Кайласа в тибетских источниках, часть 1

Кайлас
Новости от 6 декабря 2019

Снежная гора Тисе (Кайласа) — Лицо Белого Льва

Дворец Чакрасамвары, одно из двадцати четырех священных мест, называется Великой Снежной горой Гималаев Тисе, или Тисе — местом расположения Лица Белого Льва, или пупком южной части Джамбудвипы, или «Снежной жемчужиной». В сутрах есть сказание о Кайласе, в котором говорится, что Будда Шакьямуни сам посетил это место. Согласно передаче буддийской тантры, Кайласа отождествляется с мандалой Чакрасамвары, и, обширные комментарии к этому циклу Тантры, являются основным подтверждением священности Кайласы. Во время второй волны распространения буддизма в Тибете, особенно после 10-го века, область вокруг Кайласы стала часто посещаться для медитации многими прославленными йогами, такими как Миларепа, а затем практиками «Бруг па» и «Бри гунг па», в том числе  34-м иерархом «Бри гунг па»,  bTsan ‘dzin Chos Kyi blo gros, который в 1896 году составил самое полное руководство паломника к горе Кайласа. Этот текст, Tise lo rgyus…, описывает создание вселенной с горой Меру в ее центре, а также отождествляет Меру с горой Тисе.

 Создание горы Меру и ее отождествление с Тисе (Кайласой)

После того, как более ранний мир был разрушен огнем, водой и ветром, в нем прошла 21 кальпа пустоты. Затем, согласно Карме существ, появился белый свет эфира, называемый «совершенно чистая мысль», которая одна могла поддержать космическую сферу три тысячи раз. Затем огонь, вызванный красным и желтым ветром, привел в движение воздух сапфирового цвета и круглой формы. Над ветром кружки воды собрались, как золотые дождевые тучи. Сверху образовалась золотая земля квадратной формы с горными хребтами, океанами и континентами. В центре была гора Меру, окруженная золотыми и железными горами. Говорят, что это также гора Тисе, голова, которая объединяет четыре реки в пупке Джамбудвипы.

В процессе медитации Тантры Чакрасамвары,  творение вселенной ментально повторяется до тех пор, пока не появится визуализация Чакрасамсамвары на вершине Мировой Горы Меру. Согласно тантрическим источникам, гора Меру идентична Кайласе. В Сутрах Аватамсака и Смритиупастхана есть цитата Будды, в которой описание горы Тисе схоже с описанием горы Меру: «Гора Тисе имеет форму пятиконечной Ваджры и имеет высоту 500 йоджан». Кроме того, в «Абхидхармакоша» — описание «Снежная гора» подходит и Тисе:

К северу от Джамбудвипы, за девятью черными горами, лежит Снежная гора. За ней, возле «Дымящейся горы», находится озеро Манасаровар, откуда вытекают четыре реки: Ганга, Синдху, Сита и Пакшу.

Когда Будда летал к Тисе…

Во второй главе Tise lo rgyus рассказывается, как Будда в своем теле Нирманакайи благословил святую гору Тисе. Когда Будда учил в Магадхе преимуществам телесных образов, боги, наги и люди попросили разрешения создать его образ. Затем он позволил появиться в свете его бровей всемирному архитектору Вишвакарме, который создал три изображения Будды, представляющих прошлое, настоящее и будущее. Они были сохранены в Магадхе. Впоследствии статуя будущего Будды под названием «Укротитель слонов» была украдена защитником мудрости Бенчен и принесена в Тисе. Будда поэтому и подлетел со свитой в 500 архатов к скале под названием «Пик Мандалы» на западе горы Тисе. Там он оставил четыре отпечатка стопы, которые все еще видны. Сидя на «Троне Будды», он учил Сутре Ланкаватары и благословил это место во всех четырех направлениях. Затем Будда доверил украденное изображение царю Нагов, Ма Дрос Па, с просьбой передать его монаху по имени Ратнашри, который придет в будущем вместе со 100 000 Бодхисаттв.

Фото с вершины горы Трон Будды 

Видео с вершины горы Трон Будды 

Сокращенный перевод с английского работы Андреа Лосерис-Лейк «О священности горы Кайласа в индийских и тибетских источниках»