Пресс-релиз Экспедиции Сергея Балалаева Тибет-Кайлас, август 2014 года

Неизвестный Тибет. Великие Озера и гора Кайлас

      В начале сентября 2014 года завершилась уникальная экспедиция российских путешественников под руководством одного из известных исследователей Тибета Сергея Балалаева в область Великих озер Тибета и к самой священной горе Азии — Кайласу. Первая часть этого маршрута повторяла путь тибетской Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (ЦАЭ), проходившей 86 лет назад…

   Целью данной экспедиции, приуроченной к 140-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, художника, писателя Н.К. Рериха, являлось прохождение маршрута ЦАЭ, идентификация мест, по которым пролегал путь, и, безусловно, продолжение исследований этого уникального региона нашей планеты. Ведь он и в наше время является своеобразным «белым пятном» для европейских исследователей, в силу географических особенностей, и, особенно, политических ограничений. На сегодняшний момент это самая труднодоступная и малопосещаемая территория Земли. К сожалению, из-за недостатка времени, даже несмотря на очень напряженный график экспедиции, данные исследования можно назвать первоначальными, разведочными, только наметившими контуры будущих исследований. Необходимо отметить, что наряду  с исследовательскими целями для многих участников эта поездка являлась также и паломничеством, духовным путешествием, в ходе которого был получен уникальный внутренний опыт и знания.

2014-11-06_18-55-17

Карта маршрута ЦАЭ (зеленая линия) и маршрута экспедиции 2014 года (синяя линия)

     Маршрут нынешней экспедиции представлял собой огромное кольцо (г.Зангму-г.Ниалам-г.Новый Тенгри-г.Шигатсе-г.Лхаса-г.Намчу-озеро Намтсо-дер.Поче-г.Намру-г.Палгон-дер.Шунгме-озеро Серлинг-озеро Нгонмо-г.Шентса-озеро Керинг-г.Нийма-озеро Тангшунг-озеро Дангра-озеро Таши Намтсо-г.Тсочен-г.Сага-озеро Манасаровар-озеро Ракшас Тал-гора Кайлас-г.Сага-г.Старый Тенгри-гора Джомолунгма-г.Ниалам-г.Зангму) протяженностью около 3000 км с ответвлениями к базовому лагерю самой высокой горы на нашей планете — Джомолунгма (около 200 км) и к Кайласу (около 1000 км). Более 200 км было пройдено пешком, в условиях высокогорья.

        Экспедиция посетила следующие большие озера: Намтсо, Серлинг, Керинг, Дангра Юмтсо, Тери Намтсо (Таши Намтсо), Нгак (Ракшас Тал), Мапам Юмтсо (Манасаровар), а также ряд небольших, в частности, Пангонг, Тактсе, Тангшунг, Такйел.

        Участники экспедиции были поражены динамично меняющейся палитрой древних сооружений и артефактов:  замков, храмов, деревень, каменных столбов, могил, пещер, наскальных рисунков и надписей, практически неизвестных западным путешественникам.

        Было успешно продолжено исследование археологических памятников этого региона, относящихся к различным временным срезам. По маршруту следования экспедиции обнаружены несколько крупных мегалитических комплексов на северных побережьях озер Намтсо и Таши Намтсо, на юго-восточном побережье озера Тангшунг и на северо-восточном побережье озера Дангра. Особо яркое впечатление оставили образы огромного многоярусного многофункционального мегалитического комплекса у города Намру, по-видимому, ранее еще никем не исследованного. Учитывая степень выветривания гранита и довольно глубокое залегание камней, можно предположить, что эти мегалитические комплексы относятся ко времени палеолита.

2014-11-06_18-55-37

Мегалитический комплекс у города Намру

      Было найдено также большое количество кольцевых каменных структур, по-видимому, более позднего происхождения. Они представляют собой, как правило, круг диаметром от 5 до 15 м, выложенный относительно небольшими камнями, с входом в восточном направлении, «троном» — напротив и центральным камнем.

