История исследований региона Кайласа. Экспедиции Генри и Ричарда Стречи (1846-1848)

Стрэчи, его слуга и вьючные животные – яки, дзо и пони – вошли в Тибет к Кайласу  через перевал Лампкья Дхура. Это был переход по глубокому снегу, и он оказался тяжёлым как для людей, так и для животных Стрэчи решил идти по перевалу, потому как подумал, что сможет напрямую по кратчайшему пути дойти до Ракшас Тала. Но на самом деле этот маршрут отбросил его через границу значительно дальше на запад, и весь переход до цели занял четыре дня — значительно больше, чем он рассчитывал потратить – при этом он прошёл большим окольным путём через Лама Чортен.

генри стретчи

Видимо, Стрэчи был более впечатлителен и восприимчив к красотам тибетского ландшафта, чем Муркрофт, и в его описаниях присутствует поэтическая нотка, которая вообще отсутствовала в его ранних отчётах. Он чувствовал – то, что он видел на северной стороне Гималаев, по эстетической привлекательности превосходит то, что он наблюдал на южной стороне. Озеро Ракшас Тал представляло собой полосу воды, отливающую чистейшей и прозрачной синевой, небо в которой отражалось с двойной интенсивностью. При этом на северной оконечности вода имела более глубокий фиолетовый оттенок из-за затеняющей озеро горной стены. Напротив низких холмов, в средней части противоположного берега, он мог лишь различать озеро Манасаровар – «полоску ярко-синего цвета». Сами озёра ограничивались низкими холмами, которые в некоторых местах погружались глубоко в воду. На этих холмах не было растительности, и  они «принимали различные оттенки красного, коричневого и жёлтого». Над ними, на юго-востоке, возвышался «покрытый снегом массив Момонангли» (Гурла Мандхата); по другую руку, на севере, находилась «зелёная травянистая равнина, на заднем плане которой тёмными и крутыми склонами возвышались горы Гангри». Здесь «на левом краю горной цепи теперь была видна главная вершина Кайласа, полностью открывшаяся до самого своего подножия».

Вскоре после этого, обогнув северную оконечность Ракшас Тала, ему открылся более впечатляющий вид священной горы с более близкого расстояния:

Самым примечательный объектом здесь был Кайлас, который открылся полностью до самого своего основания и возвышался напротив (на севере) прямо на равнине, всего в двух или трёх милях (в 3-5 км). Юго-западная лицевая сторона Кайласа располагается на одной линии с прилегающим горным хребтом, но разделяется с обеих сторон глубоким ущельем; протяжённость разделённого таким образом подножия массива составляет порядка двух или трёх миль (3-5 км); общая его высота, по моим оценкам, составляет 4250 футов (1295 м) над равниной, но с запада вершина на 1500 футов (457 м) выше, она похожа скорее на конус или купол параболической формы; общая картина почти такая же как вид Нанда Дэви, если смотреть с Альморы. Вершина и верхняя часть восточного хребта были покрыты снегом, который красиво контрастировал с насыщенным цветом горного массива внизу; ярко была выражена слоистая структура с последовательными слоистыми выступами, которые удерживали падающий сверху снег и формировали необычные пояса попеременно белого и фиолетового цветов; один из таких наиболее ярких поясов окружает подножие вершины. Согласно индуистской традиции этот пояс – отметина от каната, при помощи которого Ракшас пытался сдвинуть с места трон Шивы.

Через расщелины по обеим сторонам Кайласа открываются другие горы на заднем плане; кажется, что Западное ущелье имеет глубину от двух до трёх миль (3-5 км); на задней стороне восточной ниши располагается прекрасный пирамидальный массив из ступенчато возвышающихся скал и снежных образований с интересным склоном, сформированным оседанием слоистой породы (на востоке).  

(Лейтенант Генри Стрэчи, «Рассказ о путешествии в Чо Лаган», Журнал Бенгальского азиатского общества, июль, август и сентябрь 1848 г.)

