Сущность Божественных Диад

Новости от 18 февраля 2017

«Диада» — слово греческого происхождения, которое обозначает два элемента, объекта или индивидуума, составляющих пару. «Божественный» — слово латинского происхождения, оно означает обладание божественной сущностью. Несмотря на бесчисленное количество диад в Тибете, в контексте данного исследования «Божественные Диады» соотносятся с парами божеств гор и озер: гНам мтцо (Намцо) и гНьян чен тханг ла, и Данг ра гью мтсо и Та го рин по че. Данный анализ включает все их проявления и развитие, а также их географическое разграничение. Каждую из пар гор и озер объединяет (в пару) общий мифологический признак и тематика, независимо от времени и индивидуальных традиций. Однако данное отношение между горой и озером каждой Божественной Диады в значительной мере разнится и зависит от времени и контекста.

Это объединение гор и озер в пары проявляется в различных формах в зависимости от того, с какого ракурса их рассматривать. Текстовые, устные и личностные точки зрения влияют на способ, при помощи которого происходит описание и восприятие этих пар. Буквальный перевод «Божественной Диады» на тибетском — ртса чен ча — не используется в качестве обозначения. Основные синонимы в тибетском для обозначения Божественной Диады следующие: 1) йаб юм (отец/мать—супруги), 2) ри мтцо (гора/озеро), 3) лкам драл (сестра/брат —жена/муж) и 4) мтцо браг (озеро/скала). Необходимо добавить, что эти синонимы применяются не только к Божественной Диаде, но также имеют другие коннотации в тибетской культуре и священной географии. Применимость данных терминов к Божественной Диаде, главным образом, заключается в том, что они устанавливают взаимную и нераздельную связь между каждым озером и горой.

В обеих из обсуждаемых в данной работе Диадах мужской аспект воплощается горой гНьян чен тханг ла или Та го рин по че. Несмотря на то, что в Тибете имеются горы женского пола, эти две изучаемые горы — мужского пола, и, как представляется, всегда таковыми и были. И наоборот, озера гНам мтцо и Данг ра гью всегда считались озерами женского пола. Такое разделение на мужское и женское является обычным делом в Тибете. «Мужественность» двух гор и «женственность» двух озер являются формирующими элементами во множественных мифологических и религиозных традициях, которые связаны с этими горами и озерами.

На Бьянг Тханге протяженностью 1300 километров  располагается три основных пары священных гор и озер, которые венчают его восточную, центральную и западную часть. На востоке — гНам мтцо и гНьян чен тханг ла; в центре — Данг ра гью мтсо и Та го; и на западе — мТцо ма пхам и Гангс Тисе. Они украшают и ограничивают северные равнины  Тибета и являются тремя самыми священными и знаменитыми горами и тремя самыми священными и хорошо известными озерами на всем Бьянг Тханге. Каждая из этих Диад также важна в плане ресурсной базы Бьянг Тханга и местной хозяйственной деятельности, которые также связаны с их священным статусом. Выделяясь на фоне божественного ландшафта Бьянг Тханга, в совокупности все три Диады также обладают экономической, географической и культурной значимостью в Тибете.

Эти три основных пары гор и озер на Бьянг Тханге были объединены в одну священную географическую традицию, известную как гНас чен гангс ри мтцо гсум.1 Эта традиция, которая ассоциируется с религией бон, называет каждую из трех Диад «ри мтцо». О ней мало что известно. Очевидно, не существует единого текста, в  котором бы она описывалась.2 Возможно, что корни этой священной географической традиции уходят в до-имперское королевство Шангшунг, которое существовало на Бьянг Тханге.

рис1

гНьян чен тханг ла и гНам мтцо со стороны Бья до

гНас чен гангс ри мтцо гсум соответствует гъйон сго (левая дверь) —  важному географическому разбиению Шангшунга. Без конкретных исторических свидетельств очень трудно оценить значение этой традиции. Однако, поскольку рельефная территория гъйон сго и гНас чен гангс ри мтцо гсум по существу синонимичны и имеют большое значение в религии бон, то можно предположить, что гНас чен гангс ри мтцо гсум выступал в роли флагмана священной географической традиции Шангшунга. Так как демаркация крупных участков территории применялась и другими священными историческими географическими традициями, то имеет смысл предположить, что гНас чен гангс ри мтцо гсум использовался для определения и усиления политической базы Шангшунга.

В целях ограничения объема данной книги решено было опустить подробное исследование культурной истории Гангс Тисе и мТцо ма пхам — самой знаменитой из трех Диад.3 Из-за большой известности этой Диады (как внутри Тибета, так и за его пределами) и наличию огромного объема посвященной ей литературы, потребности в подробной переработке уже опубликованного материала и обсуждаемых тем не было. Тем не менее, при каждом случае исследуются параллели и взаимосвязь между двумя Диадами данной книги и Гангс Тисе и мТцо ма пхам. Эта Диада имеет общее с описываемыми в данной книге двумя Диадами в плане священной географии, а также истории, культуры и физической среды.4

рис2

Данг ра гью мтсо и Та го рин по че со стороны Гангс лунг

В обширной и малоизученной матрице священной географии Бьянг Тханга три Диады являются средоточиями, которые управляют множеством других второстепенных священных топографических объектов. В священной географии Бьянг Тханга доминирует эта триполярная система, которая трансформирует его в единое целое. Важным фактором является сохранение и поддержание традиции гНас чен гангс ри мтцо гсум, несмотря на утерю древней политической коннотации, которой она могла обладать. Обширные равнины и широкие долины Бьянг Тханга обладают атмосферными особенностями и требуют определенной дифференциации и количественной оценки. Диады предоставляют такой перцептивный критерий.

Две Диады из данного исследования, гНам мтцо и гНьян чен тханг ла, и Данг ра гью мтсо и Та го рин по че, кроме того что являются составными частями непонятной бонской традиции гНас чен гангс ри мтцо гсум, обладают и множеством общих связей. Ассоциируемые с двумя Диадами божества сильно схожи друг с другом, особенно по своей первоначальной форме, где они выступают в качестве правителей и прародителей космоса и пантеона элементальных духов.

Еще одной общностью Диад является то, как ламаистские религии бон и буддизм оспаривают их для переосмысления в соответствии со своими доктринами, верованиями и ценностями. Обе религии опираются на одинаковую тактику и уловки в попытках перевести горы и озера в свою паству. В результате Диады стали для последователей бон и буддистов земными защитниками религии, несмотря на близкое сходство с верховными божествами. Такое слияние олицетворений земных элементальных духов с верховными божествами, которые вышли за рамки колеса перерождений, является отличительным признаком религиозной традиции Диад.

Существует множество других признаков, по которым две Диады схожи друг с другом. Для обитателей Бьянг Тханга они имеют общую основу как защитники рода (рус ргьюд лха), генеалогические божества (А пха и лха) и божества-прообразы (мес лха). Диады также важны для культа духовных медиумов, которые выступают в роли  глашатаев или оракулов земных божеств. Немногие горы в Тибете (то есть, в Тибетском автономном районе)5 настолько знамениты народной традицией пророчества. Еще она связь между Диадами — их влияние на историю Шангшунга. В некоторых местах на Бьянг Тханге существует множество плотно расположенных археологических памятников, относимых к тем временам. После упадка королевства Шангшунг в 7 или 8 веке Диады потеряли историческую значимость, и многие их взаимные связи были разорваны. Несмотря на утерю национальной значимости, Диады остаются центральными областями на Бьянг Тханге.

Перевод с английского Введения книги «Божественные пары: древняя цивилизация в Тибете» Джон Винсент Беллезза