      Почти у каждого озера было обнаружено множество пещер, с древнейших времен используемых практикующими йогинами для ретритов. Задокументированы наскальные рисунки и надписи в этих пещерах, относящихся как к буддийскому, так и к добуддийскому периодам.

      Великие Озера Тибета расположены вдоль 30 параллели, точнее между 30 и 32 градусами северной широты, от озера Намтсо — на востоке, и далее до озера Ракшас Тал — на западе. Полоса Великих Озер протянулась почти на тысячу километров по просторам плато Чантанг. Примечательно, что на 30-ой  параллели находятся также многие памятники великих цивилизаций: пирамиды в Гизе, города: Иерусалим, Лхаса, Дели и т.д.

       Великие Озера изначально связывались с культом женского начала, Великой Богини, что, по-видимому, было одним из важнейших факторов расцвета древнейшей цивилизации Шанг-Шунга. Со временем эти знания были в значительной степени утрачены… Конец эпохи Шанг-Шунга совпал с началом цикла превалирования мужского начала… Но, возможно, в скором времени цикл почитания Великой Богини возродится и это окажет большое влияние на многих людей…

       Примерно в 160 км северо-западнее Лхасы располагается второе по величине (около 2000 км ²) в Чантанге озеро — Намтсо (Небесное Озеро).  По древнему поверью, это слабоминерализованное озеро длиной около 80 км является озером души тибетского народа…

       Экспедиция посетила мыс Ньинг До (Мыс-Сердце), на вершине конусообразной горы, у подножия которой найдены останки добуддийской деревни, состоящей примерно из двенадцати домов, а также мегалитические святилища.

2014-11-06_18-55-56

        Примерно в середине северного берега Намтсо, расположен мыс Тамчок Нгангпа До (Великолепный Мыс Гусь Лошадь), где расположен монастырь (гомпа) Тамчок (Главная Лошадь). Наиболее примечательные священные характеристики этого берегового выступа — два пирамидальных каменных образования, похожих на «уши лошади», из-за чего у данного места имеется альтернативное название — Тамчог. В одном из образований есть естественный проход со ступеньками, ведущий к вершине «уха лошади». К сожалению, ступени лестницы за последнее время были так сильно повреждены, что их использование представляется затруднительным. На земле, на небольшом расстоянии от каменного образования, хорошо видны останки каменных стен на вершине.  Местные жители дрокпа (кочевники) утверждают, что в добуддийские времена Тамчок представлял собой исключительное по значимости священное место, и что здешние руины являют собой остатки бонского монастыря. Несмотря на небольшой размер структур, великолепная обстановка наделяет место особым духом святости…

2014-11-06_18-56-10

Два «уха» мифической Лошади

2014-11-06_18-56-31

Морда мифической Лошади направлена на гору Тангла

2014-11-06_18-56-46

Рукотворная каменная лестница, ведущая к вершине правого «уха»

        Рядом с горными образованиями, отождествляемыми с ушами мифической Лошади, находится мыс с естественными природными «скульптурами», напоминающими двух слонов или, скорее, мамонтов. Самое интересное, что такой зрительный эффект проявляется  с разных ракурсов.

2014-11-06_18-56-59

Два каменных мамонта —  священные хранители этого места

       На северном берегу священного озера Намтсо расположен потрясающе красивый элемент рельефа, известный как Танглай Гьяго (Танг-лхаи гья-го) — естественный арочный проход, установленный на каменистой площадке, выступающей в озеро. Говорят, что это образование подобно слону, с которым оно имеет необыкновенное сходство. Танг-лхаи гья-го расположен рядом с руинами Чадо (Бья-до) — монастыря, который, к сожалению, ни разу не восстанавливался после его разрушения 50 лет назад. Слоноподобное известковое образование прерывается естественным отверстием высотой 6 метров. Это так называемые «главные врата горы Тангла» — место, обладающее огромной геомантической силой. Если пройти через естественный арочный проход, гора Тангла будет располагаться прямо по центру на противоположной стороне озера — на расстоянии 49 км. Говорят, что именно в этой точке священное озеро и гора объединяются в космогоническом союзе. Становится понятно, почему это мистическое место с древних времен являлось объектом, вызывающим благоговение…

