Небесные и земные воды Кайласа

Северное Лицо Кайласа на закате
Новости от 11 октября 2019

Пресс-релиз экспедиции в регион горы Кайлас (Тибет) в сентябре 2019 г.

В конце сентября  2019 года завершилась новая уникальная экспедиция, предпринятая исследовательской группой Феномена Кайласа в регион Тибета и одной из самых почитаемых и загадочных вершин планеты — горе Кайлас (тиб. Канг Ринпоче, Канг Тисе). Российские путешественники завершили 15-й экспедиционный сезон на «Крыше Мира». Как и прежде экспедиция основывалась на практически неизвестной информации, полученной из древних тибетских текстов, анализа спутниковых изображений, публикаций исследователей (С.Хедин, Свами Пранавананда, Дж.В.Белецца, В.Чен, Г.МакКу) и состояла из внешней исследовательской части и внутренней, связанной с духовным восприятием посещаемых мест.

Продолжительность путешествия составила 24 дня. На этот раз группа состояла из 7 человек. Перемещение происходило на 2 джипах. Длина маршрута составила около 3 000 км, в том числе около 200 км было пройдено пешком в условиях высокогорья.

Как и ранее маршрут получился уникальный. Большая его часть очень редко посещается иностранными путешественниками и исследователями. Российским путешественникам удалось получить пермиты (специальные разрешения) на посещение всех запланированных мест.

Основная идея путешествия – глубокое соприкосновение со Стихией Воды на физическом и тонких планах: у четырех «Великих Самовращающихся Озер Первотворения», у священного источника Чумик Тхунгдрол, места где небесная река Ганга впервые проявляется в физическом мире, у истоков великих рек Азии Инда, Брахмапутры и Сатледжа, а также у восьми рек, начинающихся с ледников Кайласа.

Согласно древним легендам, энергия Первоисточника, идущая на Землю из Космоса, входит в наш Земной план через вершину Кайласа. А затем, спускается вниз через четыре Лица священной Горы. Далее эта энергия передается через воды четырех рек: Брахмапутры, Ганга, Сатледжа и Инда всему живущему на нашей планете: людям, животным, растениям…

Тибет-Кайлас. Озера

Во время первой части экспедиции были посещены четыре «Великие Самовращающиеся Озера Первотворения», описанных в древних тибетских текстах: Кургьял Чунго, Мапанг Юмцо (Манасаровар), Ла Нга Цо (Ракшас Тал) и Конггью, самое высокогорное большое  озеро региона Кайласа Гьюма, а также был совершен радиальный выезд к священному источнику Чумик Тхунгдрол, который расположен юго-восточнее озера Манасаровар. Западным паломникам хорошо известны только два из этих озер — Манасаровар и Ракшас Тал. Вместе с тем, эти четыре озера входят в стройную систему, связанную с сотворением мира, описанную в древних тибетских текстах добуддийского периода.

Во время посещения озера Ла Нга Цо было совершено восхождение на гору, у подножия которой находятся рельефные геоглифы, обнаруженные в предыдущих экспедициях. Пройден маршрут к развалинам буддийского монастыря Цепгье, расположенного в северо-западном направлении от озера на расстоянии около 5,5 км. Этот монастырь скрыт в уединенной долине и практически не посещается западными путешественниками. Даже местные кочевники, пасущие яков, довольно редко бывают в этой долине. С древних времен это одно из самых скрытых мест в регионе для духовных практиков. Можно говорить о наличии здесь монастырско-пещерного комплекса. В его состав входило основное помещение монастыря, около 30 пещер для ретритов, пещера ламы. Особое значение тибетцы придают пещере, расположенной выше остальных, в практически недоступном месте. В ней жил Мастер около 900 лет назад и достиг множества сиддх, в том числе, возможности левитации. В самом деле, добраться до пещеры иным образом практически невозможно…

Тибет-Кайлас. Реки

Во время второй части экспедиции при прохождении внешней коры (обхода горы Кайлас) участники экспедиции соприкоснулись с водами восьми рек, начинающихся с ледников Кайласа (Гангьям, Полунг, Кхандро, Шингджонг, Гедхун, Селунг и две реки без названия). Дополнительно, было совершено восхождение на гору Такайрола, радиальный выход в долину Полунг у Восточного Лица Кайласа, посещена древняя пещера А-Пук, расположенная прямо над монастырем Другпа Кагью Дзунтрул Пук, на восточной стороне паломнического кругового обхода вокруг священной горы Кайлас.

Тибет-Кайлас. Истоки Инда, Брахмапутры и Сатледжа

Во время третьей части экспедиции были посещены традиционные и географические истоки рек Инд и Брахмапутры, а также традиционные истоки Сатледжа. Эти места очень редко посещается иностранными путешественниками и исследователями и являются своеобразным «белым пятном».