Его окончательный вывод заключался в том, что « по своей красоте Кайлас значительно превосходит большую Гурлу, а также все остальные гималайские вершины, которые я видел; эта гора преисполнена величественности – это царь гор».

Проводя свои географические исследования, Стрэчи не мог определить местоположение видимого канала, который соединяет Ракшас Тал с Сатледжем: «единственный исток воды осуществляется через просачивание сквозь пористую породу». Однако он преуспел в определении местоположения канала, соединяющего два озера друг с другом, и протекающего по нему широкого ручья. Он находился на расстоянии двух или трёх миль (3-5 км) на запад от Чиу Гомпа, рядом со старыми золотыми приисками.

В течение всего времени пребывания в Тибете моральное состояние слуг Стрэчи, которые были родом из округа Кумаон, было постоянно подавленным. Они жили в постоянном страхе и боялись либо попасть в руки бандитов кхампа и подвергнуться жестокому обращению, либо быть пойманными тибетскими властями – в этом случае они были уверены в том, что их повесят. Неожиданные встречи с неизвестными тибетцами постоянно повергали их в состояние паники, которую однажды испытывающий отвращение Стрэчи описал как «немногим менее чем подлая трусость». Недовольство и подозрение, разжигаемые этими вовсе необоснованными страхами обострялись тем больше, чем дольше экспедиция задерживалась на тибетской земле. Они перешли в решающую стадию в тот момент, когда, продвигаясь на юг вдоль берегов Манасаровара, Стрэчи выдвинул идею совершить полный обход вокруг озера. Мало того, что его люди отреагировали безо всякого энтузиазма, после этого от группы стали мистическим образом отбиваться и теряться нагруженные пони и даже люди. Его «недовольные и подавленные компаньоны» явным образом намеревались помешать ему совершить парикраму (кору); поэтому Стрэчи решил, что более разумным будет оставить эту идею – в любом случае ему бы не удалось собрать много полезной информации, утешал он сам себя – и вернуться с надеждой отправиться к другой стороне границы.

Его обратный путь проходил по северо-западным склонам Гурла Мандхата до Таклакота, который он прошёл ночью, а затем вверх до перевала Липу Лекх, переход через который всё же был более простым, нежели переход через Лампкья Дхура.

Двумя годами позже, в 1848 г., брат Стрэчи, Ричард, посетил район Кайласа с неким Дж. Е. Уинтерботтом. Ричард Стрэчи был военным инженером и увлекался наукой. Должно быть, он сделал знатную карьеру в индийской армии, откуда уволился в 1875 г. в чине генерал-лейтенанта.  Он со своим компаньоном перешёл через Большие Гималаи и продвинулся даже дальше на запад, чем его брат. Выдвинувшись в путь из Милама, они прошли через перевал Унта Дхура (5360 м) и спустились на равнину Гу-ге. Затем они выбрали необычный маршрут на север до Сатледжа, а затем они повернули и подошли к южным берегам озёр с северо-западной стороны. Они обогнули южный берег Ракшас Тала, а затем двинулись в направлении, противоположном тому, по которому шёл Генри Стрэчи, и достигли перешейка, разделяющего два озера. Они хотели доказать существование канала, соединяющего два озера, и который видел Генри в 1846 г. И они легко могли сделать это.

После этого они отправились в обратный путь через Гималаи таким же маршрутом, которым они добрались сюда, лишь немного отклонившись от первоначального маршрута, лежащего несколько южнее. Их экспедиция имела важное значение, поскольку Ричард Стрэчи предоставил ценную информацию по геологии и ботанике, а также важные данные по ледникам и снегопадам.

Перевод с английского Snelling J. The sacred Mountain – The complete guide to Tibet’s mount Kailas. –  Motilal Banarsidass Publishers Private Limited. Delhi. – 1990.