2014-11-06_18-57-13

Танглай Гьяго, естественный арочный проход, главные врата горы Тангла

2014-11-06_18-57-26

Вид горы Тангла из арочного прохода Танглай Гьяго

       В 360 км на запад от Намтсо расположено Дангра Юмтсо (Океанское бирюзовое озеро) — еще одно озеро, достигающее в длину порядка 80 км. Маршрут экспедиции пролегал по  практически не посещаемой иностранцами священной для бонпо территории горы Тарго и озера Дангра, расположенными в тибетском округе Накцанг. Такое уникальное сочетание одного из самых крупных озер Тибета с великолепием высокого снежного хребта превращает эту область в одно из самых грандиозных в зрелищном аспекте мест в стране.

       Дангра — самое большое и одно из самых священных озер в центральном Бьянг Тханге. Оно имеет много общих черт с Намтсо, и оба они являются озерами богинь. По мифологии бон, именно в озере Дангра обитает благодетельница Дангра Гьялмо, проявление Матери-Вселенной. В устной традиции Дангра Гьялмо это основная охранительница плодовитости земли и домашнего скота. Несмотря на многочисленность бонских богинь, ни одна из них не почитается так, как защитница основных  жизненных концепций Дангра Гьялмо. Выступая в мифологии в образе первоначальной матери, она считается окончательным предком всех природных и сверхъестественных существ. Дангра Юмтсо также считается озером души Шанг-Шунга, что означало его неразрывную связь с жизнью королевства.

        Вдоль северной части восточного берега лежат руины фортов, которые, говорят, были основаны во времена Шанг-Шунга. Эти крепости включают три форта: Кьидсум, Гьямпай Дзонг, Кьюнг Дзонг и Омбу Дзонг. Кьюнг Дзонг (Крепость Орла) представляет особый интерес, так как она принадлежала последнему царю Шанг-Шунга — Лигмигья. Лигмигья был предан своим соперником, царем Тибета, и убит во время верховой поездки с небольшим отрядом рядом со своим фортом. Восстанавливаемый несколько раз (последний раз — в 1980 году), близлежащий бонский монастырь Юбунг (Бирюзовый Туман) славится тем, что, будто бы здесь находится пещера души богини озера — Дангры Гьялмо.  По этой причине монастырь является одним из самых древних археологических памятников на озере.

2014-11-06_18-57-39

       В 65 км на запад от Дангра Юмтсо находится еще одно большое соленое озеро Тери (или Таши) Намтсо (Небесное Озеро Разноцветных Гор). Тери Намтсо называется так  из-за окружающих его четырех разноцветных гор.  В буддийской мифологии эти четыре горы, называемые Гьялчен Ри Дзи, использовались знаменитым тантрическим мастером VIII века Гуру Ринпоче для сковывания дьяволицы озера. Однако, в более древней мифологии бон Гьялчен Ри Дзи — это слуги богини озера Прати Ралсигма. Три горы из комплекса Гьялчен Ри Дзи — места расположения добуддийских поселений, основанных не позднее тех, что существовали во время эпохи Шанг-Шунга, а, возможно, и раньше. Этот факт легко устанавливается отсутствием источников воды на островных поселениях. Следовательно, они могли быть пригодными для жизни только в том случае, если бы в Тери Намтсо была питьевая вода. Согласно исследованиям китайских ученых, 7000 лет назад озеро было наполнено пресной водой, но с тех пор оно стало постепенно подвергаться засолению.  Вряд ли люди пили воду из этого озера последние полторы тысячи лет…

        Интересно отметить, что форма мыса на северном побережье этого озера соответствует образу ОМа, отражающему великий звук первотворения. Стихии Воды и Земли сформировали этот удивительный образ во всех деталях.