В радиусе 125 км от самой священной горы Азии Кайлас находятся истоки четырех крупных рек: Брахмапутры (Ярлунг Цангпо), Инда (Сенге Цангпо), Сатледжа (Лангчен Цангпо) и Карнали (Мапча Цангпо). Это единственный регион на нашей планете, где истоки четырех крупных речных систем находятся столь близко друг от друга.

Наиболее быстрый маршрут к истокам Инда по грунтовой дороге, проходимой на джипах, начинается в месте пересечения шоссе G219 Лхаса-Али и S207, которое ведет в Пуранг. В 2019 году эта дорога была существенно улучшена. Маршрут проходил через перевал Гьюма, мимо озера Гьюма, далее мимо истоков Мунджама к дороге, ведущей в Якру. Последний участок дорогой можно назвать с большой натяжкой, т.к. она периодически исчезала. Даже кочевники используют ее весьма редко. Далее путь лежал к истокам Бокхара, затем к Сенге Кабаб и вновь к озеру Гьюма. Протяженность маршрута по грунтовым дорогам составила около 200 км.

Инд имеет три наиболее протяженных притока: Мунджам (Munjam), Лонгдхеп (Longdhep) и Бокхар (Bokhar), образующих начальные воды Инда. Географическим истоком Инда является исток Бокхара, т.к. он имеет наибольшую длину и начало постоянного водотока находится на наибольшей высоте. Участники экспедиции смогли подняться по руслу реки к началу сформировавшегося русла и началу постоянного водотока. В этом месте на высоте 5 476 м были обнаружены несколько родников, бьющих из-под земли (N31° 18.671′ E81° 48.814′). Именно они и дают начало Великому Инду!

Также были исследованы истоки притока Мунджам. В ходе не простого восхождения удалось достичь долины, в которой находятся сформировавшееся русло и начало постоянного водотока реки, которое также формируется бьющими из-под земли ключами (31°12’0.80″С, 81°45’20.33″В, 5 477 м).

Далее путь лежал к традиционному истоку Сенге Кабаб (5 144 м). Рядом с выступами светлой слоистой породы – пасти льва, бьют несколько родников! В этом году наблюдался более мощный поток воды, чем в прошлые годы. Текущая из ключей вода образует заросшие пруды и течёт к Бокхар чу в виде небольшого ручья протяжённостью около 800 м.

Продолжено исследование уникального объекта, который назвали «Каменная Книга Знаний», расположенного у одного из истоков Инда и обнаруженного в июне 2018 г. «Книга Знаний» представляет собой множество камней с нанесенными на них письменами и символами, расположенных у подножия горы колоколообразной формы, и как-бы разбитых на главы. Удивительным представляется место расположения этих камней. Этот район безлюден, здесь бывают редко даже кочевники. Здесь нет священных объектов для поклонения. Многие камни имеют следы сильной эрозии, что говорит об их глубокой древности. Была произведена выборочная фотосьемка камней с письменами, которые планируются к переводу.

Далее, экспедиция посетила традиционные истоки Сатледжа/Лангчен Цангпо вблизи недавно восстановленного монастыря Дyлчу. В 230 м от него из болотистого грунта бьют водные ключи. Местный монах рассказал, что источники с молитвенными флажками возле монастыря (гомпа) не являются единственным истоком, так как согласно традиции, в долине имеется 108 источников, и все они вместе считаются Лангчен Кабабом. Предполагают, что холм, на котором построен монастырь Дулчу, имеет некоторое сходство со слоном, откуда, собственно, и происходит название.

Следующим объектом посещения стал монастырь Гургьям и пещера Юнгдрунг Ринчен Барва, которые находятся вблизи впадения реки Чунак в Сатледж. Необходимо отметить большую работу, проделанную для восстановления монастыря Гургьям. Паломники восхищаются фигурами бонских божеств и головой статуи мастера Дренпа Намка, вырезанной из камня в древние времена, от которых чувствуется мощный энергетический поток… Священная пещера многие годы была недоступна для посещения иностранными паломниками. Однако для российской группы было сделано исключение, и участники экспедиции смогли ее осмотреть и получить благословение нового ламы, живущего в этой пещере…

Был произведен предварительный осмотр Чунак Доринг, который расположен на правой стороне Чунакской долины вверх по течению от Хардонга / Кьюнглунг Нгюл Хара и Гургьяма. Участок занимает место, которое возвышается на несколько метров над поймой реки Чунак. Согласно Дж.В.Белецца, огромный размер Чунак Доринга делает его одним из самых важных погребальных мест в Верхнем Тибете. В общей сложности Чунак Доринг занимает площадь около 20 000 м², что делает его самым большим церемониальным местом на сегодняшний день. Он состоит из окруженных стеной столбов, большого кургана и нескольких больших и меньших групп каменных выкладок, которых  насчитывается в Чунаке не менее 330. Согласно монахам монастыря Гургьям, Чунак Доринг содержит руины древнего поселения Мон.

