Мегалитические комплексы у озера Дангра

SIZ_2016 Panorama
Новости от 18 июня 2017

Южнее Данг Ра Гью Тсо, на противоположной стороне Та Го Тсангпо на хребте Та Го Ринпоче расположены два мегалитических комплекса, включая один из самых восхитительных в Тибете. Один мегалитический комплекс, обнаруженный возле Данг Ра Гью Тсо Юрием Рерихом, описывается как состоящий из стоящих камней, окруженных ориентированных по квадрату плитами. Рядом находятся могилы, подпираемые по бокам камнями с образованием квадратной конфигурации и ориентированные с востока на запад. Самый большой камень установлен на востоке (Туччи 1973: 52; Тартхан Тулку: 97). Это описание не точно отражает находки полевых исследований и может относиться даже к другому месту. В дополнение к указанным двум местам имеется, как минимум, еще одно место, известное проживающим в регионе брокпа.

На узком участке, на пути вдоль восточного берега Та Го Тсангпо, в месте под названием Луг Туг Бранг, имеется четыре монолита. Эти вертикально стоящие камни установлены в ряд, прилегающий к краю крутого берега реки. Сделанные из розового порфира (вулканический камень), три камня выступают над землей примерно на 1 метр, а четвертый — на 1,7 метра. Эти камни называются доринги на местном диалекте произносится  доланг или доранг). Говорят, что они являются святилищами Та Го Дге Ган — главной вершины группы Та Го Ринпоче. Местные брокпа верят, что эти камни защищают открывающуюся перед ними обширную равнину Сангс Гьяс.­ Священный статус монолитов подчеркивается наличием вотивных (обетовых) даров из небольших камней и полосок ткани, оставляемых наверху монолитов. Местные утверждают, что они были сооружены в давние времена и могут принадлежать эпохе Шангшунга. Каменные столбы брались с близлежащей горы и обрабатывались до придания им прямоугольной формы. Изначально, их могли установить для маркировки границы, так как они находятся в естественной узком проходе на южной границе провинции Наг Чанг.

Гсум Буг Доринг

The_Tibet_Journal-No

Вниз по течению от места слияния Та Го Тсангпо и Нганг Ма Тсангпо находится удивительный мегалитический комплекс. Он расположен на уступе, примерно на высоте 50 метров над восточным берегом Та Го Тсангпо. Здесь сотни розовых и красных монолитов из порфира, расставленных в два отдельных четырехугольника. Более крупный четырехугольник расположен на западе, и он состоит примерно из 800 менгиров (стоячий камень), точно ориентированных по сторонам света. Камни располагаются рядами, и широкие стороны этих камней обращены на север и юг.

Западный четырехугольник составляет около 20 метров по северной стороне, 19 метров по восточной и южной стороне и 17,5 метров — по западной стороне. Однако, эти размеры условны, так как исходные размеры расположения камней невозможно точно рассчитать из-за небольшого разрушения на северной и западной стороне. Несмотря на незначительные нарушения, оригинальный характер памятника довольно хорошо сохранился. Доринг в западном четырехугольнике выступает примерно на 25- 50 сантиметров относительно поверхности земли, но имеется свыше 50 менгиров, длина которых превышает 60 сантиметров. Самые длинные монолиты находятся в юго-восточном углу четырехугольника. Самый высокий камень в группе выступает на 95 сантиметров над землей, а длина выкопанного камня составляла 115 сантиметров.  Высота самых коротких камней была менее 125 миллиметров. Самые длинные монолиты имеют плоскую форму, подобную образцам Луг Туг Бранг, но они высечены более грубо. Самые короткие камни указывают наверх и имеют пирамидальную форму. Самые маленькие камни кажутся похожими на каменные глыбы природного происхождения, а самые длинные были извлечены в виде породы.  Расположению камней в рядах не хватает некоторой связности в секциях четырехугольника, которые содержат более короткие камни.

Далее на восток от восточной оконечности западного четырехугольника находится отдельный ряд из восьми крупнейших монолитов в Гсум Буг. Этот ряд идет параллельно западному четырехугольнику и располагается на 4,5 метра в сторону. Шесть из них находятся на месте, а два извлечены. Самый высокий установленный камень возвышается на 116 сантиметров от уровня земли, самый длинный камень составляет 145 сантиметров и является самым длинным образцом доринга Гсум Буг .

Примерно в 55 метрах восточнее западного четырехугольника располагается еще одно четырехугольное сооружение из стоящих камней. Размер этой восточной группы примерно составляет 12х16 метров. Ее размеры невозможно определить точно из-за сильного разрушения камней. Восточный четырехугольник гораздо меньше заполнен камнями и включает только 150 менгиров. Большая их часть уже не держится в земле. Некоторые из этих смещенных камней свалены в кучу в центре массива. Как и в западном четырехугольнике, камни в восточном четырехугольнике ориентированы по сторонам света. Между двумя четырехугольными каменными структурами находится разрушенное сооружение четырехугольной формы длиной 10 метров с севера на юг и 5,5 метров с востока на запад. Структура подобной формы обнаружена на западной стороне западного четырехугольника в двух метрах за пределами ближайшего доринга. Размеры структуры: около 17,5 метров с севера на юг и 8,5 метров с востока на запад. Исходную высоту невозможно определить, можно лишь сделать предположение на основе существующей кучи камней. В высоту они могли быть не менее двух метров. Эти две структуры также ориентированы по сторонам света и, таким образом, соответствуют расположению доринга.