2014-11-06_18-57-54

Спутниковое изображение мыса в средней части северного побережья позволяет увидеть нерукотворный ОМ

2014-11-06_18-58-09

Голубая лагуна соответствует навершию ОМа

      Важной точкой экспедиции стала гора Джомолунгма — физическая вершина мира. У подножья этой горы находится важный монастырский комплекс, а также малоизвестная путешественникам и паломникам пещера, в которой медитировал легендарный Падмасабхава.

2014-11-06_18-58-20

Пещера Падмасабхавы

       Вторая часть программы экспедиции была связана с продолжением исследований региона самой священной горы Азии – великолепного Кайласа. Гора Кайлас на протяжении многих столетий является центром религиозного паломничества. В Пуранах и джайнистской литературе говорится о большой значимости этой горы для практиков разнообразных индийских религиозных традиций. Большинство санскритских литературных памятников о Кайласе объясняет его значимость в религиозных терминах, гора упоминается как место, связанное с божественными существами, а также великими мудрецами прошлого.  Санскритская литература также превозносит божественную красоту священной горы. Тибетская литература религии бон и буддийские источники придерживаются приблизительно такой же концепции, восхваляя Кайлас как место, связанное с великим Чудом и святостью.

       По традиции, участники экспедиции совершили омовения в священных озерах. Сначала в озере Ракшас Тал (тиб. Нгак Тсо), которое тибетские буддисты считают демоническим, затем в священном озере Манасаровар (Мапам юм тсо). Экспедицией Сергея Балалаева в 2010 году на двух из трех существующих островов озера Ракшас Тал были обнаружены добуддийские археологические находки. Докханги До Сер (Желтый Остров) и До Мук (Багряный Остров) расположены между двумя великими горами Верхнего Тибета: Кайлас (Тисе) и Гурла Мандхата (Такри Траво). Текстовые источники говорят, что эти острова были культовым центром — самого могущественного женского божества королевства Шанг-Шунг. Драблай Гьялмо была королевой всех воинственных духов, а также двойственных духов неба и земли. Посещение ее геомантического «сердца» во все времена  считалось великим благом. Поэтому представления о демоническом характере этого озера является относительно недавними…

      К сожалению, часть запланированных исследований около Кайласа пришлось перенести на следующий год из-за серьезных ограничений, связанных, прежде всего, с тем, что 2014 год является годом Лошади — особым для Кайласа. Тибетцы верят, что сила священной горы многократно умножается, и стремятся обязательно совершить в это время паломничество.

      Тем не менее, участники экспедиции прошли так называемую кору (обход горы) и совершили несколько радиальных выходов в пределах кольца внешней коры. Был пройден перевал Гево Ла, через который проходит южный траверс к монастырю Гьяндрак и Серлунг. Об этом маршруте практически никто не знает, в том числе, и местные жители, хотя упоминания о нем есть у одного из известных исследователей Тибета первой половины прошлого века — индийца Свами Пранавананды. После преодоления перевала были исследованы несколько долин во внутреннем круге Мандалы Кайласа, которые в настоящий момент посещаются только местными пастухами яков. Обнаружены несколько кольцевых структур из камней различного размера, ориентированных по сторонам света, имеющих ритуальное и, возможно, астрономическое значение.

2014-11-06_18-58-33

Панорама с перевала Гево. У горизонта — озеро Ракшас Тал

       По обеим сторонам тропы, направляющей паломников через перевал Дролма Ла, находятся два горных образования, форма которых при взгляде сверху похожа на священные ведический символ – Ом. Их размеры — около 2,8 км. Особенно хорошо это видно на спутниковых изображениях, где синим фоном отмечен уровень — 5700 м. По-видимому, это самые большие каменные ОМы на нашей планете.

2014-11-06_18-58-45

       Весьма необычным представляется тот факт, что оба Ом(а) имеют центр симметрии, находящийся в священном озере Гаури Кунд. Конечно, это нерукотворные каменные образования, но поражает то, что они находятся рядом друг с другом и основные их элементы симметричны! Тонкоматериальная структура этого места такова, что изначальные символы проявились на плотном плане нашей планеты.

