Кайласа в тибетских источниках, часть 4

Kailash
Новости от 11 декабря 2019

Тисе (Кайласа) — Гора Души Бона

В традиции Бон, Снежная Гора Тисе (Кайласа), вместе с Pos ri nga den и озером Ма Панг, является одним из трех священных мест паломничества, тесно связанных с религиозными верованиями бывшего королевства Шанг-Шунг. Кайлас был центром этого королевства и поэтому также назывался «Гора Души Шанг-Шунга» или «Тисе — Гора Души Белого Снега». Тибетцы считают, что в каждом регионе есть свое божество, которое может спуститься на гору, которая затем станет священной. Горы становятся «душой» региона и, таким образом, защищают и обеспечивают благополучие окружающих.

Регион Кайласы следует рассматривать как колыбель тибетской культуры. Он был центром королевства Шанг-Шунг до его разрушения в 8 веке. С этой точки зрения, тесная связь Шанг-Шунга с персидским царством на востоке и с иранской частью Центральной Азии способствовала внедрению бона задолго до появления индийского буддизма в Центральной Азии. В традиции считается, что основатель Бона — Тон Па Шен Раб, который, согласно источникам Бон, жил в sTag gzig с. 16000 г. до н.э., спустился из небесных сфер в  sTag gzig через девятиэтажную гору в небесном царстве Ol mo lung ring. Эта гора была отождествлена с Кайласой в Западном Тибете. Но, согласно тексту gZer mig, область вокруг Кайласы является лишь бледным отражением реального Ol mo lung ring, который находится в центре мира, невидимом для человека.

Другими древними источниками бон (11 век н.э.), которые рассказывают о Кайласе, являются тантрические циклы медитации Ge khod sGrub skor и Me ri Sgrub skor. Согласно этим текстам, Тисе — это дворец, в котором обитают 360 божеств  Ge khod. Эти божества связаны с 360 днями лунного цикла. Небесный дворец имеет четверо ворот: с китайским тигром, черепахой, красной птицей и бирюзовым драконом в качестве защитников четырех направлений. С точки зрения бон по, вселенная покрыта атмосферой, похожей на палатку, и эта палатка поддерживается горой Тисе. Вершина палатки открыта и вершина Тисе выходит из нее. Этот пик Тисе является центром высших сфер в атмосфере. Это окно и центр одновременно, и, следовательно, ось мунди. Выше – неограниченное пространство. Свет пространства проникает сквозь отверстие и освещает солнце, луну и звезды. Под землей лежит земля в форме диска лотоса. Дальше — нижний мир, разделенный на девять этажей.

В изначальном Боне, горный бог Ге кхо, являющийся местным божеством Кайласы, почитался особым культом. Другая форма Ге кхо — Ме ри, стал позже буддийским защитным божеством. В тексте Me ri gyad phur gyi ‘phrin las из Me ri sGrub skor сказано, что:

На горе души, Белом Тисе, сжигают желтый огонь. В озере Души Данг ра Ма панг синий бирюзовый дым. Душа скалы rTa sgo излучает яркие золотые искры. Из горы, скалы и озера появляется трехголовый и шестирукий Ге кхо. Таким образом, проявляется манифестация божества медитации.

В мифологии Тон Па Шен Раб – воин Тисе упоминается как местное божество, живущее на одноименной горе. «Королева небесного пространства», gNam phyi gung rgyal, также находится там. Она принадлежит к группе женских божеств, которым до сих пор поклоняются местные жители. В изначальном Боне, «Гора Души» считалась небесной лестницей, по которой спускаются с небес, как по канату, соединяющему небо и землю.

продолжение следует…

Сокращенный перевод с английского работы Андреа Лосерис-Лейк «О священности горы Кайласа в индийских и тибетских источниках» 

Часть 1

Часть 2

Часть 3