Древние артефакты у монастыря Чуку

Новости от 23 марта 2017

Монастырь Чуку является вторым монастырем на пути кругового обхода Кайласа. Это один из шести монастырей, расположенных около Кайласа.

Новый мост к монастырю Чуку находится в получасе ходьбы к северу от Тарбоче. Здесь лучше идти по левому (восточному) берегу Лха Чу, держась поближе к склонам справа. Монастырь Чуку видно с тропы, но его легко потерять из виду: он стоит на склонах горы Ньянри, к западу от реки Лха Чу.

DSC01641

По мере подъема ландшафт здесь становится все более впечатляющим. Величественные скалы Ньянри возвышаются над монастырем, как вертикальная стена. После Чуку тропы продолжают свой причудливый, извилистый путь вверх по долине с обеих сторон реки.

DSC01643

Крутая тропа идет вверх через путаницу булыжников, исчерченных мантрами, к монастырю Друкпа Кагью, считающемуся местом проживания Кангри Лхатсума – Бога-защитника Кайласа. Он был восстановлен в середине 1980-х и сейчас служит домом для ламы и 3-4 монахов. На близлежащем камне видно нерукотворное изображение раковины, которая, по преданию, упала с небес и растворилась в камне. Внутри дукханга, вдоль левой стены, стоят маленькие металлические чортены на платформе, статуи божества Тсепаме, и три различных образа Будды Шакьямуни. По центру задней стены основное место занимает крайне необычное, оригинальное изображение Нангва Тайе. Статуя, известная как Чуку Ринпоче, сделана из твердого белого мрамора и, по всеобщему верованию, является самой важной статуей в районе Кайласа. В одном из источников утверждается, что этот нерукотворный образ был обнаружен на Воме Цо (Молочное озеро), священном озере к юго-западу от Тиртхапури. По другой версии, эта статуя была принесена с озера Воме Цо из Лахула, Индия, где первоначально было создано семь таких изваяний, одно из которых, в конечном счете, оказалось на Кайласе. В одном народном предании рассказывается о невидимой пещере вблизи монастыря, в которой когда-то скрывали статую. Одна старая женщина на паломническом пути вошла в пещеру и, обнаружив там изваяние, захотела перенести его в монастырь, где каждый смог бы получить его благословение. Вскоре оказалось, что нести статую так далеко и так тяжело… Но вдруг статуя заговорила, подтвердив, что хочет, чтобы её перенесли в монастырь. Затем она уменьшилась в размерах и переместилась в корзинку старушки… Так эта статуя и стала главным божеством Чуку. По бокам её украшают перья павлина и пара бивней священного слона, Сала Рабтен.

2

Перед Нангва Тайе находится посеребренная изнутри раковина Чодунг Тхонгва Кхундрол. Считается, что она обладает силой исцеления раскаявшихся паломников, а также может очищать плохую карму. Легенда гласит, что она магическим образом исчезла из Бодхгая (Индия). Позади центрального изваяния расположены книжные полки, на которых хранятся все 108 завернутых в парчу томов Кангьюр. Обратите внимание на стоящий здесь большой медный сосуд, важную святыню, единогласным решением доставленную сюда из Индии Тилопой. Статуя Чуку Ринпоче, раковина и медный сосуд представляют собой тело, речь и разум Будды.

Кора огибает дукханг. Пройдите по нему к небольшому строению цвета охры – монастырскому домику, возвышающемуся над обрывом. Центральный образ – это защитник Кайласа, Кангри Лхатсум, зловещее божество-мужчина и воплощение Белого Индры (Тсангпа Карпо). Он проявляется в телах оракулов и доносит свои послания через них. Слева и справа – изображения Палден Лхамо и Махакалы

Монахи монастыря Чуку (4850 м) говорят, что их монастырь был основан около 1250 года н.э. учеником Гьелва Готсангпа по имени Санггье Ньенпо. Действующий зал собраний (дукханг) и часовня (тсенкханг) были построены в том же самом месте, что и их предшественники.

Ниже монастыря Чуку, имеется несколько пещер в скалах, самая знаменитая из которых —  Лангчен Пук (Пещера Слона), где, по всей видимости, жил слон Сала Рабтен, чьи клыки теперь красуются в дукханге. Предполагается, что в этой пещере медитировал Гуру Ринпоче.  Лангчен Пук имеет в длину 6 метров и несколько дополнительных помещений. Кстати, на расстоянии 21 км от этого места в юго-западном направлении у монастыря Долчу, находятся истоки реки Сатледж, которая, как говорят, начинается из пасти слона. 

К югу от Готшанг Пхук расположены в основном пещеры, которые использовались великими Махасиддхами. Средняя пещера, вероятно, использовалась Миларепой. Потолок в ней был слишком низким для него и, приподнимая его, он оставил отпечаток своей руки…

Две другие пещеры, расположенные вблизи и ассоциируемые с Гуру Ринпоче: Чопук (Пещера Буддизма) и Падма Пук (Пещера Лотоса). Считается, что еще в одной пещере, Кхьюнг Пук (расположенная под источником Гуру Друпчу) на потолке имеется самопроявляющийся Кхьюнг (орел с рогами).

