Древние артефакты у монастыря Дзунгтрул Пук

Новости от 25 марта 2017
  1. Жапкар Друп Пук.

1.1. Общие характеристики места

Жапкар Друп Пук — важный комплекс из цельнокаменных ступенчатых сооружений (до кханг), представляющих древний религиозный центр (секханг/секхар). В силу этого, его название скорее является неправильным, так как это была не пещера для медитации или небольшое жилище-убежище, а крупный жилой объект. Жапкар Друп Пук сейчас не используется и, кажется, не сильно использовался в течение времени, предшествующего современной эпохе. Комплекс располагается на каменистом уступе на высоте 50 метров над долиной Дзонг Чу, на западной стороне паломнического обходного маршрута вокруг Тисе (Кайлас). Жапкар Друп Пук находится примерно в 500 метрах западнее монастыря Дзхунтрул, на противоположной стороне Дзон Чу со стороны горы, известной как йе шес кхьюнг ри. Это один из, как минимум, девяти секхангов  в окрестностях Ганг Ринпоче (Кайлас), представляющий собой очень важное культурное присутствие возле знаменитой священной горы. Здания Жапкар Друп Пук несут в себе древние черты, характерные для типологии строительства до кхангов, в частности:

  1. Цельнокаменная крыша и стены из несортированного каменного материала.
  2. Небольшие крыши неправильной формы, укладываемые по децентрализованной схеме.
  3. Небольшие входы и стены без окон.
  4. Интеграция в сооружения естественных каменных валунов и выступов.
  5. Малая высота конструкций.
  6. Полуподземный тип построек.
  7. Возвышенное место, сразу над руслом долины.

1.2. Устное предание

По утверждениям монахов Дзунгтрул Пук и старожилов в окрестностях горы Тисе (Кайлас), Жапкар Друп Пук — это место, где медитировал прославленный лама Ньингма Жапкар Тсокдрук Рангдрол (1781-1851 н.э.).

1.3. Существующие на месте объекты

Главное здание жабс дкар сгруб пхуг

Главное здание Жапкар Друп Пук имеет около 20 небольших помещений, а также несколько надворных построек. Такой комплекс мог быть убежищем для нескольких десятков обитателей. Размеры главного здания: 11,5 м (с севера на юг) х 26 м (с востока на запад), сооружение имеет примерно такой же размер как и современный монастырский комплекс Дзунтрул Пук.  В сооружении использовались частично обтесанные камни разного размера (от 10 см до 79 см в длину).

Ближайшие места

Вблизи разрушенного комплекса секханг лежит Жапкар Дуртро — место для совершения небесных похорон, состоящее из естественно сформировавшихся горизонтальных каменных плит, расположенных в форме свастики. Поблизости находится разрушенный Чортен Жапкар (построенный самим Жапкаром?).

Ррдзу пхрул пхуг (Пещера Чудес)

Монастырь Другпа Кагью Дзунтрул Пук хранит пещеру, в которой, как утверждается, медитировал хорошо известный буддийский аскет Миларепа (1040-1123 н.э.). Перед пещерой имеется два каменных элемента, которые, якобы, были сформированы в знаменитом магическом поединке, который, как утверждают знаменитые буддийские источники, проходил между Миларепой и бонпо по имени Наро Бончунг. Кроме того, некоторые монахи говорят, что Миларепа использовал эти камни в качестве трости.  Эти каменные элементы были разрушены во время китайской культурной революции. Еще три каменных элемента, оставшихся от этого апокрифического состязания, стоят у главной монастырской мачты с молитвенными флажками. Максимальная длина этих камней составляет 1,3 метра. Они принадлежат к типу, который часто встречается в местах древних цельнокаменных сооружений по всему Верхнему Тибету, и которые использовались в качестве выступов и перекрытий. Их легендарное происхождение и близость к так называемому Жапкар Друп Пук приводит к предположению, что изначально они были архитектурными элементами этого памятника.

Я склонен смотреть на магическое состязание между бонпо и буддистами как на аллегорию широкомасштабного политического и культурного конфликта между двумя религиями, который развернулся по всему Верхнему Тибету в период между 1000 -1200 гг. н.э. Согласно бонским преданиям, рдзу пхрул пхуг  ранее находился под их контролем. Так как он был одним из главным священных мест на паломническом пути вокруг горы Тисе (Кайлас), то контроль над ним имел важное значение в процессе подчинения религии бонпо и предъявления требований буддистов на священную гору. Существование в этой же окрестности главного секханга, который, без сомнения, был основан до 1000 года н.э. как древний культурный центр, повышает историческую значимость этого места.

