Тибет-Кайлас. Загадки монастыря Чиу

Новости от 20 февраля 2017

Монастырь Чиу находится на расстоянии 33,8 км от горы Кайлас. Монастырь с тремя чортенами живописно расположен наверху низкого скалистого утеса, нависающего над озером Манасаровар. Он был подразделением монастыря Дрира Пхук, который, в свою очередь, находился под управлением монастыря Дингбоше, расположенного недалеко от Долины Ярлунг.

DSC05816

 

DSC05864

На другой стороне имеется горячий источник, который снабжает водой горячие ванны. Прекрасная возможность смыть с себя грязь и отдохнуть. К монастырю можно подняться всего за 15 минут. Новая отштукатуренная статуя Гуру Ринпоче является единственной крупной примечательной статуей, все остальные статуи небольшого размера. Самое важное помещение монастыря гонкханг. Небольшая пещера Гуру Ринпоче, самая священная часть комплекса, располагается под главной молельней. Внутри пещеры установлена статуя индийского мастера, стены закрыты материей. Говорят, гуру провел здесь последние семь дней своей жизни…

DSCF0243

SIZ_0161

 

чиу1

Изгибы реки у монастыря Чиу напоминают волновой процесс с двумя противоположными полуволнами.  Малая полуволна  содержит выходы горячих подземных вод в двух местах, большая полуволна образуется за счёт выхода подземных водных потоков, просачивающихся через гальку из Манасаровара.

В древние времена уровень воды в озере Манасаровар был, по-видимому, выше и река Ганга Чху имела видимый водный поток непосредственно от озера. Для этого было бы достаточно, чтобы уровень воды был выше существующего в настоящий момент (4,590) на 8-10 метров. На спутниковом изображении синим фоном показан  уровень затопления 4,600 м. При этом холм Чиу омывался водой с трех сторон.

чиу5 4600

 

Некоторые геометрические особенности расположения монастыря Чиу

Точно на север от монастыря Чиу находится легендарное озеро Гаури Кунд (азимут 0,47 град, расстояние 36,36 км), являющееся центром двух горных образований в форме ОМов.

В день летнего солнцестояния восход солнца с вершины холма можно наблюдать (61,76 град) над вершиной сакральной горы Пори Нгеден, находящейся в направлении 62,6 градуса на расстоянии 23,4 км от монастыря Чиу. А заход солнца происходит в направлении устья реки Ганга Чху (298, 24 град, 7,1 км).  Последние солнечные лучи как бы зажигают воды извилистого, как змея, водного потока, текущего по направлению к озеру Ракшас Тал. Прекрасное место для медитации и наполнения божественными энергиями! Видимо, не случайно древнее название этого места Храм Распускающегося Лотоса и здесь находилось божественное сообщество (лхаде) Юнгдрунг Копа (Правильно Расположенная Свастика).

Наличие горячих источников у подножия монастыря говорит о наличии в этом месте выходов мощных потоков энергии из глубинных слоев земли.

Напомним, что параллельно каналу Ганга Чху идет подземная золотоносная жила, которая также соединяет два озера.  Все эти факты позволяют говорить об этом месте как обладающем огромной геомантической силой.

 

Малоизвестная информация

Приведем описание холма с монастырем Чиу одного из известных исследователей Тибета Джона Винсента Беллезза, которое содержит интересные сведения о древнейшей истории этого места.

Общие характеристики места

До окончательного уничтожения несколько лет назад, Чиу Кхар располагался на вершине 60 метрового пирамидального горного образования (Маленькая Птица). Расположенная на северо-восточном берегу Мапам Ютсо, вершина Дзиу имеет в длину 80 метров, а ее максимальная ширина составляет 24 метра (западная сторона). Из этой точки можно было эффективно контролировать маршрут кругового обхода вокруг священного озера и важную дорогу между ма панг гью мтсо и Ланга Тсо (соединяет Гималайский проход Пуранга и нагорье вокруг паломнического центра горы Тисе). Кажется маловероятным, что такой стратегически и экономически важный пункт мог остаться без внимания во времена развития древней культуры. Сразу же на восток от Чиу Кхар располагается знаменитый монастырь Дзиу с его пещерой Гуру Ринпоче. В этой связи, миф Гуру Ринпоче мог быть специально создан для того, чтобы вытеснить или утаить знания о более раннем использовании этого места.  Вероятное древнее культурное происхождение крепости поддерживается следующими факторами:

  1. Отсутствие буддийских рассказов, связанных с крепостью.
  2. Ее исключительное стратегическое положение на важных маршрутах.
  3. Ее важное геомантическое расположение на канале, соединяющем два священных озера.
  4. Наличие поблизости пещер, горячих источников и множество источников питьевой воды.
  5. Существование поблизости древних кладбищ и отдельно стоящих столбов.