Завершилась данная экспедиция  посещением истока Брахмапутры. В тибетской мифологии Брахмапутра называется Тамчок Цангпо (Tamchok Tsangpo), или «Река-Лошадь». Брахмапутра имеет два наиболее протяженных притока. Первый приток – река Чема Юнгдрунг, исток которой находится у ледника Тамчок Кабаб Кангри на высоте 5 240 м. Второй приток – Дунгдунг Чу (Dungdung Chu) имеет исток на высоте 5 470 м у ледника в верховье одноименной долины у горы Канглунг Кангри на высоте 6 256 м.  Приток Дунгдунг Чу длиннее Чема Юнгдрунг Чу на 4,3 км. По этой причине и из-за более высокого расположения исток Дунгдунг Чу можно назвать географическим истоком реки Ярлунг Цангпо/Брахмапутры.

Соединение водных потоков, берущих начало в ледниках Тамчок Кабаб Кангри и в Чема Юнгдрунг Пу Кангри, ведет к образованию Чема Юнгдрунг Чу. Чема Юнгдрунг состоит из двух тибетских слов, означающих «песок» и «свастика». По словам местных жителей, в названии сохранена информация о древнейшей, самостоятельно сформировавшейся и проявленной из земли свастики. От этого места открывается захватывающий вид на белоснежный ледник Чема Юнгдрунг-Пу Кангри и охватывающие его горы. Песок в русле этой реки очень мелкий и в сухом состоянии похож на снег. По-видимому, это и послужило причиной данному названию, которое в переводе с тибетского означает «Река Песчаной Свастики».

Вверх по долине в 1,6 км от базового лагеря, поставленного напротив ледника Чема Юнгдрунг Пу Кангри, находится мегалитический комплекс из больших камней, по-видимому, относящийся ко временам палеолита. Самый большой камень выровнен своей верхней частью по меридиану. Здесь можно увидеть диковинные образы животных и птиц, предположительно связанных с рядом небесных созвездий.

Через 700 м от этого места находится Бонпо Не (Священное место бон) – местоположение традиционного истока Брахмапутры Тамчок Кабаб (N30° 16.218′ E82° 12.053′, высота 5061 м). Расстояние от него до русла реки 150м.

На большом валуне из светлого песчаника стоит весьма простое сооружение из черной сланцевой породы с небольшим помещением внизу с восточной стороны и короткой лестницей, ведущей к верхнему храму, ограждающему два выдавленные в скале отпечатка ноги. В верхнем помещении есть несколько выложенных камнями ниш для ритуальных предметов. На камнях множество изображений левосторонней свастики.

По-видимому, изначально, во времена палеолита ритуальным местом был сам мегалит. С определенных ракурсов этот валун выглядит как голова некого существа. И уже в более поздние времена мастерами бон были построены специальные помещения.

В верховье долины, над ледяным покровом имеется две остроконечные вершины, напоминающие уши лошади и защищающие ледник Чема Юнгдрунг по обеим сторонам. Этот исток имеет одноименное называние «та-амчок», что означает «уши лошади»! Равнины перед ледником формируют нос мифологической лошади.

Так как река и долина носят имя «левосторонней» свастики бонпо (юнгдрунг), а храм называется Бонпо Не, очевидно, что это еще одно древнее место бонпо в районе Кайласа, которое было освоено буддистами в более поздние времена. Кочевники говорят, что это — древнее место, где медитировал основатель религии бон — Миво Шенраб.

Вверх по долине на расстоянии около 600 м от Бонпо Не находится еще один мегалитический комплекс. В формах одного из мегалитов можно увидеть образ Коня. Возможно, в долине реки Тамчок Кабаб Чу во времена палеолита проводились практики, связанные с Небесным Конем. И память об этом сохранилась до наших дней в названии этого места (Тамчок).

Участники экспедиции совершили восхождение к леднику Тамчок Кабаб Кангри. Из этого места и начинается Тамчок Цангпо. Ледник на высоте 5 240 м (GPS 30°15’42.30″С, 82° 8’58.93″В) и дает начало постоянному водотоку этому притоку великой реки!

В ходе экспедиций собрано множество материалов по растительному и животному миру Тибета, в том числе, сделаны редкие кадры диких животных.

Таким образом, данная экспедиция позволила вновь прикоснуться к древним Знаниям Тибета и Кайласа, пополнить сведения об объектах сакральной географии этого региона и приобрести собственный внутренний уникальный опыт.

Благодарим всех, кто был с нами физически и ментально!

Исследовательская группа Феномена Кайласа

SIZ_2240_2 (3)

Гора Кайлас и озеро Ла Нга Цо в момент осеннего равноденствия

SIZ_1223_2

Руины монастыря Цепгье в скрытой долине у озера Ла Нга Цо

Скриншот 2019-10-04 09.59_2.37

Родник, из которого начинается великий Инд (географический исток)

SIZ_2398_2

Стадо дронгов – диких яков

DSC02263_2

Базовый лагерь у ледника Чема Юнгдрунг Пу

SIZ_2295_2

Бонпо Не (священное место бон) в долине Тамчок Кабаб