Символ Творения и сакральное значение коры через перевал Дролма Ла

По обеим сторонам тропы, по которой идут паломники через перевал Дролма Ла, находятся два горных образования, форма которых похожа при взгляде сверху на священный ведический символ – Ом. Их размеры около 2,8 км. Особенно хорошо это видно на спутниковых изображениях, на которых синим фоном отмечен уровень 5700 м. По-видимому, это самые большие каменные ОМы на нашей планете.

1

2

Весьма необычным представляется тот факт, что оба Ома имеют центр симметрии, находящийся в священном озере Гаури Кунд. Конечно, это нерукотворные каменные образования, но поражает то, что они находятся рядом друг с другом и основные их элементы симметричны! Тонкоматериальная структура этого места такова, что изначальные символы проявились на плотном плане нашей планеты.

3

Напомним о некоторых священных местах в этом районе.

 

Сиватшал

За развилкой дорог Тангью находится кладбище Сиватшал Дуртрё, которое, по поверьям, является копией легендарного кладбища в Бодх Гайя в Индии. Здесь паломники проходят через ритуальную смерть, попадают к ужасному Дордже Шинджи, Царю Смерти, а затем рождаются заново на вершине перевала Дролма Ла. На кладбище разбросаны одежда, кости, волосы, обувь и бессчетное множество других предметов. Все, кто здесь проходит, оставляют здесь что-нибудь, даже подношение своей кровью (разрезают палец или царапают дёсна). Многие ложатся на землю и представляют свое посмертное путешествие в состояние бардо. Кое-кто из самых смелых остаётся на ночь…

4

Шама Ри

При восхождении по склону на восток к перевалу можно увидеть гору Шама Ри. Полное название пика – Шама Ледри Дхонгпо, Восемнадцать кругов ада (Восемь холодных, Восемь горячих, Два чистилища), но он более известен под названием Шама Лиайи Дхонгпо (Дерево Чистого Ли; ли это драгоценный металл, используемый для отливки статуй). Северная сторона этого острого, изрезанного гребня покрыта снегом, а зарубцованные снежные поля — это скалы из камня с прожилками и морены, создающие характерный вид изборожденной поверхности. Отвесные водопады спускаются по снежным и ледовым полям. Перед Кайласом — короткий, со срезанной верхушкой ледник внутри лоткообразной впадины. Он имеет небольшой, но четко видимый выход, боковые и средние морены. Огромные массы гранита защищают Кайлас с севера, а слева, еще дальше к северу, стоят удивительные пирамидальные пики, состоящие из покрытого трещинами гранита. Шама Ри это важная духовная веха в обходе Кайласа. Его коварный вид служит для паломников отрезвляющим напоминанием того, что ад существует и, возможно, он выглядит подобно этому месту. Набожные паломники падают ниц к горе и молятся о том, чтобы избежать ада. К северу находится Джарок Дхонгчен, пик в форме вороньей головы. Джарок Дронкнанг, каменное убежище, находится после Дикпа Карнак.

 

Дролма Ла (5636 м) и Пхаванг Мебар (Камень Горящего Пламени)

Пересечение седловины Дролма Ла — аллегория перехода из нынешней жизни в новую. Здесь паломник возрождается; все его грехи прощены благодаря состраданию Дролмы — богини Милосердия. На перевале паломники по традиции выкрикивают вербальные послания: «Ласо!», «Кики Сосо Ла Гьяло!», «Кики Сосо Ласоло!». Считается, что каждый камень перевала представляет собой Три Драгоценности (Будду, дхарму и сангху (общину)). Каждый камень пропитан тремя качествами Будды (ум, тело, речь). В центре перевала находится гигантский камень кубической формы, имеющий название Пхаванг Мебар. На нем собраны в пирамиду меньшие камни, которые поддерживают флагшток. От вершины последнего отходят длинные веревки с навешанными на них молитвенными флагами. Эти веревки крепятся к другим столбикам, закрепленным на земле. На самом камне и вокруг него — скопления одежды; волосы, приклеенные к камню с помощью масла, клыки и скальпы животных, множество других предметов. Поверхность глыбы исписана желтыми и красными мантрами, а немного над землей — чудесным образом появившийся знак «ОМ». Паломники собираются у этого камня, в высшей и одной из самых святых точек коры, чтобы отдохнуть и отпраздновать восхождение. Незнакомцы становятся близкими друзьями и здесь, под Пхаванг Мебар, клянутся на всю жизнь оставаться братьями и сестрами. Позади, обнаженная порода образует священный камень Дролма Нери, где стая из 21 волка, которая являлась воплощениями богини Дролма, растворилась в этом камне после того, как указала монаху Готшангпа путь к этому месту.

