Драблай Гьялмо — женское божество королевства Шангшунг, связанное с областью у горы Кайлас

Нашей экспедицией в 2010 году на двух из четырех островов озера Ракшас Тал (тиб. Ла-Нга Тсо) были обнаружены добуддийские археологические памятники, расположенные среди восхитительного природного ландшафта. Докханги До-Сер (Желтый Остров) и До-Мук (Багряный Остров) расположены между двумя великими горами Верхнего Тибета: на севере легендарная гора Кайлас (Тисе), а на юго-востоке гигантский священный массив под названием Гурла Мандхата (Такри Траво). По словам местных дрокпа (кочевников), поселения на острове До-Сер появились с началом всего сущего…

Такри Траво — гора души святой бонской царицы-воительницы Драле Гьелмо (другое имя Драблай Гьялмо). Ла-Нга Тсо — озеро души Драле Гьелмо, на языке Шангшунга известное как Тсатса Ме/Мутса Ме (Небесная Женщина)/Мутинг Тсаме (Женщина Бирюзового Озера).

Текстовые источники говорят, что острова  в озере Ла-Нга были культовым центром Драблай Гьялмо — самого могущественного женского божества королевства Шангшунг. Она была королевой всех воинственных духов и двойственных духов неба и земли. Посещение ее геомантического «сердца» считалось великим благом. Поэтому представление о демоническом характере этого озера является относительно недавними.

Небесный супруг Драблай Гьялмо – самый могущественный бог Шангшунга Гекхо, происхождение которого связано с горой Кайлас и озером Манасаровар. Информацию о нем мы публиковали ранее. А вот еще перевод с английского Дж.В.Белецца о Драблай Гьялмо.

«Супруга Гекхо — Драблай Гьялмо, которая, подобно своему супругу, также является божеством с небес. Ей до сих пор почтительно поклоняются бонские практики, как бы далеко от Верхнего Тибета они не жили. Главная резиденция Драблай Гьялмо — гора Кайлас (Тисе) и озеро перед ней — Ла Нга Тсо. Говорят, что эта богиня обладает огненным сиянием солнца и имеет солнечные и лунные украшения на своей голове. Ее брови — зигзагообразные молнии, а ее волосы — вихревой поток золотого света и громовых стрел. Четки Драблай Гьялмо сделаны из восьми великих планет (включая два лунных узла), а ее кружево — это двадцать созвездий. В своей мирной форме она представляет белую богиню, восседающую на львице и держащую украшенную тканями стрелу жизни. В своей гневной форме она — черная колдунья, облаченная в шкуру козы, выпускающая бело-красную сову смерти. В ужасающем аспекте у Драблай Гьялмо в беспрекословном повиновении находятся все боги-воины Шангшунга».

Изображение любезно предоставлено Арта-Ламой

«Согласно бонским ритуальным текстам, эта богиня обитает на губительной горе победы посреди озера —  намек либо на Досер, либо на Домук, либо на оба острова. Поэтому, Досер является исключительно значимым священным местом (Не), культурное прошлое которого восходит к довольно крупному находившемуся здесь древнему жилому поселению. По-видимому, это поселение являлось одним из первых древних религиозных центров в районе Гангри Тсо Сум (Тисе, ма панг гью мтсо и Пори Нгеден) в юго-западном Тибете».

Комплекс жилых сооружений на острове До-Сер располагается в один ряд с Кайласом (Тисе) и Такри Траво, предоставляя образцовое геомантическое положение. Здесь был ритуальный центр Ла-Нга Тсо. В настоящее время сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных стен.

На восточной стороне острова До_Мука, также существовало древнее поселение. Оставление комплексов Домук и Досер подчеркивает их исключительно незначительное место в священных географических концепциях буддистов.

Согласно местным источникам (Дж.В.Беллецца), в Домук Тсамкханг медитировали один или более буддийских мастеров. Старшие жители клана драктса (которые обладают правом выпаса скота на островах Ланга Тсо) рассказывают, что в Домук Тсамкханг одно время жил лама по имени Бале. Во время вторжения сингпа, пришедших из Центральной Азии (историческая обстановка и этническая группа неясны) лама Бале собрал ценные вещи людей, проживающих в Пуранге, и закопал их на Домуке, чтобы уберечь от захватчиков. Спустя три или четыре года, после смерти ламы Бале, люди Пуранга пришли забрать свои вещи. На месте люди рассорились друг с другом на предмет того, что кому принадлежит. Эти волнения негативно сказались на ламе Бале, который находился в это время в промежуточном состоянии (бардо), и, в результате, он переродился в образе демона (дре). Этот дре принес множество смертей в Пуранг, пока лама из Пуранга по имени Чиме не связал его буддийской клятвой. Эта история может указывать на то, что буддийское пребывание на Домуке было незначительным и очень ограниченным. В любом случае, на Домуке отсутствуют буддийские архитектурные символы.

История о том, что в начале 20 века на озере в течение 7 лет жил буддийский лама, описана и у индийского исследователя Свами Пранавананды.

В планах наших будущих экспедиций посещение обителей Драблай Гьялмо – более детальное исследование руин на островах в озере Ракшас Тал и исследование пещер на склонах горы Гурла Мандхата.