Храм Шри Астапад у горы Кайлас

Новости от 30 ноября 2017

 

 

По материалам публикаций Джона Винсента Беллецца (перевод с английского)

Кайлас с плато Терраса Мандалы

Кайлас с плато Терраса Мандалы

Говорят, что первый джайн Тиртханкара, Адинатх Бхагаван, или Ришабдев, достиг нирваны на горе Кайлас (гора Тисе). Считается, что это случилось много тысяч, или даже миллионов лет назад. Просветление Ришабдева на горе Кайлас сделало ее самым желанным местом паломничества джайнистов.

В память о просветлении Ришабдева его могущественный сын Бхарат Чакраварти, царь всей Индии, поручил архитектору Варддхаки Ратна построить на горе Кайлас сказочный храм. Этот храм известен под именем Шри Аштапад, «Украшенный драгоценными камнями храм» или «Кристальный храм». Считается, что этот храм был украшен статуями 24 тиртханкар. Согласно преданию, задолго до появления на земле тиртханкар Ришабдев предсказал своему сыну, царю Бхарату, имена последующих за ним 23 тиртханкар.

Длина храма Аштапад была один йоджан, ширина — два кош, высота — три кош, в то время как согласно Мунишри Паньяс Нанди Гош Вьяджи Махараджи, храм, или чайтья, был два гау в ширину и четыре гау в длину, а его высота составляла три гау. Эти размеры указываются в священном тексте в начале четвертой Эры. Таким образом, ширина может быть 60 метров, а длина — 122 метра. Но согласно предположениям, место храма имеет квадратную форму. Может быть эта квадратная форма также имеет и  форму свастики?

Рисунок1

Аштапад означает пять основных стихий – Притхви (Земля), Джал (Вода), Вайю (Воздух), Агни (Огонь), Акаш (Эфир) и три яджамана – Солнце, Луна и Пашупатинатх (Бог животных – Бог Шива).

Говорят, что очень давно, примерно в 500 году до нашей эры, старший ученик Махавиры — Гаутама Свами — также пребывал в Шри Аштападе в качестве главы джайнистских монахов. Согласно поверью, этот храм имел четыре стороны и восемь больших ступеней и по своему масштабу был самым крупным и пышным. В отличие от других значимых мест паломничества джайнов, его точное местонахождение до сих пор неизвестно. Некоторые джайны считают, что только просветленные мастера могут видеть его, другие говорят, что этот храм — сама гора Кайлас. Также некоторые джайны приписывают священному Аштападу отдельно стоящие образования рядом с горой Кайлас. Два горных образования, которые наиболее часто ассоциируются с мистическим местом, это горы Нанди и Дхарма Кинг Норсанг.

С другой стороны, все большее число последователей джайнизма полагают, что Шри Аштапад — это действительное археологическое место вблизи горы Кайлас. Согласно их точке зрения, в регионе можно обнаружить руины этого священного храма. Дж.В.Беллецца  зарегистрировал 12 древних археологических мест возле горы Кайлас   (и множество других мест в регионе), и все эти места принадлежат к своеобразной добуддийской цивилизации Шангшунг. Ансамбль архитектурных памятников королевства Шангшунг характеризуется своими цельнокаменными ступенчатыми постройками и комплексами погребальных столбов.

Действительно, среди археологических памятников Шангшунга присутствуют ступенчатые структуры, называемые «лхатен», но эти сооружения очень уж отличаются от дошедших до нас джайнистских описаний Шри Аштапада как величественного храма. Большая часть этих документов датируется 11 веком нашей эры, поэтому сказание о Шри Аштападе могло обрасти множеством легенд. Возможно, храм был гораздо меньше по размерам, нежели его представляют в сказаниях. Если это так, то, возможно, одно из мест Шангшунга у горы Кайлас действительно можно связать с этим храмом. Однако это представляется маловероятным, поскольку Шри Аштапад описывается как прототипный храм джайнов, со шпилями (нагара), крытыми галереями (гокхала) и главным залом (габхара). Эти элементы конструкции не согласуются с архитектурными канонами Шангшунга.

Местоположение Шри Аштапада остается загадкой, и тайна жива до сих пор. Это не единственная из великих загадок археологии Гималаев и Транс Гималаев — исследования в этой области находятся лишь у своих истоков. Как показали немецкие и непальские археологи, работающие в Мустанге в 1990-х годах, жившие 2800 лет назад местные сообщества имели потрясающий уровень развития культуры. И это за 1500 лет до распространения тантрического буддизма (ваджраяна буддизм) в регионе. Каково бы ни было археологическое значение легенды о Шри Аштапад, очевидно, что древняя цивилизация у горы Кайлас   процветала не только благодаря величию буддизма. Существовали и другие культурные и религиозные силы, которые оказывали свое влияние на эту великолепную гору и имели настолько же большое значение.

Джайни́зм (санскр. जैनjaina  от санскр. जिनjina, «победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется дживой.  Джайны верят, что истинное знание (дхарма) угасало и вновь появлялось циклически на протяжении всей истории. Тех, кто вновь открывает дхарму, называют тиртханкарами. Буквально тиртханкара означает «создатель переправы». 

Кайлас с вершины горы Ньян Ри

Кайлас с вершины горы Ньян Ри

SIZ_8612 Panorama