Здесь обильнее, чем в других священных местах на пути обхода горы, паломники смазывают поверхность камней маслом в качестве приношения, а затем оставляют какую-то личную вещь (выпавший волос, выпавший зуб для предотвращения в дальнейшем проблем с зубами, одежду, чаши, обувь). Но на перевале они берут еще и что-нибудь на память для себя. Они верят, что любые предметы, побывав в таком могущественном месте, приобретают защитную силу. Обратите внимание на мантры, вырезанные на черепах животных. Они были принесены сюда в надежде, что убитые животные вскоре возродятся в лучшем облике. Паломники совершают долгие ритуалы, помимо самой коры, на вершине Дролма Ла — они протяжно читают вслух священные тексты, молитвы, мантры. Основные ритуалы это Сангчо (подношение фимиама) и Серкием (подношения чая и т.д.). Личные вещи (волосы, одежда) подносятся вместе с пожеланием умереть в будущем на этом месте. Выполняя здесь соответствующие обряды, паломники надеются возродиться в будущем на более высоком уровне. Существует также обычай поедать на этом привале самую лучшую пищу. Это должно привести к дальнейшему процветанию и обеспечить едой в будущем.

5

Йокмо Цо

Ниже перевала по правую руку находится священное озеро Йокмо Цо (или Тукдже Дзингбу, Озеро Сострадания; индийцы называют его Гаурикунд), которое расположено на 80 м ниже тропы. Расположенное на высоте 5566 м, оно является одним из самых высокогорных озер в мире. Йокмо означает «Служанка». Однажды служанка из богатой семьи после запретной любовной связи родила мальчика. Она понесла ребенка к Кайласу и захотела напиться из этого озера. По неосторожности ребенок выскользнул у нее из рук, упал в воду и бесследно утонул. Убитая горем служанка оставалась здесь еще много дней и все время смотрела на поверхность озера. Наконец, на камне рядом с ней появилось сообщение. На самом деле ее ребенок был божеством и просил ее не волноваться, но совершить 13 кругов вокруг горы и затем возвращаться домой обновленным человеком. Этот небольшой камень, густо намазанный маслом, до сих пор стоит здесь. Паломники совершаю обход вокруг озера, но в отличие от индийцев-паломников, тибетцы не окунаются в озеро. Они считают погружение в озеро осквернением священной воды. Вместо этого они выполняют омовение – ритуал, называемый трусол — для очищения и посвящения. Тибетцы бросают в воду освященные шарики и читают очистительные мантры. После этого паломники набирают из озера немного воды и брызгают себе на голову. Чтобы было легче унести воду домой, они смешивают ее с землей, а затем формируют из получившейся смеси небольшие шарики.

6

7

Гора Такго

К северо-востоку от озера стоит гора Takgo (Голова Тигра); говорят, что она напоминает голову тигра с топором. Этот топор использовал Шинджи, Царь Смерти, а гора являет собой одно из множества посланий царя Шинджи.

8

Значение ОМ в ведической традиции

Мантра ОМ считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении вселенной и при ее разрушении. Она одна из древнейших в ведической культуре. Символ ОМ — символ бесконечности духа, Божественного в мире и человеке. Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную — первое проявление неявленного еще Брахмана, давший начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной звуком ОМ. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии Вед и индуизма. Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — рай (сварга), землю (мартья) и подземное царство (патала). В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и Света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к горним сферам. Буква А символизирует речь (вак), У — ум (манас), М — дыхание жизни (прана), а весь символ обозначает живой дух, который является лишь частью божественного духа. Мантра ОМ как самостоятельно, так и в составе других мантр часто используется в медитативной практике, и помогает установить связь со своей глубинной сущностью.

ОМ

Отметим, что воздействие коры вокруг Кайласа имеет много уровней и граней, в зависимости от уровня сознания паломника. Один из вариантов интерпретации воздействия этого места на человека состоит в следующем. Два огромных нерукотворных каменных ОМа создают особые энергетические потоки, действующие на проходящих между ними паломников особым образом, трансформируя их сознание для достижения состояния Единого. Одна из функций этого «устройства» — стирание части кармы паломника. Отметим, что это работает только при наличии искреннего намерения и открытого сердца. В «новой» жизни после коры дается возможность ускоренного проживания прошлых кармических событий, их отработка. В этом собственно и состоит эффект кармического очищения.

Гора в форме ОМа по правую руку, называемая Шама Ри, связана с нижними мирами. Гора в форме ОМа по левую руку связана с высшими мирами. А все вместе дает возможность выстраивания плотных и тонких тел человека и обретения связи со своими Высшими аспектами.

Центральная точка этого «устройства» — озеро Гаури Кунд. Кроме медитаций на перевале Дролма Ла представляется весьма важным спуститься немного ниже тропы коры к озеру Гаури Кунд. Здесь можно выпить несколько глотков воды, смочить голову и умыться. И слиться с двумя ОМами, ощутить божественный звук внутри себя…