Литературный обзор, посвящённый упоминанию священной горы Кайлас и озера Манасаровар в древнеиндийской классической литературе и мифологии. Часть 1

Д-р Бинод Сингх    

Journal of Indian Research (ISSN: 2321-4155)
Том 2, № 2, апрель-июнь, 2014, 36-49

АННОТАЦИЯ

В течение тысячелетий индуисты проявляют благоговение перед святостью горы Кайлас и озера Манасаровар и почитают их подобно раю на земле. Кайлас считается одним из самых священных мест на планете согласно воззрениям множественных сообществ Азии. Каждый год миллионы индуистских поборников приходят к этим высоким и опасным горным хребтам, чтобы совершить священное паломничество, которое, как они искренне верят, позволит им достичь Мокши. Согласно распространенному верованию, путешествие к этой горе освободит их от всех грехов и вымостит путь к земному раю. Гора Кайлас оказывает влияние на умы индусов с ведических времен, когда она считалась домом богов и источником сомы — напитка бессмертия. Связанные с регионом мифы и легенды не очень точно задокументированы в индуистской мифологии. Мы находим упоминания о священной горе в великом эпосе Махабхараты и Рамаяны. Существует несколько упоминаний об этой священной горе в таких религиозных текстах и мифологических легендах как Сканда Пурана и Брахманда Пурана. Даже в религиозной литературе джайнистов и буддистов упоминается об этой горе как священном месте в соответствии со своими воззрениями веры. Поэтому, полный анализ этой литературы и фольклора, связанных с Кайласом и Манасароваром, поможет нам больше узнать о культурной и религиозной значимости этой священной горы для индуистов, приверженцев других религий и для людей остального мира. На протяжении нескольких столетий распространялись легенды о мифической земле, которые заинтересовали философов, искателей приключений, богословов и даже современных психологов. В этом документе предпринята предварительная попытка краткого анализа мифов и легенд, связанных со священной горой Кайлас, озером Манасаровар и священной рекой Ганг, которые все вместе образуют триадический сакральный комплекс.

 

ВВЕДЕНИЕ

Индия — священная страна различных религий, таких как индуизм, буддизм и джайнизм, однако большинство населения (около 80%) являются индуистами по рождению. С древних времен индийский народ считал горы и реки священными, и даже сегодня люди поклоняются им, видя в них проявление Богов и Богинь. Величественные Гималайские хребты являются источником многих индуистских легенд и обителью богов. Индуисты почитают все Гималаи как воплощение божественного, но священная гора и священное озеро представляют собой высшую святость. В географических, социальных и культурных аспектах Гималаи всегда считались наивысшей точкой индийского полуострова и оставались культурным средоточием для миллионов людей. Именно в Гималаях (согласно записям Сканда Пурана) живет Бог Шива, и величественная река Ганг спускается с ноги Бога Вишну подобно «тонкой нити цветка лотоса». В Рамаяне говорится следующее: «Нет гор подобных Нималчал (Гималаи), поскольку здесь находятся Кайлас и Манасаровар. Как роса испаряется утренним солнцем, так и грехи человечества исчезают под взглядом Хималчала». Кайлас — самая священная гора для буддистов, джайнистов, индуистов и тибетцев. Гора Кайлас считается земным олицетворением индуистской мифической горы Меру, или Сумеру — духовного центра Вселенной — оси, связывающей небо и землю согласно буддийской, джайнистской и индуистской космологии. Гора Меру появлялась в видоизмененных интерпретациях в космограммах джайнистов, в яванских храмах, в японской мифологии и на тибетских изображениях. Она стала «шикхаром» индуистских храмов, а также буддийскими ступами с высоко поднимающимися полусферическими кольцами.

