Введение
Та Го Ринпоче — это супруг Данг Ра Кью Тсо, крупного озера, лежащего на север от хребта. Данг Ра — это самое большое и самое священное озеро в центральном Бьянг Тханге, и оно имеет много общих черт с Нам-цо — оба они являются озерами богинь и связаны с божествами шрид паи. Основные различия между ними заключаются в их географическом и ономатологическом разнообразии. Согласно традиции бон, Данг Ра Гью Тсо и Нам-цо, две из трех главных богинь озер Бьянг Тханга, появились из одной и той же исходной мифологии. Исторические и культурные параллели между ними поразительны.
Данг Ра Кью Тсо также называется Данг Ра Тсо Мо и Данг Ра Гьял Мо. Когда подразумевается божественная природа озера, оно (или она, учитывая женский аспект озера) часто называется Данг Ра Лас Кьи Банг Мо (Данг Ра, Она с Силой Судьбы). Пабо южного Тибета также знают ее как Данг Ра Лас Тсан Банг Мо (Бергли 1980:41). В регионе Данг Ра наиболее часто используются имена Данг Ра Гью Тсо и Данг Ра Гьял Мо. В этих местах оно также называется Данг Ра Лас Кьи Банг Мо Че и Данг Ра Пхьюнг Тсо. Это имена, которые были найдены в текстах, посвященных озеру. Еще одно имя, используемое главным образом в связи с воспроизводящими функциями — Данг Ра Гьял Юм.
Данг Ра также произносится как Дванг Ра или Дванг Ра. Согласно Лобпон Тандзин Мамдаг, «Данг Ра» — это слово королевства Шангшунг, означающее океан (Гья Тсо), которое затем было перенесено на озеро в знак признательности его святости. В ритуальном тексте, написанном настоятелем монастыря Ньи Ма Тсандзин (Норбу 1995:167, 168, 274), рассказывается об эпической битве между богами и демонами, и там встречается выражение Шангшунга «данг ра хиб чу» (проглотить океан одним глотком). В Тибете слово «Данг Ра» ограничивается бонскими текстами и используется для обозначения озера. Однако, согласно Тшеринг Дордже, эксперту-лингвисту, который изучает языковую ветку Шангшунга, слово «Данг Ра» или «Да Ха» встречается в некоторых диалектах такали и таманги для обозначения океана или озера.
Самое раннее литературное упоминание о Данг Ра может встречаться в Старой тибетской летописи, где оно называется как Данг Ко. В строфах с 50 по 55 просматриваются скрытые аллегории на главное завоевание Цу Тсе королевства Пу Гьял, в котором озеро Данг Ко предстает как политически значимым объектом. В строфах 54 и 55 упоминается изменение политического равновесия с Тсо Ма Пхам до Дарг Ко, и гуси и утки используются для олицетворения этого смещения. Вот эти две строфы:
С берегов Манасаровара,
Убежали гуси и утки.
Они побежали к озеру Данг Ко.
Сегодня, если заглянуть в завтра.
На святом озере Данг Ко
Зной не страшен гусям и уткам-
Если бы зной был страшен гусям и уткам,
Их бы соблазнило озеро Манасаровар.
Данг Ра имеет фонетическое сходство с Данг Ко; среди остальных важных озер Данг Ра является наиболее вероятным кандидатом для Данг Ко. Благодаря известности Данг Ра в ранние времена тибетской истории и его фонетической схожести, Данг Ко следует условно идентифицировать с Данг Ра Гью Тсо.
Защитница
В устной традиции Данг Ра Гьял Мо — это основная охранительница плодовитости земли и домашнего скота. Несмотря на многочисленных бонских и буддийских богинь, ни одна из них не почитается так, как защитница основных жизненных концепций в средней части Бьянг Тханга и Данг Ра Гьял Мо. Считается, что здоровье домашнего скота, количество осадков и процветание человеческих общин напрямую зависит от богини озера и проявлений ее живительной энергии. Данг Ра Гьял Мо, если ее спровоцировать или нарушить закон, может стать ужасной и непримиримой враждебной силой. К счастью, ее основная личность характеризуется удовлетворенностью и сдержанностью. Традиционная функция Данг Ра как защитницы остается основой ее личности.
Данг Ра Гьял Мо — это королева Сман Мо, правительница бесчисленных сманов и природных элементов, таких как Клу Мо. Местные жители верят, что обитающие в регионе многочисленные природные духи либо ищут убежища в озере, либо происходят из него. В таком качестве Данг Ра — идеальный аналог Та Го. Основной смысл Сман Мо — благодетельница. Этимология «сман мо», характеризуемая функциями богини-кормилицы и воспитательницы, теперь относится к категории защитницы в качестве бонской скионг. Однако, богиня-благодетельница должна также быть связана со своей родовой функцией. Выступая в мифологии в образе первоначальной матери, она — окончательный предок всех природных и сверхъестественных существ.
В Та Данг Тшогс Сиканг непонятно, как Данг Ра связана со срин и дре. Мы можем предположить, что, подобно Грол Ма Пхуг в Кра Шис До Чунг, пещеры вдоль берегов Данг Ра использовались в древние времена для примирения таких природных божеств. Остатки культов дре и срин обнаруживаются в пещерном комплексе Бьон Браг Дкар, который, аналогично Данг Ра Гью Тсо, является одним из 37 бонских дугнас.
Для местных обитателей Данг Ра изобилует фантастическими существами.
Сокращенный перевод с английского Дж.В.Беллезза
Наша следующая Экспедиция Тибет-Кайлас, сентябрь 2017 «Древним паломническим путем через Великие озера Тибета к Кайласу» предполагает посещение и исследование этой дульной пары Озеро Дангра – гора Тарго. Иногда у нас остаются свободные места. Подробности участия можно обсудить по e-mail: sergey.balalaev@gmail.com