Исторические идеи бон, касающиеся значимости Дзунтрул Пук и древности  его пребывания на этом месте, приводятся в комментарии к Тисей Карчак, который был составлен в 19 веке н.э. Карру Друпвангом.

Монастырь рдзул пхрул пхуг: В древние времена пещера этого монастыря была основана Тонпра [Шенрап], таким образом, он известен как монастырь Пещеры Чудес. Впоследствии, со времен Джетсун Миларепы, здесь всегда обитали религиозные практики. Монастырь постепенно развился из оригинальной пещеры и стал называться Пещерой Чудес.

Вот что говорится об этом в Тисей Карчак:

Всеведущий Тонпа [Шенрап], со своими последователями, лично посещал чудесную гору под названием Дзунтрул Пук. Затем они прошли пешком до кристального восьмиспицевого колеса. Своим колдовством армии черного ду и син Ньянг разрушили все горные образования. Камни обрушились на тело Тонпа. В этот момент ум Тонпа проявил лха, клу и людей [в форме] великих и сильных людей (гье). Клу заложил фундамент (теперь говорится, что он был заложен Миларепой). Человек [сильные люди] установили боковые части. Лха установил крышу, и появилась тайная чудесная пещера [для укрытия  стон па гшен раб]. [Здесь] имеются хорошо видимые отпечатки тела Топна, отпечатки ног Кхтю Чунг и отпечатки рук великих и сильных людей. ([Сейчас] говорят, что эти отпечатки принадлежат Готсангпе). В настоящее время [это место] известно как Дзунтрул Пук.

 

2. Пещера А Пук

2.1. Общие характеристики места

А Пук располагается прямо над монастырем Другпа Кагью Дзунтрул Пук, на восточной стороне паломнического кругового обхода (Рикор) вокруг священной горы Гангкар Тисе (Ганг Ринпоче или Кайлас). Бонская традиция утверждает, что это место использовали древние бонские практики. Вокруг пещеры А Пук была построена наружная подпорная стенка длиной 14,5 м, образующая перед пещерой ровное место шириной от 3 м до 6 м. На этой площадке обитатели грелись на солнце, использовали ее для домашних дел и т.д. Фасад из каменной кладки вокруг А Пук теперь находится в состоянии запустения. Отсутствуют данные относительно времени постройки этих стен, но можно предположить, что на протяжении столетий они подвергались изменениям. Пещера состоит из двух наружных комнат общей длиной 7 метров. Одна из этих комнат использовалась для приготовления пищи, а вторая — для отдыха. Во внутренней комнате (2 м x 2,8 м) на потолке имеется большая белая буква, которая, говорят, сформировалась самостоятельно. В этой внутренней комнате, молитвенном месте пещеры, имеется большая ниша с тремя полками, которые использовались для религиозных предметов, как и ниша в стене. Во внутренней комнате место для медитации окружают низкие стены. Они были предназначены для того, чтобы препятствовать падению практикующих.

2.2. Устное предание

Тибетские буддисты, как правило, верят, что пещеру А Пук использовал для медитаций великий святой Миларепа (1040-1123 н.э.).

2.3. Упоминания в текстовых источниках

Согласно Ганг Тисе Логью за авторством Ганг Рива Чьоинг Дордже, Джетсун Миларепа магическим образом небрежно написал пальцем букву.  Однако, бонпо считают А Пук своей собственностью. В Тисей Карчак говорится: «На восточной стороне великой Гангс Ри (Снежная Гора) расположена Ати Сангва Юнгдрунг Пук (Секретная Пещера Свастики Ати), ([сейчас] называется А Пук). Дверь в эту пещеру имеет форму буквы А”.

2.4. Существующие на месте объекты

Ближайшие пещеры

По обеим сторонам А Пук имеются несколько пещер. Пять пещер лежит только на западной стороне. Эти пещеры также имеют перед собой подпорные стенки, образующие укрытые ровные места для бытового использования. В горном образовании, выше западного края огороженной территории монастыря Дзунтрул, имеется ряд еще из четырех пещер. Эти четыре пещеры, называемые Пукчен (Великие Пещеры), располагаются в скале из обломочных пород. Рядом с двумя пещерами, расположенными западнее остальных, находятся крайне раздробленные остатки двух или трех передних комнат.

Сокращенный перевод с английского материалов Дж.В.Белецца

SIZ_6422

SIZ_6421

SIZ_6420