Монастырь Гургьям и Серебряный Дворец Гаруды

Новости от 9 мая 2024

Ранее мы публиковали информацию из монастыря Гургьям, который находится к западу от горы Кайлас (Канг Тисе) Древняя цивилизация Шангшунг у подножья Священной Горы Кайлас. В продолжении этой темы…

В монастырях Дрира Пхук и Гьянгдрак, расположенных у г.Кайлас, находится один из самых важных исторических и географических текстов Шанг Шунга — Тисей Карчак. Он был написан ламой по имени Карру Друбванг (род. в 1801 году). Тисей Карчак, вероятно, был собран из более древних бонских текстов и устных преданий Верхнего Тибета.

Предлагаем Вашему вниманию перевод с английского небольшого фрагмента текста об идентификации Кхьюнглуг Нгулхара Дж.В.Беллецца

The Dawn of Tibet: The Ancient Civilization on the Roof of the World, Rowman & Littlefield Lanham, Maryland; London, United Kingdom, 2014

Согласно Тисей Карчак, трех царей Гьянг Ри Юлджона сменили три царя Кхьюнглунг Гьялва Ньес — города по имени «Победоносные и счастливые в долине увенчанного рогами орла» . Это место находится в Гуге, в бассейне реки Сатледж, в западном Тибете. Три правителя Шангшунга: царь Гуге Летра, обладатель сверкающих драгоценных рогов птицы; царь Гьюнгьяр Мукхо, обладатель сверкающих радужных рогов птицы; и царь Кьили, обладатель сделанных из драгоценных раковин рогов птицы.

В различных бонских исторических источниках указывается, что в городе «Победоносные и счастливые в долине увенчанного рогами орла» когда-то стояла шикарная цитадель, известная под именем Кхьюнглунг Нгулкхар — «Серебряный дворец долины увенчанного рогами орла». Это был замок царей Гуге Шангшунга. Цитадель Кхьюнглунг Нгулкхар также упоминается в манускриптах Дунхуанга, написанных в ранний исторический период. В этих манускриптах упоминается, что Кхьюнглунг Нгулкхар располагался в верховьях поречья, что является косвенным указанием на четыре великих реки, берущих начало в юго-западном Тибете.

В бонском тексте XIII века н.э., Кунбум, утверждается, что Кхьюнглунг Нгулкхар распространил свое влияние более чем на 18 подчиненных замков и 360 храмов.  Как и в случае с династией из восемнадцати царей и другими королевскими преданиями о Шангшунге, историческую правдивость этой информации в Кунбуме подтвердить невозможно.  Числа 18 и 360 — традиционные для бонских ритуальных обычаев, и их не следует воспринимать буквально. Названия восемнадцати второстепенных замков в Кунбуме не соответствуют ни одному из имен, которыми современное население Верхнего Тибета называет сейчас множество разрушенных крепостей. Со временем многие древние топонимы изменили свое название, так как их оригинальное назначение предавалось забвению, и сами они стали отображать современные культурные ценности. Поэтому, практически невозможно соотнести замки и дворцы Кунбума с фактическими местами на земной поверхности.

В Кунбуме говорится, что Кхьюнглунг Нгулкхар представлял собой магическую постройку. Этот ритуалистический текст описывает дворец как ось земли, проходящую через три сферы бытия — вертикальное расположение вселенной, известное в тибетском языке как срисум. Это удивительная способность удерживать три яруса сущего также приписывается самым важным священным горам Верхнего Тибета. Кунбум выделяет удивительный внешний вид Кхьюнглунг Нгулкхара в примечательных подробностях:

Фундамент дворца был сделан из золота, его четыре стены — из серебра, его четыре дверных стойки — из железа, четыре двери — из раковин, четыре угла — из агата, четыре оконные перемычки — из меди. Его крыша уходила вверх в тринадцать небесных сфер. Вокруг него постоянно кружили снежные бури, укрывающие спящего синего дракона.  Вокруг его сторон парили увенчанные рогами орлы. Во дворце было 108 помещений. Верхняя треть дворца принадлежала богам. С левой стороны были три пылающие горы и свет; впереди простирались лучи и гром. Это была обитель гневного бога Гекхо. Средняя часть принадлежала бонским священникам. . . . Нижняя часть принадлежала водным духам. Здесь было бурлящее озеро бирюзового цвета, и собирались плотные бирюзовые туманы.

Точное местоположение Кхьюнглунга Нгулкхара было утеряно, и никто не знал о его месторасположении до тех пор, пока в 1930 году бонский лама Кхьюнгтрул Джикме Намкха Дордже не заявил, что заново открыл его.   Лама Кхьюнгтрул, глубоко почитаемый бонский практик, скончавшийся в 1956 году, прожил в долине Сатледжа в западном Тибете более тридцати лет. По словам жившего позднее доктора и монаха Тензина Вангдрака, а также некоторых других учеников, лама  Кхьюнгтрул обнаружил каменное изображение  в натуральную величину мудреца Дренпа Намкха, который жил в VIII веке нашей эры. Это изображение было закопано наверху  плоского столового холма Кхардонг, возвышающегося над рекой Сатледж. Обнаружив сходство с Дренпа Намкха, лама Кхьюнгтрул посчитал, что это изображение отмечает местоположение легендарной столицы Шангшунга — Кхьюнглунг Нгулкхар. Клинообразная вершина Кхардонга покрыта руинами особенно крупной, обнесенной стенами цитадели.

