По обеим сторонам тропы, по которой идут паломники через перевал Дролма Ла, находятся два горных образования, форма которых похожа при взгляде сверху на священный ведический символ – Ом. Их размеры около 2,8 км. Особенно хорошо это видно на спутниковых изображениях, на которых синим фоном отмечен уровень 5700 м. По-видимому, это самые большие каменные ОМы на нашей планете.
Весьма необычным представляется тот факт, что оба Ома имеют центр симметрии, находящийся в священном озере Гаури Кунд. Конечно, это нерукотворные каменные образования, но поражает то, что они находятся рядом друг с другом и основные их элементы симметричны! Тонкоматериальная структура этого места такова, что изначальные символы проявились на плотном плане нашей планеты.
Напомним о некоторых священных местах в этом районе.
Сиватшал
За развилкой дорог Тангью находится кладбище Сиватшал Дуртрё, которое, по поверьям, является копией легендарного кладбища в Бодх Гайя в Индии. Здесь паломники проходят через ритуальную смерть, попадают к ужасному Дордже Шинджи, Царю Смерти, а затем рождаются заново на вершине перевала Дролма Ла. На кладбище разбросаны одежда, кости, волосы, обувь и бессчетное множество других предметов. Все, кто здесь проходит, оставляют здесь что-нибудь, даже подношение своей кровью (разрезают палец или царапают дёсна). Многие ложатся на землю и представляют свое посмертное путешествие в состояние бардо. Кое-кто из самых смелых остаётся на ночь…
Шама Ри
При восхождении по склону на восток к перевалу можно увидеть гору Шама Ри. Полное название пика – Шама Ледри Дхонгпо, Восемнадцать кругов ада (Восемь холодных, Восемь горячих, Два чистилища), но он более известен под названием Шама Лиайи Дхонгпо (Дерево Чистого Ли; ли это драгоценный металл, используемый для отливки статуй). Северная сторона этого острого, изрезанного гребня покрыта снегом, а зарубцованные снежные поля — это скалы из камня с прожилками и морены, создающие характерный вид изборожденной поверхности. Отвесные водопады спускаются по снежным и ледовым полям. Перед Кайласом — короткий, со срезанной верхушкой ледник внутри лоткообразной впадины. Он имеет небольшой, но четко видимый выход, боковые и средние морены. Огромные массы гранита защищают Кайлас с севера, а слева, еще дальше к северу, стоят удивительные пирамидальные пики, состоящие из покрытого трещинами гранита. Шама Ри это важная духовная веха в обходе Кайласа. Его коварный вид служит для паломников отрезвляющим напоминанием того, что ад существует и, возможно, он выглядит подобно этому месту. Набожные паломники падают ниц к горе и молятся о том, чтобы избежать ада. К северу находится Джарок Дхонгчен, пик в форме вороньей головы. Джарок Дронкнанг, каменное убежище, находится после Дикпа Карнак.
Дролма Ла (5636 м) и Пхаванг Мебар (Камень Горящего Пламени)
Пересечение седловины Дролма Ла — аллегория перехода из нынешней жизни в новую. Здесь паломник возрождается; все его грехи прощены благодаря состраданию Дролмы — богини Милосердия. На перевале паломники по традиции выкрикивают вербальные послания: «Ласо!», «Кики Сосо Ла Гьяло!», «Кики Сосо Ласоло!». Считается, что каждый камень перевала представляет собой Три Драгоценности (Будду, дхарму и сангху (общину)). Каждый камень пропитан тремя качествами Будды (ум, тело, речь). В центре перевала находится гигантский камень кубической формы, имеющий название Пхаванг Мебар. На нем собраны в пирамиду меньшие камни, которые поддерживают флагшток. От вершины последнего отходят длинные веревки с навешанными на них молитвенными флагами. Эти веревки крепятся к другим столбикам, закрепленным на земле. На самом камне и вокруг него — скопления одежды; волосы, приклеенные к камню с помощью масла, клыки и скальпы животных, множество других предметов. Поверхность глыбы исписана желтыми и красными мантрами, а немного над землей — чудесным образом появившийся знак «ОМ». Паломники собираются у этого камня, в высшей и одной из самых святых точек коры, чтобы отдохнуть и отпраздновать восхождение. Незнакомцы становятся близкими друзьями и здесь, под Пхаванг Мебар, клянутся на всю жизнь оставаться братьями и сестрами. Позади, обнаженная порода образует священный камень Дролма Нери, где стая из 21 волка, которая являлась воплощениями богини Дролма, растворилась в этом камне после того, как указала монаху Готшангпа путь к этому месту.