2014-11-06_18-59-02

       Мантра ОМ считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении Вселенной и при ее разрушении. Она является одной из древнейших в ведической культуре. Символ ОМ — символ бесконечности духа, Божественного в мире и человеке. Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную. Это первое проявление неявленного еще Брахмана, давшее  начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей, в свою очередь, от вибрации, вызванной звуком ОМ!

      Воздействие коры вокруг Кайласа имеет много уровней и граней, в зависимости от уровня сознания паломника. Один из вариантов интерпретации воздействия этого места на человека состоит в следующем. Два огромных нерукотворных каменных ОМа создают особые энергетические потоки, действующие на проходящих между ними паломников. Причем, действующие особым образом, трансформируя их сознание для достижения состояния Единого. Одна из функций этого «устройства» — стирание части кармы паломника — очищение. Однако это работает только при наличии искреннего намерения и открытого сердца. В «новой» жизни (после коры) дается возможность ускоренного проживания прошлых кармических событий, их отработка. В этом, собственно, и состоит эффект кармического очищения.

      Гора в форме ОМа — по правую руку, называемая Шама Ри, связана с нижними мирами. Гора в форме ОМа — по левую руку,  связана с высшими мирами. А все вместе дает возможность выстраивания плотных и тонких тел человека и обретения связи со своими Высшими аспектами.

      Центральная точка этого «устройства» — озеро Гаури Кунд, к которому спустились участники экспедиции после медитаций на перевале Дролма Ла. Здесь можно испить несколько глотков священной воды, смочить голову и умыться. И, конечно,  слиться с двумя ОМами, ощутив божественный звук внутри себя…

2014-11-06_18-59-15

Озеро Гаури Кунд

      В ходе экспедиции было продолжено исследование добуддийских археологических памятников горы Кайлас. До сих пор не всем известно, что эта священная гора была основным центром раннего поселения в данном регионе. Величественная гора Кайлас была убежищем для ряда высокогорных храмов и пристанищ, построенных до того, как в Тибете распространились бон и буддизм (в собирательном значении известный как ламаизм). О поселениях раннего исторического периода (650–1000 н.э.) и доисторического периода (100 до н.э.– 650 н.э.) возле горы Кайлас было мало что известно до 2000 года, когда их существование было документально подтверждено после ряда ежегодных экспедиций, предпринятых американским исследователем Д.В. Беллезза. Древние или добуддийские структуры поселений на горе Кайлас отличаются от жилищ, распространенных в более поздние времена. Тот, кто обходил эту священную гору по кругу, знает, что на маршруте коры стоит четыре буддийских монастыря. Еще два монастыря располагаются на пути так называемого внутреннего обхода, или внутренней коры. Храмы и постройки архаического периода (относящиеся к периоду до I тысячелетия н.э.) расположены выше тропы внешней коры в крайне удаленных местах. После I тысячелетия н.э. эти места, по-видимому, лишь временно использовались буддийскими отшельниками, нуждающимися в уединенных местах для медитации.

       Как и в большинстве других районов обширной нагорной части Тибета, после I тысячелетия н.э. контуры мест постоянного проживания у горы Кайлас принципиально сократились.  В древние времена храмы и замки строились на высоте до 5400 м. Однако  в период ламаизма (1000-1950 гг. н.э.) крупные сооружения уже не возводили выше 4800 м. Скорее всего, суровые духовные испытания добуддийских жителей этих мест и ухудшение климата являются основными причинами отказа от поселений в более высокогорном географическом поясе. В общей сложности, у горы Кайлас существовало более 10 основных мест древних поселений. Все эти места теперь покинуты, и их лишь иногда посещают случайные паломники или адепты. Характер этих ранних сооружений указывает на то, что в некоторых случаях добуддийские обитатели имели более развитую культуру по сравнению с жителями ламаистского периода. Во всяком случае, используемый в древние времена стиль сооружений основывался на сложных технологиях каменной кладки, которые перестали использоваться в Верхнем Тибете примерно к началу I тысячелетия н.э.

        По материалам экспедиции планируется подготовка фотовыставки «Сакральный Тибет. Великие озера», а также создание одноименного фильма.