Кайласа в тибетских источниках, часть 3

Кайлас
Новости от 9 декабря 2019

Паломнический путеводитель по Кайласе

В шестой главе Tise lo rgyus описывается фактический путь паломника (gnas yig) вокруг Кайласы. В нем говорится, что внешний вид горы зависит от духовного уровня ее наблюдателя. Для индусов, Кайласа, внешне гигантский кристалл-лингам, а внутри — божественная обитель Шивы и Парвати. Для практикующих Тхераваду (старейшая существующая ныне школа буддизма, одна из восемнадцати ранних буддийских школ. Тхеравада сохранила свою версию учения Будды Гаутамы в виде Палийского Канона — прим. переводчика) —  это внешне снежная гора и внутренняя резиденция 500 архатов. Для последователей Ваджраяны, Тисе и меньший пик Ти Чунг внешне являются обнимающими фигурами Демчога Херуки и его супруги Ваджраварахи. Внутренне все эти представления находится в пределах 62-кратной мандалы Чакрасамвары, в которой три окружающие долины: Дар-лунг, Лха-лунг и Ронг-Лунг – являются тремя энергетическими каналами.

Путь обхода Кайласы начинается у разрушенного замка, называемого Ghu ya sgang pa, и продолжается в восточном направлении. Проходя места для ретрита ‘Bri gung Yogis Nag po и Ghu ya pa, паломник проходит справа от горы «Трон Будды», где Будда Шакьямуни произносил Ланкаватара-сутру. В скале сохранились отпечатки стоп Будды и 500 архатов. Вокруг этого района находятся несколько пещер знаменитых йогинов ‘Bri gung.

К востоку от Лха-лунг находится гора под названием «Золотой дворец Шамбалы» с отпечатками стоп Миларепы и 16 каменными изображениями Будд Махастхавиры. Перейдя реку Лха чу паломник достигает горы, которая называется «Черный дворец Шамбалы»,  медитационную пещеру Падма Самбхава, в скалах которой он оставил отпечатки своих стоп и ладоней. Затем паломник достигает Дролма Ла. Говорят, что Лама rGod Tshang pa однажды заблудился в окрестностях, когда внезапно появился 21 волк, в которых он признал 21 эманацию Тары. Лама последовал за ними по тропинке, пока не увидел, как они исчезают в скале. Таким образом он открыл перевал. За Дролма Ла лежит небольшое озеро, которое является озером омовения Дакини. На спуске с перевала много отпечатков Миларепы и других святых, а также самодельных фигур Симхамухи, Ваджрапани, Хаягривы, Махакалы и Ваджраварахи. На небольшом холме неподалеку от «Тайного пути дакини» находятся дворцы Церингмы и Будды Медицины, где растут многие целебные растения. Впереди находятся дворцы Тисе и Гухьясамаджи, а также восемь самодельных ступ и одна фигура Ваджраварахи. Затем пилигрим достигнет Магической пещеры Миларепы, с отпечатками стоп святого и статуи Миларепы, которую сам йогин сформировал из своей крови и экскрементов.

rGyangs graps монастырь (монастырь Гьянгдрак, прим.переводчика) является последней остановкой. Отпечатки стоп автора Tise lo rgus найдены там. Этот мастер ‘Bri gung изучил все исторические тексты, во время своего путешествия к Кайласу и дополнил их топографическими отчетами, полученными от местных жителей. Он доказал, что до Миларепы Атиша (982–1055?) уже достигал этого региона.Таким образом  Tise lo rgyus 34 Иерарха Bri gung gdan rab является одним из наиболее полных путеводителей по Кайласу.

Сокращенный перевод с английского работы Андреа Лосерис-Лейк «О священности горы Кайласа в индийских и тибетских источниках» 

Часть 1

Часть 2