В Тибете было открыто множество различных мегалитических комплексов (см. Чайет: 57, 58; Тартханг Тулку: 97; Туччи 1973: 50-58), которые относятся к добуддийской эпохе. Выдвигалось предположение, что они произошли от мегалитической культуры, которая уходит корнями в неолит (Туччи 1973: 57,58). Мегалитические сооружения не обладают единообразными характеристиками; наоборот, они включают широкий спектр типологий. Возможно, мегалитический комплекс, который больше всех похож на доринг Гсум Буг  в плане местоположения и конфигурации, это место, обнаруженное в 1927 Рерихами в Нам Ру (см. Рерих 1931; Беллецца: 29-32). Подобно Гсум Буг, место доринга Нам Ру состояло из рядов вертикально стоящих камней. Существуют важные различия, однако: доринг Гсум Буг не имеет ни кромлехов, ни круговых структур из камней, а в доринге Нам Ру нет смежных сооружений. Еще одно важное различие заключается в том, что, в отличие от Нам Ру, Гсум Буг не является местом поклонения или почитания, по крайней мере, на современном этапе своего существования.

Очевидно, доринг Гсум Буг выполнял погребальную функцию, выступая в качестве некрополя. Устные предания о месте подтверждают это предположение. Ниже мегалитических сооружений, примерно 50 лет назад здесь было постоянное поселение (Дзи Ма) с одноименным названием. Брокпа, обладающие правами на владения этими землями, в конце концов, покинули их и перешли через Та Го Тсангпо в небольшую деревню Кья Ган, где местные гардпон жили до прихода коммунистов. Гсум Буг пустовал из-за того, что считался зловещим местом. По имеющимся сведениям, обитатели в Гсум Буг страдали от плохих снов и других негативных воздействий, достигающих кульминационной точки в удалении от поселения. Кроме того, по словам старейших женщин, восьмидесятилетний старик, который провел в Гсум Буг все свои юные годы, рассказывал, что много лет назад в лощине под мегалитическим памятником водой размыло человеческий череп и другие кости. Таким образом, традиция проживания в Гсум Буг отсутствует из-за того, что это место имеет вредную репутацию. Нависший над Гсум Буг покров страха намекает на то, что это место является давно забытым надгробным памятником. Ассоциируемые с могилами стоящие камни обнаружены во многих местах Тибета (см. Чайет: 57; Туччи 1973: 51-58), таким образом, эта гипотеза однозначно лежит в сфере возможностей.

В нижнем Киннауре, в Химачал Прадеш (Индия), киннаури в память о своих предках устанавливают погребальные камни катанг, которые являются центральным местом проведения ритуалов, посвященных их предкам. Аналогичным образом, доринг Гсум Буг также мог быть объектом обожествления умерших. Отдельные монолиты в ряд, или группы в виде скоплений камней могли устанавливаться как культовое надгробие клана или племени. Каждая из стел могла устанавливаться для поминовения отдельного лица, чьи останки сжигались или уничтожались посредством «небесных похорон» (бьягтор). Кроме того, сопровождающие монолиты структуры могли использоваться в качестве гробниц или для сокрытия погребальных камер. Эти структуры, вероятно, были в местах захоронения вождей или родовой знати того культурного пласта, во время которого был построен Гсум Буг. Эти догадки могут подтвердиться лишь при проведении тщательного археологического исследования доринг Гсум Буг.

Приведенные выше места археологических исследований (а также не менее десятка других, о которых мне сообщали местные жители, но куда мне не удалось попасть) указывают на то, что в древние времена Данг Ра Гью Тсо был жизненно важной колыбелью тибетской цивилизации. Также важно отметить, что устные предания подтверждают современные климатические и палеонтологические исследования, предполагающие существование на Бьянг Тханге значительно более благоприятного климата несколько тысяч лет назад. Более теплый и влажный климат, пик которого пришелся на голоцен, вероятно, обосновывает мощный импульс, вызвавший основание древней цивилизации на Бьянг Тханге.  В большинстве своем, уроженцы Данг Ра Гью Тсо однозначно признают, что их цивилизация на протяжении многих веков переживает упадок, и что эти изменения были связаны с климатическими и экологическим изменениями, которые в возрастающей степени проверяли их жизнестойкость и волю к выживанию. Предоставленная выше археологическая документация может считаться важным подтверждением, отражающим реальность существования древней цивилизации на базе Бьянг Тханга. По крайней мере, она не даст угаснуть пламени развития теорий о добуддийском культурном статусе северных равнин Тибета

Сокращенный перевод с английского статьи «Предварительный археологический обзор  озер Намтсо и Дангра», Дж.В.Беллецца

SIZ_9483

Озеро Дангра (2)