Кайласа в тибетских источниках, часть 2

Кайлас
Новости от 7 декабря 2019

Посвящение Тисе (Кайласа) в божественный дворец Чакрасамвары

Комментарии к Тантре:

После долгого периода покоя и стабильности мир снова пришел к раздорам. В то время эманация Ишвары, «Джигс бай чен по», царствовал в Магадхе над Джамбудвипой вместе со своей женой «Дус ма мцхан ма», эманацией Парвати. Случилось так, что 24 бога и демона одолели 24 священных места ваджраяны: с небес сошли четыре бога и четыре гандхарва. Из земли вышли четыре якши и четыре ракшаса, из которых демон «Миг ми бзанг» упал в северном направлении к «Тисе — Великой Снежной Горе» (Кайласе). Из нижних миров появились четыре нага и четыре асура. В то же время четверо Киннара и четыре Прамара жили на восьми ужасных кладбищах и угрожали захватить весь мир. Опасаясь этого, 24 небесных и демонических существ начали поклоняться и призывать Ишвару. Ишвара в ответ отправил 24 эманации Сам в виде каменных лингамов в каждое из этих мест, где 24 бога и демона приносили ему жертвы крови. Таким образом страсти усилились, и, таким образом, существа были сбиты с пути невежества. Наконец великий Ваджрадхара в своем раю Тусита осознал, что пришло время освободить всех существ. Он вышел из своего состояния Дхармакая и, не изменяя своего ума сострадания и пустотности,  проявил в гневной форме Херуки с четырьмя лицами и двенадцатью руками на вершине Мировой Горы Меру. Там Будда Акшобья, к чьей мандале он принадлежит, построил для него небесный дворец. Другие Будды Мандалы тоже послали свои подарки. Так была сформирована 62-кратная мандала Чакры Самавары. Затем он растоптал Ишвару и Кали под ногами в танце радости, благодаря которому они сразу же достигли состояния Будды. Точно так же демонические существа в 24 местах были подчинены мужскими и женскими бодхисаттвами: благословляя их мантрами, открывая им ясный свет просветления и сливая их в блаженное состояние самадхи посредством полового союза. Затем Херука и его свита завладели боевыми трофеями своих врагов. Он надел шестислойный костный орнамент, тигровую шкуру для нижней одежды, взял волшебную палочку, барабан и нож с крючками, чашу для черепа и коврик для медитации  и т. д. Божества также конфисковали все вещества наслаждения, такие как мясо и алкоголь, пожертвовали все в Ганачакру и превратили их в зелья просветления.

 

Кайласа, священное место для медитации для bKa’rgyud йогов

На Тисе, царе гор в Джамбудвипе,

я, одетый в хлопок тибетский йог,

победил Бон По с помощью Дхармы и превратил в практику Будды.

(Миларепа)

Хорошо известна история о том, как великий Йог, Миларепа (1052–1135 гг.), покорил бонского мага Наро Бон Чунга и сделал священную гору Кайласа своей обителью для медитации. Говорят, что во время соревнования магических сил Наро Бон Чунг полетел на своем барабане к вершине Кайласы, но Миларепа уже был там, сияя волшебным образом. В результате Миларепа остался на Кайласа, в то время как Бонпо пришлось отступить к близлежащей горе Гурла Мандхата.

Позже ученик Миларепы, Гампопа (1079–1153 гг.), приказал Пхагсу Мо СГруб па (1110–1170 гг.) отправить практикующих в святые места Кайласы, Ла Пхи и Ртса Ри. Пхагс мо сГруб па передал приказ своего гуру Джигртен гсуммону (1143–1217), основателю линии «Bri gung», и Бруг па гьяс рас па е шес (1161–1211), основателю «Brug pa rGyas bKa’rgyud». Многие практикующие Бруг па последовали его примеру. Один из них, Божество Тшанг ба, медитировал там, практикуя bCudlen, «Впитывание сущности», которое позволило ему жить только на воде, без какой-либо существенной пищи. Позже Махасиддха Ургьян па и другие йоги Бруг па пришли в регион Кайласы, и сделали его своим духовным местожительством.

В начале 13 века школа ‘Bri gung основала первый монастырь у Кайласы. История гласит, что когда ‘Jig rten gSum mgon медитировал в долине Tshva ‘ ug, в Центральном Тибете к нему пришли божества из Тисе, Лапчи и Тсари, и сказали ему, что он должен посетить эти места. ‘Jig rten gSum mgon не смог последовать этому приглашению, но проявил там свой телесный образ. Кроме того он пообещал им, что отправит туда своих учеников. Сначала он выбрал три группы из восьмидесяти реализованных йогов и отправил их к трем святым горам. Со второй миссией он отправил по 900 практикующих в каждой группе. В третью группу ‘Jig rten gSum mgon» отобрал в возрасте 73 лет. Затем он отправил 5500 монахов и йогов в каждой группе.

Группа Кайласы находилась под руководством Ваджрачарьи Гху Я Сган Па, который быстро завоевал уважение и почитание царей Гугэ и Пуранга. Оба короля оказали финансовую поддержку общине йогов у Кайласы. Однажды, во время медитации Лама Гху я сганг па предложил кусок золота местному богу Тисе, от которого он отказался. Но затем сам Джигртен Гуммон проявил себя в небе, верхом на белом льве и приказал ему использовать золото для строительства монастыря. Таким образом был построен монастырь rGyangs в западной части Кайласы, в долине Дарлунг. Монастырь стал основным центром обучения, и в нем также сохранилось изображение Будды, названное «Укротитель слонов».

rGyangs grags имел особую связь с защитницей ‘Bri gung, A Phyi chos gyi sGrol ma. Она рассматривается как Нирманакая аспект Ваджраварахи (Самбогхакая) и Праджняпарамита (Дхармакая) соответственно. Выйдя из луча света Чакрасамвары, она впервые проявилась в rGyangs grags. Позже, в 16 веке, ваджра мастер IDan ma kun dga’ grags pa по приглашению царя Ладакха основал там монастырь Пхьянг. Таким образом, он был ответственным за распространение ордена ‘Bri gung в Ладакхe.

Сокращенный перевод с английского работы Андреа Лосерис-Лейк «О священности горы Кайласа в индийских и тибетских источниках» 

Часть 1