Здесь обильнее, чем в других священных местах на пути обхода горы, паломники смазывают поверхность камней маслом в качестве приношения, а затем оставляют какую-то личную вещь (выпавший волос, выпавший зуб для предотвращения в дальнейшем проблем с зубами, одежду, чаши, обувь). Но на перевале они берут еще и что-нибудь на память для себя. Они верят, что любые предметы, побывав в таком могущественном месте, приобретают защитную силу. Обратите внимание на мантры, вырезанные на черепах животных. Они были принесены сюда в надежде, что убитые животные вскоре возродятся в лучшем облике. Паломники совершают долгие ритуалы, помимо самой коры, на вершине Дролма Ла — они протяжно читают вслух священные тексты, молитвы, мантры. Основные ритуалы это Сангчо (подношение фимиама) и Серкием (подношения чая и т.д.). Личные вещи (волосы, одежда) подносятся вместе с пожеланием умереть в будущем на этом месте. Выполняя здесь соответствующие обряды, паломники надеются возродиться в будущем на более высоком уровне. Существует также обычай поедать на этом привале самую лучшую пищу. Это должно привести к дальнейшему процветанию и обеспечить едой в будущем.
Йокмо Цо
Ниже перевала по правую руку находится священное озеро Йокмо Цо (или Тукдже Дзингбу, Озеро Сострадания; индийцы называют его Гаурикунд), которое расположено на 80 м ниже тропы. Расположенное на высоте 5566 м, оно является одним из самых высокогорных озер в мире. Йокмо означает «Служанка». Однажды служанка из богатой семьи после запретной любовной связи родила мальчика. Она понесла ребенка к Кайласу и захотела напиться из этого озера. По неосторожности ребенок выскользнул у нее из рук, упал в воду и бесследно утонул. Убитая горем служанка оставалась здесь еще много дней и все время смотрела на поверхность озера. Наконец, на камне рядом с ней появилось сообщение. На самом деле ее ребенок был божеством и просил ее не волноваться, но совершить 13 кругов вокруг горы и затем возвращаться домой обновленным человеком. Этот небольшой камень, густо намазанный маслом, до сих пор стоит здесь. Паломники совершаю обход вокруг озера, но в отличие от индийцев-паломников, тибетцы не окунаются в озеро. Они считают погружение в озеро осквернением священной воды. Вместо этого они выполняют омовение – ритуал, называемый трусол — для очищения и посвящения. Тибетцы бросают в воду освященные шарики и читают очистительные мантры. После этого паломники набирают из озера немного воды и брызгают себе на голову. Чтобы было легче унести воду домой, они смешивают ее с землей, а затем формируют из получившейся смеси небольшие шарики.
Гора Такго
К северо-востоку от озера стоит гора Takgo (Голова Тигра); говорят, что она напоминает голову тигра с топором. Этот топор использовал Шинджи, Царь Смерти, а гора являет собой одно из множества посланий царя Шинджи.
Значение ОМ в ведической традиции
Мантра ОМ считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении вселенной и при ее разрушении. Она одна из древнейших в ведической культуре. Символ ОМ — символ бесконечности духа, Божественного в мире и человеке. Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную — первое проявление неявленного еще Брахмана, давший начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной звуком ОМ. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии Вед и индуизма. Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — рай (сварга), землю (мартья) и подземное царство (патала). В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и Света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к горним сферам. Буква А символизирует речь (вак), У — ум (манас), М — дыхание жизни (прана), а весь символ обозначает живой дух, который является лишь частью божественного духа. Мантра ОМ как самостоятельно, так и в составе других мантр часто используется в медитативной практике, и помогает установить связь со своей глубинной сущностью.
Отметим, что воздействие коры вокруг Кайласа имеет много уровней и граней, в зависимости от уровня сознания паломника. Один из вариантов интерпретации воздействия этого места на человека состоит в следующем. Два огромных нерукотворных каменных ОМа создают особые энергетические потоки, действующие на проходящих между ними паломников особым образом, трансформируя их сознание для достижения состояния Единого. Одна из функций этого «устройства» — стирание части кармы паломника. Отметим, что это работает только при наличии искреннего намерения и открытого сердца. В «новой» жизни после коры дается возможность ускоренного проживания прошлых кармических событий, их отработка. В этом собственно и состоит эффект кармического очищения.
Гора в форме ОМа по правую руку, называемая Шама Ри, связана с нижними мирами. Гора в форме ОМа по левую руку связана с высшими мирами. А все вместе дает возможность выстраивания плотных и тонких тел человека и обретения связи со своими Высшими аспектами.
Центральная точка этого «устройства» — озеро Гаури Кунд. Кроме медитаций на перевале Дролма Ла представляется весьма важным спуститься немного ниже тропы коры к озеру Гаури Кунд. Здесь можно выпить несколько глотков воды, смочить голову и умыться. И слиться с двумя ОМами, ощутить божественный звук внутри себя…