В Тисей Карчак автор, Карру Друбванг, сообщает, что Кхардонг расположен в месте, которое раньше было шангшунгским городом «Радостные и Победоносные» — поселением, которое упоминается во многих бонских текстах как местоположение Кхьюнглунг Нгулкхар. Свое сенсационное заявление, лама Кхьюнгтрул, без сомнения, сделал под влиянием Тисей Карчак, в котором говорится о мудреце Юнгдрунге Тсултрим. Этот мудрец проповедовал доктрину бон бесчисленному множеству адептов в Кхьюнгчен Пунгпа Ри — месте, которое сейчас известно как Кхардонг.

Идентификация Кхьюнглунг Нгулкхар с плоским столовым холмом Кхардонг противоречит местоположению Кхьюнглунг Нгулкхара, определенного такими выдающимися тибетологами как Джузеппе Туччи и Геза Юрей. Эти западные ученые утверждают, что он должен располагаться в деревне Кхьюнглунг, которая лежит в 16 километрах ниже Кхардонга. Туччи посещал деревню Кхьюнглунг в 30-х годах прошлого века и документально подтвердил несколько древних замков и буддийских монастырей на прилегающих территориях. Однако, маловероятно, что Туччи встречался с бонским ламой  Кхьюнгтрулом. По непонятной причине, в деревне Кхьюнглунг также имеется комплекс, называемый Кхьюнглунг Нгулкхар — допотопное место примерно с 250 пещерами, вырубленными в конгломератных скалах. Без сомнений, название этого места побудило Туччи считать его великой цитаделью Шангшунга.  Однако, на вершине этой формации Кхьюнглунг Нгулкхар имеются только руины буддийского монастыря и дворца по имени Кхартсе (Замок Вершина). Исторические и архитектурные элементы Кхартсе показывают, что он был построен примерно в 1000 году нашей эры в рамках второй волны распространения буддизма в западном Тибете. В двадцатом веке ученые, занимающиеся изучением Тибета, не были знакомы с архитектурой памятников эпохи Шангшунга. Видимо, это оказало свое влияние на неверную идентификацию Кхьюнглунг Нгулкхара с Кхартсе деревни Кхьюнглунг.

Если Кхартсе является буддийским сооружением, то пещеры в скалах Кхьюнглунг Нгулкхар вполне вероятно являли собой центр доисторического поселения в деревне Кхьюнглунг. Согласно местным преданиям, одну из этих пещер по имени Накчунг Пхук занимал святой Дренпа Намкха, живший в VIII веке нашей эры. Действительно, в деревне Кхьюнглунг имеется две разрушенные крепости, которые потенциально можно отнести к эпохе Шангшунга — Синий Замок и Бракчак Кхонгкха. Однако ни один из них не кажется достаточно крупным, чтобы претендовать на звание легендарной столицы. Скорее всего, Синий Замок и Бракчак Кхонгкха имеют размер, сопоставимый с местной политической резиденцией. Кроме того, деревня Кхьюнглунг располагается на дне глубокого ущелья и не лежит ни на одном из торговых путей. До тех пор, пока к деревне не проложили дорогу через каньон несколько лет назад, все пути через этот район проходили в обход деревни, так как эти обходные маршруты по нагорью были более удобными и быстрыми.

Отождествление ламой Кхьюнгтрулом королевской цитадели Кхьюнглунг Нгулкхар с Кхардонгом имеет значительную археологическую ценность.  Холм Кхардонг возвышается над Гургьямом — пещерным комплексом, который, как утверждается, был основан бонским святым VIII века н.э. Дренпа Намкха. Наиболее показательная характеристика остатков конструкций в Кхардонге — это их огромный размер; они покрывают более 18 000 квадратных метров. Эти сооружения сильно разрушены, что препятствует их идентификации. Однако наличие каменных крепостных валов, протянувшихся примерно на 800 метров вдоль края холма, является очевидным признаком замка или укрепленного поселения.

Кхардонг занимает стратегически важное географическое положение на краю бесплодных земель Гуге и высокогорных равнин и долин юго-западного Тибета. Должно быть, из этого пункта осуществлялся контроль за важными торговыми маршрутами.  Кхардонг также характеризуется мощным геомантическим положением в точке слияния трех рек. Наличие неподалеку самого крупного в Верхнем Тибете древнего кладбища Чунак также подчеркивает особую локальную значимость Кхардонга. Чунак имеет сотни крупных погребальных сооружений, курганов и обнесенных стеной столбов. Возможно, Чунак был последним местом обитания сотен (если не тысяч) людей, связанных с поселением Кхардонг.   Этот пункт был впервые нанесен на карту во время Высокогорной круговой тибетской экспедиции в 2002 году, и в 2005 году китайские археологи под руководством Хуо Вей добрались до Чунака и провели более подробное исследование поверхностных останков.

Собранные на сегодняшний день археологические подтверждения подкрепляют проведенную ламой Кхьюнгтрулом идентификацию шангшунгской столицей Кхьюнглунг Нгулкхар с Кхардонгом. Возможно, дальнейшие исследования смогут полностью подтвердить его точку зрения. До этого времени вопросы фактического расположения столицы-цитадели будут все еще оставаться открытыми.