы его осуществить, участники группы совершили ряд не простых восхождений на окружающие Кайлас горы. Самый сложный участок Спиральной Коры – это так называемый северный траверс Кайласа, представляющий собой пересечение Трезубца Шивы из гор Ваджрапани, Ченрези и Манджушри. Эти три перевала имеют высоты, превышающие высоту Эльбруса, самую высокую точку Европы…

Также был пройден южный траверс через три перевала от монастыря Зутрул Пхук к монастырям Гьяндрак и Серлунг. Эта часть замыкает кольцо всех шести монастырей у Кайласа и является вторым сужающимся витком спирали. Описание этой части коры приведено у известного индийского исследователя Тибета Свами Пранавананды. Однако, современные тибетцы ничего о нем не знают…

На вершине горы Ченрези

Спиральную кору можно условно разделить на три части. Первая – обычная внешняя кора через перевал Дролма Ла с посещением монастырей Чуку, Дрира Пхук и Зутрул Пхук и озера Гаури Кунд –  первый виток спирали. Вторая – серединная кора: Дарчен — перевал Тиксум – пересечение Плато небесных похорон 84 махасидхов (Терраса Мандалы)  – монастырь Чуку – Северный Траверс, представляющий собой пересечение Трезубца Шивы из гор Ваджрапани (перевал 5746 м), Ченрези (перевал 5709 м) и Манджушри (перевал 5734 м) — через перевалы в местах примыкания этих горных образований к Кайласу — озеро Ваджраварахи — перевал Кхандро Санглам – озеро Куберы — монастырь Зутрул Пхук – Южный Траверс через перевалы Гево Ла и Шапдже Ла и через перевал к монастырю Гьяндрак и Серлунг. И третья часть – это восхождение к южному Лицу Кайласа, к снежному конусу под трещиной, который индусы называют Атма Лингамом. Эта часть является еще одним витком сужающейся спирали, сходящейся в точку при прикосновении к Южному Лицу Кайласа у огромной насыпи конической формы из снега и камней. Спиральная кора, так сказать,  закольцовывает все шесть монастырей у Кайласа. По нашим ощущениям,  такая сходящаяся в точку спираль может обладать сильнейшим трансформирующим воздействием… Именно такую Спиральную кору участники группы прошли в этот раз…

У подножия Южного Лица Кайласа

До сих пор мало кому известно, что эта священная гора была основным центром раннего поселения в данном регионе (Дж.В.Беллецца, один из современных исследователей Тибета). Гора Кайлас была убежищем для ряда высокогорных храмов и пристанищ, построенных до того, как в Тибете распространился буддизм.

Согласно бонским источникам, у монастыря Гьяндрак  находилась первая столица древнего государства Шангшунг, которое существовало на большой территории Верхнего Тибета. Возле Кайласа находятся остатки обширной сети каменных жилых строений, известных под названием докханг. Эти прочно выстроенные, наполовину подземные помещения,  покрывают склоны горы Кайлас и прилегающих хребтов.

В ходе экспедиции были исследованы некоторые древние археологические памятники добуддийского периода. Докханги Лунгтен Пхук расположены у южной стороны Кайласа, самый высокий из которых находится на высоте более 5400 м. Это самое высокое место постоянного проживания людей в мире! Были взяты пробы органики для определения времени постройки этих сооружений.

У горы Дворец Будды Медицины  удалось посетить три крупнейших комплекса из цельнокаменных ступенчатых сооружений, символизирующих важнейшие центры раннего поселения у горы Кайлас. Эти комплексы больше по размеру, чем любой из современных буддийских монастырей в данном регионе.

На склонах выше буддийского монастыря Дрира Пхук, расположенного напротив северной грани Кайласа, путешественники посетили более десяти докхангов. Согласно традиции бон, это место, где главный бог Шангшунга, Ге-кхо, в первый раз спустился с Небес в образе дикого яка.  Об этих конструкциях почти ничего не известно, и даже местные монахи не знают историю их возникновения…

Удалось посетить Докханг Нанди, древнюю постройку, расположенную наиболее близко к Кайласу, в непосредственной близости от «Тринадцати Золотых Гробниц» — ступ в нише Сапториши в южной грани священной горы.

Было также обнаружено множество древних мегалитических святилищ, чья форма  соответствует образам ряда созвездий. По-видимому, это следы самого раннего пребывания людей у Кайласа. Уже в более поздние времена  рядом с этими мегалитами начали строить докханги и монастыри. Некоторые мегалиты почитаются до сих пор, на них выбиты буддийские мантры, но это уже — относительно недавний период истории…

Таким образом, данная экспедиция позволила «оживить» древние легенды и пройти паломнические маршруты, знания о которых, к сожалению, были практически утрачены.

А Кайлас преподнес еще одну замечательную идею – только уже для следующей поездки. Она связана с раскрытием и осознанием Цветка Жизни, проявленного в этой области  – основы Творения нашей Вселенной…

Благодарим всех, кто был с нами физически и ментально.

Группа «Феномен Кайласа»