Археологические памятники добуддийского периода в регионе Кайласа. Результаты экспедиций 2006-2014 г.

Руины в ущелье горы Ньян Ри

Руины в ущелье горы Ньян Ри

14 марта 2015 года в Центре-Музее им. Н.К.Рериха состоялось завершающее сообщение Сергея Балалаева из лекционного цикла «Сакральный Тибет», посвященное древним высокогорным храмам и пристанищам и еще более древним мегалитическим комплексам в регионе горы Кайлас.

Гора Кайлас на протяжении многих столетий является центром религиозного паломничества

В древних индийских и тибетских текстах говорится о большой значимости этой горы для практиков разнообразных религиозных традиций. Кайлас упоминается как место, связанное с божественными существами и былыми великими мудрецами, которые на продолжительное время останавливались у священной горы. Исследование археологических памятников в регионе Кайласа позволяет по-новому взглянуть на сведения из древних текстов и устные предания.

Гора Кайлас была основным центром раннего поселения в данном регионе

До сих пор мало кому известно, что священная гора Кайлас была основным центром раннего поселения в данном регионе, принадлежащего так называемой цивилизации Шангшунг. Это государство представляло собой широкую группу культурных социальных сообществ, охватывающих период с первого тысячелетия до нашей эры по первое тысячелетие нашей эры. Шангшунг существовал на обширной территории Верхнего Тибета. Самая отличительная физическая характеристика цивилизации Шангшунг возле горы Кайлас — остатки обширной сети каменных жилых строений, известных под названием докханг. Эти прочно выстроенные, наполовину подземные помещения расположены на склонах прилегающих хребтов горы Кайлас, достигая высоты около 5500 м над уровнем моря. Такие древние комплексы образуют самые верхние этажи жилых помещений в мире, которые когда-либо были построены человеком…

Монастырь Гьяндрак

Монастырь Гьяндрак

В общей сложности, у горы Кайлас существовало не менее четырнадцати основных мест древних поселений. Все эти места теперь покинуты, и их лишь иногда посещают случайные паломники или адепты.  Эта цепь разрушенных оседлых поселений явно демонстрирует, что в древние времена у горы Кайлас проживало значительно больше людей, чем в период распространения ламаизма. Кроме того, характер этих ранних сооружений указывает на то, что в некоторых случаях добуддийские обитатели имели более развитую культуру по сравнению с жителями ламаистского времени (Дж.В.Беллецца). Во всяком случае, используемый в древние времена стиль сооружений основывался на сложных технологиях каменной кладки, которые вышли из употребления в Верхнем Тибете примерно к началу I тысячелетия н.э.

Руины на острове в озере Ракшас Тал

Руины на острове в озере Ракшас Тал

Руины монастыря Тсепгье у озера Ракшас Тал

Руины монастыря Тсепгье у озера Ракшас Тал

Многие археологические памятники расположены в местах, обладающих, по мнению тибетцев, сильными геомантическими свойствами.

Мегалитические комплексы у горы Кайлас

Были также приведены данные о мегалитических комплексах у горы Кайлас, относящихся к еще более древнему периоду. Эти группы камней находятся и вблизи паломнического маршрута внешней коры, но обычно никто не обращает на них внимание…

В завершении выступления автор сформулировал основные задачи следующих экспедиций по исследованию археологических памятников у горы Кайлас.

Презентация сопровождалась уникальными фото- и видеоматериалами, собранными во время ежегодных экспедиций в этот регион.