На склонах, ниже монастыря Чуку, находятся обширные монастырские руины. На этой нижней площадке стояло не менее двенадцати внушительных по размеру сооружений, а также несколько небольших конструкций. Размер помещений и конструкционные элементы сооружений показывают, что большинство из них (если не все) имели бревенчатые крыши. В общей сложности, эти руины создают гораздо большее монументальное присутствие, чем современный монастырь. Такие культурные знаменитости как Шерап Зангпо (главный лама монастыря Сан Тхил в Гертсе) говорит, что 800 лет назад в этих руинах обитал большой контингент монахов. Монахи Чуку говорят, что лама Падма Дегьел (19 век н.э.) вместе со своими последователями занимал некоторые сооружения, расположенные ниже монастыря.

Подробное исследование древних руин у монастыря Чуку было сделано американским исследователем Дж.В.Белецца, который описал два высоко расположенных цельнокаменных комплекса под названием Речен Пук и Ньенпо Ри Дзонг. Эти комплексы находятся на высоте около 150 м над монастырем Чуку, и на высоте 230 м над долиной Лхачу. Эти сооружения были построены на скалистых выступах на вертикальных склонах горы под названием Канг Ри Лхатсен Подранг. Расположенное на противоположной стороне Лхачу относительно Тисе, это образование известно как место обитания Канг Ри Лхатсена — гневного защитника паломнического центра Канг Ринпоче. Речен Пук и Ньенпо Ри Дзонг разделяет глубокое ущелье. Эти комплексы, вероятно, представляют собой религиозные центры типа секханга/секхара.

Речен Пук и Ньенпо Ри Дзонг имеют типовую конструкцию и элементы цельнокаменных сооружений, известных под именем «до кханг».  Эти конструкции имеют стены из несортированного материала в виде блоков из тесаного камня размером от 30 см до 70 см в длину. Для цементирования стыков некоторых стен использовалось минимальное количество строительного раствора, а некоторые стены сложены без раствора. Присутствие этих значимых памятников поселений помогает установить важную культурную роль Тисе в доисторическую эпоху или в ранний исторический период. В отличие от буддийского монастыря Чуку, места расположения Речен Пук и Ньенпо Ри Дзонг  были выбраны за их характерные, стратегически важные качества. Вполне можно предположить, что когда-то вся долина Лхачу контролировалась с этой точки.

Местные источники говорят, что Речен Пук и Ньенпо Ри Дзонг являются буддийскими религиозными комплексами, в которых когда-то жили бонпо. Духовное присутствие бонпо сейчас символически выражается небольшой пещерой на противоположной стороне долины Лхачу. Местные устные традиции подтверждают, что два комплекса перешли к буддистам после 1000 г н.э.

 На западной стороне ущелья, которое круто спускается вниз по бокам Канг Ри Лхатсен Подранг, находится так называемый Речен Пук (8 м x 13 м). Это была не просто пещера или небольшой дом-убежище, а скорее здание высокого социального статуса, принадлежащее к древней религиозной среде Верхнего Тибета. На месте имеются несколько пирамид из камней (лхатсе) и молитвенные флажки (лунгта). Монахи монастыря Чуку говорят, что в Речен Пук медитировал Миларепа (1040-1123 гг. н.э.) и/или его ученик Речунгпа Дордже Драк (1084-1161 гг. н.э.), объясняя, тем самым, почему сооружение является буддийским местом паломничества, хотя и меньшей значимости. Неважно, апокрифическое это предание или нет, оно ясно показывает, каким образом древние культурные ценности отрывались от своей истинной идентичности и наполнялись буддийским смыслом и законностью.

Хорошо построенное здание Речен Пук имеет стены толщиной до 1 метра, которые не ориентированы по частям света. Хорошо отесанные элементы крыши достигают 1,5 метров в длину. Сооружение содержало два основных яруса помещений: передний (южный) и задний (северный). Передняя, или южная стена здания поднимается в высоту на 2 метра, к ней примыкают два помещения западной части переднего яруса.

Возможный секханг Ньенпо Ри Дзонг расположен примерно в 1 км восточнее Речен Пук. Этот большой комплекс стоит на наклонном горном уступе, который выступает с отвесной южной стороны Канг Ри Лхатсен. Это великолепное место перед южной гранью горы Тисе крайне недоступно и выгодно для обороны. Возможно, здесь когда-то был источник, обеспечивающий Ньенпо Ри Дзонг водой, но сейчас его признаки или следы отсутствуют. Ньенпо Ри Дзонг состоит из остатков семи сооружений, редко посещаемых паломниками, и он отмечен лишь небольшим молитвенным флагштоком. Группа сооружений и помещений  Ньенпо Ри Дзонг указывает на то, что в период бурной активности здесь могли размещаться до пятидесяти человек.

В Ньенпо Ри Дзонг отсутствуют буддийские мемориальные таблички или усыпальницы с надписями, следовательно, вполне вероятно, что буддийское занятие места было по большей части символическим. По словам монахов монастыря Чуку, в Ньенг Ри Дзонг обитали ранние бонпо, и впоследствии он перешел под буддийское управление Миларепы. Монахи предполагают, что Кагьюпа физически заняли это место в составе своего первого религиозного центра в Канг Ри Лхатсен Подранге. Такое завладение, должно быть, было кратковременным, так как не было сделано никаких усилий, чтобы установить здесь постоянные буддийские памятники.

 

DSC01663

 

DSC01668 SIZ_7741

SIZ_7742

SIZ_7749

SIZ_7750

 

SIZ_7752

SIZ_7778

SIZ_7813

SIZ_7817

SIZ_7830

SIZ_7836

SIZ_8308

SIZ_8313

SIZ_8314