Ангарика Говинда о Манасароваре и Ракшас Тале

Новости от 15 ноября 2017

Как в каждом индийском храме есть священный бассейн, так и у южного склона Кайласы тоже есть свой священный водоем, это два озера — Манасаровар и Ракастал. Одно — круглое, как солнце — символизирует силы света, другое — изогнутое, как как полумесяц — символ сокрытых сил ночи, которые, будучи не распознаны и не направлены в надлежащее русло, предстают в виде демонических сил тьмы. Это выражено и в самих названиях озер: Манас (санскр . ) означает «разум» или «сознание», а Ракас или, точнее, Ракшас значит «демон», так что название Ракастал можно перевести как «Озеро Демонов».

DSC02396

DSC02450

SIZ_7271 Panorama

IMG_3414

Солнечная и лунная символика священных озер  проиллюстрирована тибетскими танка, изображающими солнечный диск в небе над круглым озером Манасаровар и убывающую луну над полумесяцем Ракастала.

Символы луны и солнца присутствуют почти во всех тибетских иконах-свитках (танка), изображающих Будд, божеств и святых.

11

Солнце и Луна олицетворяют два потока психической энергии, которые движутся вверх слева и справа от центрального канала, или «Срединного нерва» позвоночного столба. Во время йогической медитации оба потока соединяются в центральном канале и поднимаются по нему от одного психического центра (или уровня сознания) к другому до тех пор, пока не достигнут высшего, многомерного уровня просветленного сознания. Гора Кайласа, соответствующая позвоночному столбу, символизирует ось духовной вселенной, проходящую через бесчисленные мировые планы (обозначенные  действительными горизонтальными напластованиями горных пород, ярусы которых правильны и отчетливы, как в индусских храмах). Эта ось восходит от человеческого уровня к божественному, а два озера подобны резервуарам двух потоков психической энергии.

26а

Это показывает, что Манасаровар находится выше Ракастала. Это соответствует и их географическому расположению, и  символическому соотношению первого озера с высшим, а второго — с низшим (но столь же важным) центром психической энергии (чакрой). Один из них является корнем и основанием всех наших внутренних сил, а второй — цветком и плодом реализации. Первый стоит в начале, а второй — в конце духовной эволюции.

Поэтому, согласно старой буддийской традиции, последнее перерождение Бодхисаттвы – во исполнение обета достижения конечного Просветления, то есть состояния Будды — связывается с Манасароваром. Согласно преданию, спящая царица Майа была перенесена  божествами-стражниками к озеру Анотатта (палийское название Манасаровара). Там ее омыли в священных водах, очистив ото всей человеческой скверны, дабы тот, кому предстояло стать Буддой, мог через нее родиться в мир. Он спустился со стороны Кайласы в облике белого слона, окруженного белым облаком.

2

Так что с самого зарождения буддизма Кайласа и Манасаровар были окружены высочайшим почитанием. В этом буддисты полностью следуют традиции, уходящей еще к ведическим временам, если вообще не к началу цивилизации.

По индуистской традиции, озеро Манасаровар сотворил сам Брахма. Он взрастил в самом центре его божественное дерево Джамбу, невидимое человеческому глазу . Поэтому наш мир древние называли Джамбудвипа. Говорят, что благодаря плодам этого божественного дерева воды Манасаровара обратились в животворный эликсир. Древо жизни в Озере Высшего Сознания — эта символика напоминает библейское Древо Познания в Раю. На земле нет места, более похожего на рай, чем окрестности Кайласы и Манасаровара. Тибетцы почитают эту землю как «центр Джамбудвипы» (человеческого мира), центр всех стран, корень, пуп земли, край золота и драгоценностей, источник четырех великих рек, над которыми высится хрустальная пагода Кайласы, украшенная магическим бирюзовым диском Манасаровара.

… Как уже говорилось, само расположение этих озер отвечает символике света и тьмы, дня и ночи. Манасаровар находится на востоке — там, где зарождается день, а Ракастал — на западе, откуда приходит ночь. По-тибетски Манасаровар называется «Цзо-Мапхам» — озеро непобедимых сил Будды (называемого также «Все побеждающий»), а Ракастал — «Ланганг Цзо» или, точнее, «Лха-наг Цзо», то есть озеро темных божеств. Вполне естественно, что « Цзо Мапхам » окружает множество монастырей и уединенных обителей, тогда как возле второго озера нет ни следа человеческого обитания, несмотря на его красоту и странную, таинственную атмосферу вокруг. Его побаиваются , но оно считается столь же священным, что и его озеро-близнец . Ведь даже силы, скрытые в темных глубинах и предстающие нам ужасными и разрушительными, столь же божественны, как и те, которым мы поклоняемся, видя в них воплощение добра и света. Взаимодействие этих сил — солнечной и лунной энергий, сознания и подсознания, принципов света и тьмы, мужского и женского начал, действия и созерцания, пустоты и оформленности — это великое откровение тантрической философии. Тот, кто познал ее истину, поклоняется внушающему благоговейный трепет Хозяину Кайласы, будет ли он в облике Шивы — разрушителя этого мира иллюзии, или в виде Демчога, подобно Шиве, разрывающего слоновью шкуру невежества, и чьи двенадцать рук символизируют двенадцать звеньев формулы Зависимого Происхождения, согласно учению Будды Шакьямуни. Только способный созерцать божественное в самой ужасающей форме и осмеливающийся бесстрашно глядеть в неприкрытое лицо истины сможет выдержать одиночество Кайласы и его священных озер, их безмолвие, исполненное великой мощи. За пребывание в этом самом священном месте на земле в присутствии божеств платят ценою неимоверных трудностей и лишений. Но тому, кто нашел в себе силы отказаться от комфорта и безопасности, даруется благодать, неизъяснимое блаженство, которое олицетворяет собой Демчог (санскр. Махасукха). Возрастают умственные способности, безгранично усиливается осознание и духовная восприимчивость. Сознанию открываются новые измерения , и многие видят чудесные явления, слышат странные голоса, впадают в транс, когда словно в яркой вспышке света, внезапно озаряющей все сокрытое , исчезают и прежние трудности , и препятствия. Индивидуальное сознание, которое затемняло и искажало видение и понимание мира, отступает, давая   место всеобъемлющему космическому сознанию.

 

Анагарика Говинда. Путь белых облаков. Буддист в Тибете.- М.: Сфера, 2004.

Лама Анагарика Говинда (Эрнст Лотар Хофман, 1898-1985) — выдающийся буддийский подвижник, знаток палийской литературы, неутомимый путешественник, был лично знаком с М.Ганди, Р.Тагором, А.Дэвид-Нил и с семьей Н.К.Рериха, организовал несколько буддийских институтов, призванных содействовать «западному» буддизму в обретении собственного лица как необходимого условия жизнеспособности учения Будды.

SIZ_6957

SIZ_7029

SIZ_7008