Гималаи (снежная обитель), которые также известны под именами Химават, Химачала, Химадри и Гири-Раджа, являются самыми высокими горами в мире, хотя и самыми молодыми. В санскритской литературе даются живописные описания Гималаев. Великий индийский поэт Калидаса исключительно красиво описал эту гору в своем эпическом произведении  Кумарасамбхава. Для проживающих на Гималаях индусов география является важным фактором для разнообразных верований и ритуальных практик. Многие горы и реки имеют священное значение, а храмы, посвященные местным божествам, являются неотъемлемой частью географии каждой деревни. С позиции пан-индуистских традиций и верований, данный район представляет собой место паломничества не только для современных людей, но и для божеств и персонажей великих эпох.  Риши, мудрецы и духовные искатели посещают этот свято чтимый регион с незапамятных времен. Даже сегодня ежегодно сотни тысяч индусов отправляются к местам паломничества в Гималаях (тиртха). Наиболее посещаемое место паломничества, которое чаще всего упоминается в религиозных текстах и эпических произведениях- район горы Кайласа и озера Манасаровар. Кайлас — это место обитания Бога Шивы. Для многих он является земным олицетворением Меру — великой горы, упоминаемой в Махабхарате. Эта гора также воспринимается как физическое воплощение лингама Шивы. И у его основания находится священное озеро Манасаровар.

Поклонение Шиве может быть самым древним существующим религиозным культом в мире.  Каждый год миллионы индуистских поборников отправляются к этим высоким и опасным горным хребтам, чтобы совершить священное паломничество, которое позволит им достичь Мокши. Поток паломников и торговцев в область Кайласа и Манасаровара был очень интенсивным во времена правления империи Маурьев. И такие миссионеры времен Ашока как Кашьяпа и Мадхьямаготра могли исследовать Гималаи в поисках знания Химавата.  Говорят, что одна полная парикрама, или круговой обход вокруг горы Кайлас, обладает способностью очищать от всех накопленных за жизнь грехов. 108 таких парикрам способны привести к нирване или освобождению от круговорота рождения и смерти. На протяжении нескольких столетий распространялись легенды о мифической земле, которые заинтересовали философов, искателей приключений, богословов и даже современных психологов.

Гора Кайлас

Гора Кайлас

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Гора Кайлас (Канг Ринпоче по-тибетски) расположена в юго-западной части Тибета, граничащей с холмами Кумаона и Непалом. Гора располагается в 390 км от Альморы в штате Уттар-Прадеш и в 1287 км от Лхасы. Гора Кайлас — это каменная пирамида  высотой 6714 метров. Она воплощает в себе древнюю идею «пупа земли», «ось мира», «первая из гор», «неподвижная точка вращающегося мира», «имеющая корни в седьмом аду и поднимающаяся к высочайшему раю». Они являются частью Гималаев и располагаются в северо-западном Тибете (или Гангдеш). На север от Манасаровара находится священная вершина Кайласа, упоминаемая в санскритской литературе как рай Шивы. Калидаса говорит, что воды Манасаровара подобны жемчугу; если выпить этой воды, то очистишься от грехов, совершенных за сто жизней. Можно увидеть бесчисленное множество падающих в воду звезд, сидя в сумерки и наблюдая за небесным действием.

Манасаровар стал священным озером на рассвете истории и остается им в течение четырех тысячелетий (Пранавананда, 1934, 1949). Недоступность озера придала ему еще больше святости и окутало загадкой. Древние сочинители сказаний верили, что оно возвышается на 405 600 км в высоту в центре Вселенной, окруженное концентрическими кольцами из семи континентов и семи океанов. Впоследствии, в санскритском эпосе Кайлас также описывается как спускающийся с верховьев Гималаев и считается самой священной горой. Манасаровар признан самым красивым и пленительным озером в мире. Раньше в древней Индии озеро было известно под именем Брахмасар. Это — пресноводное озеро, расположенное на высоте 4572 метров над уровнем моря. Поэтому, религиозная значимость горы Кайлас и непосредственно прилегающего района озера Манасаровар многомерна. С древних времен Манасаровар — озеро, рожденное из ума Брахмы — относят к наиболее древним и священным местам паломничества индуистов. Индуисты верят, что при посещении этой священной горы и после омовения в этом озере будут смыты все их грехи, и они смогут достичь в этой жизни Мукти (освобождения). Они верят, что озеро Манасаровар является олицетворением чистоты, и тот, кто выпьет воды из озера, попадет после смерти в обитель Бога Шивы. Человек удостаивается заслуги и считается очищенным от всех грехов, совершенных даже в течение ста жизней.