 

Устное предание

Согласно местному устному преданию, название Чиу Кхар происходит от небольшой птицы, которая влетела в пещеру Гуру Ринпоче. Также говорят, что из этого места Гуру Ринпоче пошел в юго-западную страну синпо (люди-каннибалы) в образе маленькой птицы (Дзиу). Однако, действующий глава монастыря Ньингмапа Дзиу, Падма Чомпел (род. 1939 г.) не смог подтвердить ни одну из этих историй. Местный миф о Гуру Ринпоче также говорит, что в этой пещере в течение семи дней медитировал мастер Ваджраяны, и в это время из Мапам Ютсо появился его говорящий образ из сандалового дерева. Эта высоко ценимая статуя хранилась в монастыре Дзиу до тех пор, пока она не была похищена во времена китайской культурной революции. Изначально буддийское священное место было известно как Падма Гьепе Лхаканг (Храм Распускающегося Лотоса), затем как Дзиу Падме Кхар (Замок Лотоса Маленькой Птицы), Дзиу Замцо Кхар (Замок Превращенного Моста Маленькой Птицы) и, наконец, под руководством секты Другпа Кагью оно стало называться Дзиу Гонпа. Во время китайской культурной революции были утеряны тексты, описывающие историю, обычаи и предания монастыря. Недавно, по приказу властей префектуры, главный лама монастыря Дзиу Падма Чомпел составил текст на четырех листах, который содержит большую часть той же самой изложенной выше информации. На месте говорят, что когда-то огромную крепость на вершине опоясывала стена. В этот период протекающая в основании горного образования река Ганга Чу, вероятно, была гораздо глубже, и через нее проходил мост, который охранялся из крепости.41

 

Упоминания в текстовых источниках

Согласно обычаям и традициям бон, которые описываются в Тисей Карчак Карру Друпвангом, Дзиу, известный как Джакьип (Птичье Убежище), посещался великими бонскими святыми между 11 и  12 веками н.э.: «На образовании Птичье Убежище имеется пещера, где занимались религиозной практикой Гуру Нонтсе, Дампа Бумже и [Патон] Тсенгьел [Зангпо]. Эти трое были благословлены Гьелва Шенрабом».42  В недавно написанном дополнении к Тисе Карчак утверждается, что бья скьибс действительной был древним бонским религиозным центром:

Монастырь бья скьибс западного омываемого мыса: Во времена ранней доктрины в птичьем убежище золотого утеса существовало так называемое божественное сообщество (лхаде) Юнгдрунг Копа (Правильно Расположенная Свастика). В последующие времена здесь долго находился Дригунг Ченнга Шерап Юнгне (13 век н.э.) со своим окружением из 500 практиков, и впоследствии Дригунгпа взяли под личный контроль [это место].43

 

Существующие на месте объекты

Крепость

Начиная с 2002 года, после долговременной буддийской перепланировки места и полного удаления старых каменных сооружений, стало крайне сложно изучать оригинальный архитектурный характер крепости. Радикальное видоизменение места с того момента теперь делает практически невозможным проведение исследования. Начиная с 2002 года, восточная сторона вершины находилась под полным господством монастыря. Однако, другие участки вершины могли сохранить скрытые остатки военного укрепления. В разных частях по краю вершины находились следы окружающей парапетной стенки толщиной 1 метр. Также имелись остатки того, что могло быть крепостным валом на обрывистой западной и северной стороне образования. На южной стороне холма сохранились участки подпорной стены высотой до 2 метров.  Некоторые остатки этих оборонительных сооружений до сих пор находятся на своих оригинальных местах. Было обнаружено значительное количество каменного щебня на вершине и ниже по восточному, западному и южному склону холма.  Сейчас щебень убран, и весь холм предоставлен буддийской деятельности. На развалинах старой крепости на ровной западной вершине было построено несколько монастырских жилищ. Некоторые из этих домов были разрушены в незапамятные времена, а другие были построены всего 60 лет назад. Все здания на западной вершине были недавно разрушены до основания и теперь находятся в процессе реконструкции.

SIZ_6249

Одной из задач будущих экспедиций группы «Феномен Кайласа» является более детальное изучение этого уникального места…