 

Слава Кайласа и Манасаровара, где природа высвобождает свое неистовство и примеряет свою красоту, воспевается в шастрах (священный свод законов индуистов) Санатан (вечное, относящееся к древней индуистской религии) Дхармы. С ведических времен, несколько тысяч лет назад, это место почиталось как священное место паломничества и считалось местом зарождения четырех подземных рек: Шатдру (Сатледж), Синдху, Брахмапутры и Сарью (Карнали). В совокупности, священная гора и берущие на ней начало четыре реки формируют обширную географическую мандалу, которая оказала глубокое влияние на культурное мироощущение живущих в Гималаях людей. Священное озеро Манасаровара, или Мана-саровар, или Тсо Мапхам, или Тсо Маванг по-тибетски, — это самое священное, самое пленительное, вдохновляющее и знаменитое озеро в мире. Это также самое древнее из всех известных человечеству озер.  «Манасаровар» было первым известным географии озером. Оно являет собой создание манаса (ума) Брахмы — первого бога из индуистской Триады. Согласно некоторым источникам, озеро Манасаровар было открыто Махараджой Мандхатой в эпоху Крита-юга (Золотой Век). Легенда гласит: Мандхата совершил покаяние на берегах Манасаровара у подножия величественных гор, которые были названы его именем. На берегах этого священного озера росло семь рядов деревьев. Согласно легенде, на его дне стоял большой дом. Говорят, что он был обителью царя Нагов — змеиных божеств — а посреди дугообразной поверхности озера стояло огромное дерево.  Его фрукты падали в озеро со звуком «джам»; таким образом, прилегающий район стал называться «Джамбу-линг», или «Джамбу-двипа» в индуистских Пуранах. Говорят, что некоторые падающие в озеро фрукты съедали Наги — змеиные божества, а некоторые опускались на дно озера и превращались там в золотые самородки.

 

Несмотря на то, что мифологический и исторический аспект сказаний о Кайласе изменяется от религии к религии, его религиозная значимость никак не оспаривается. Величайший из индийских поэтов, Калидаса, изливает свою душу, описывая величие Кайласа и Манасаровара в своем произведении «Мегхадута«. В Мегхадуте Калидаса пишет: «Кайлашасье тридиша ванита дарпанасье«. (Пурва Мегха 59) — Гора Кайлас — это зеркало небесных женщин. Затем он описывает гору Кайлас как одну из четырех крида шаил, или холмов для забав Шивы. Остальные три назывались Канкадри, Мандар и Гандхамадан. На южной грани Кайласа имеются следы небесных ступеней — длинная вертикальная расщелина, прерываемая горизонтальной линией каменных пластов. Узор похож на свастику, показывающую лучи солнца в индуизме. Согласно утверждению Чарльза Аллена, в описании горы в Вишну Пурана говорится, что ее четыре грани сделаны из кристалла, рубина, золота и лазурита.

 

По мнению Сергея Балалаева: Комплекс Кайласа представляет собой огромную природную мандалу, каждая часть которой наиболее ярко проявляется определенными качествами. Вершина Кайласа позволяет человеку соединиться с Центром Земли. Южное Лицо, связанное со Стихией Воды, является связующим звеном проявленного и непроявленного миров, земного и небесного планов. В полной мере это возможно ощутить во время прохождения внутренней коры (Нанди-Коры). Западное Лицо Кайласа, связанное со стихией воздуха, способствует осознанию Безусловной Любви. Северное Лицо Кайласа, связанное со стихией Эфира, способствует осознанию Знания. Восточное Лицо Кайласа, связанное со стихией Огня, является своеобразными Вратами внутрь Кайласа. Войти внутрь может лишь тот, кто смог должным образом осуществить взаимодействие со всеми Стихиями, проявленными в Лицах Кайласа, и осознал в себе соответствующие качества, а также смог пройти очищение огненными энергиями Долины Жизни и Смерти».

Существует еще утверждение о том, что грани горы окрашены в четыре разных цвета: белый как у брамина, священника — на востоке; желтый как у вайшьи, торговца — на юге; красный как у кшатрии, воина — на севере; черный как у шудры, разнорабочего — на западной стороне. Эта версия горы Меру подразумевает идею социальной организации индуистского общества, разделяющую людей на четыре класса. Другими словами, индуистская система жизненного уклада происходит из существования четырех легендарных лиц горы Меру. Кроме того, одна научная школа относит ее к Шумерской цивилизации (2500 -3000 лет до н.э.). В Месопотамии ступенчатая пирамида, зиккурат, считается связующим звеном между небесами и землей, которое представляется в виде космической горы. В одном из мифов утверждается, что в середине Джамбу — суши, окружающей озеро Манасаровар — стояла прославленная гора Меру.