Отчет об экспедиции к Кайласу-2006

Краткие сведения

Время проведения экспедиции – с 20.04.2006 по 17.05.2006.

Продолжительность пребывания у Кайласа во время коры – с  5.05.06 по 12.05.06.

Передвижение из Лхасы к Кайласу и далее в Зангмо – 4 джипа Лэнд Круизер и 1 грузовик c походной кухней, палатками, вещами и т.п.

Состав группы – 11 человек, в том числе руководитель экспедиции А. Редько, 4 мужчины и 7 женщин

Маршрут: г. Москва – г. Доха (Катар) – г. Пекин – г. Лхаса – монастыри Папунга, Ташичулинг и Чупсанг Наннерри — монастырь Гонден – монастырь Самье – г. Гьянтзе –  г.Шигатзе – г. Лхадзе – Тингри – Ронгпу — северный базовый лагерь у Эвереста – передовой лагерь на Эвересте – г. Сага – г. Парьянг – озеро  Маносаровар – озеро Ракшас Тал – поселок Дарчен – внешняя кора – внутренняя кора – г. Парьянг – г. Сага – г. Ниалам – г. Зангмо —  г. Катманду – г. Доха – г. Москва.

Основные цели экспедиции:

  • Прохождение внешней коры с подходами к Западной и  Северной граням
  • Прохождение внутренней коры и исследование горы Нанду и тринадцати чортенов
  • Запись всего маршрута экспедиции на GPS-навигатор и определение точных спутниковых координат граней Кайласа и основных монументов
  • Определение геометрических размеров граней Кайласа и основных монументов.
  • Взятие проб горных пород у основания Кайласа и воды из четырех рек, стекающих с Кайласа
  • Проведение медитативных практик у самой священной горы Азии с целью максимальной синхронизации с вибрациями комплекса Кайласа, а также настройки на свое Высшее Я.

24.04.06.
Посетили три горных монастыря недалеко от Лхасы. Первый — монастырь Папунга (3900м) обладает очень сильной энергетикой. Медитации у многих членов группы были очень эффективны. Было даже желание вернуться в монастырь вечером и переночевать в нем. Недалеко от монастыря место для погребального обряда – ритуала похорон на небо. Грифы после обряда тяжелые, почти не могут летать. В этом монастыре медитировали 37 королей Тибета. Он старше Поталы. Живут в монастыре около 50 монахов. Второй монастырь – Ташичулинг расположен на высоте 4050м. Мы отправились в него через место похорон на небо, где смогли детально рассмотреть и сфотографировать ритуальный камень для расчленений и инструменты. Подьем довольно тяжелый, учитывая начальную стадию акклиматизации, местами, с узкими карнизами. Постоянно живет семь монахов. Монахи очень доброжелательны, напоили нас тибетским чаем, а потом предложили воду, которую они приносят из священных пещер, находящихся значительно выше монастыря. Третий монастырь – Чупсанг Наннерри – расположен на спуске в долину.

25.04.06.
Поездка в главный монастырь Тибета – Гонден. Главная реликвия монастыря – трум Цонкапы, основателя учения гелугпа. Раньше в нем находилось парящее тело Цонкапы. После попыток китайцев уничтожить тело, в труме осталось только несколько фрагментов черепа.

26.04.06. Выезд из Лхасы на автобусе до пристани. Далее на пароме до пристани у монастыря Самье, а затем на автобусе к самому монастырю. Этот монастырь тесно связан с именем Падмасабхавы. После размещения в монастырском гестхаусе подьем на окружающие долину горы.

27.04.06. Выезд на монастырском автобусе к пристани, возвращение на пароме к исходной точке, переезд на автобусе к джипам. Переезд в Гьянтзе.

28.04.06. Посещение монастыря Пелхор Чходе и ступы Кумбум. Ступа имеет 77 комнат. Переезд в Шигатзе. Посещение рынка древностей. Чортен Кумбум хранил (и хранит) в 77 капеллах много-много статуэток Будд и Бодхисатв. Он поистине огромен: 35 метров высотой, имеет 6 уровней. Ценны и фрески, нарисованные, скорей всего, непальцами (невари). Кстати, само слово «Кумбум» переводится как «100 000 изображений».

29.04.06. Монастырь с самой большой в Тибете статуей Будды (высота 27м). Посещение небольшого горного монастыря по дороге в Лхадзе.

30.04.06. Выезд из Лхадзе к Ронгпу. Размещение в палаточном лагере  напротив Эвереста.

1.05.06. Подьем в 6-00, завтрак и выезд к базовому лагерю, а затем к передовому лагерю. Дошли до высоты 5600м, почти до ледника.

2.05.06. Подьем в 6-30 (температура -3), завтрак и переезд в Сагу.

3.05.06. Переезд в Парьянг и далее к озеру Маносаровар. Размещение в палаточном лагере на восточной стороне озера. Очень холодный вечер, ночь и утро. Произошло непредвиденное разделение экспедиции: два джипа и грузовик ночевали у восточного берега Маносаровара, два джипа  в гестхаусе недалеко от монастыря Чиу.

4.05.06. Переезд на западную сторону Маносаровара и размещение в гестхаусе рядом с монастырем Чиу. Посещение монастыря Чиу. Ритуальные омовения на озерах Ракшас и Маносаровар.

5.05.06. Переезд в Дарчен. Размещение в гестхаусе. Трек по ущелью в северной части поселка к горам, окружающим начало долины внутренней коры.

6.05.06. Первый день внешней коры. Переход от Дарчена к лагерю у монастыря Чуку. Во второй половине дня трек по ущелью рядом с  Сага Давой к долине внутренней коры и Нанду. Фотосьемка с возвышенного холма Нанду и Кайласа. На обратном пути проход по плато небесных похорон 84 махасидх (координаты начала плато со стороны Тарбоче N31,01735 E81,26427).

7.05.06. Второй день внешней коры. Переход к гестхаусу напротив Северной стороны Кайласа с заходом к Западному зеркалу до монумента, расположенного перед ним.

8.05.06. Трек к основанию Северной стороны Кайласа.
Подход к самому основанию, взятие проб горной породы из стены Кайласа, а также воды из ручья, начинающегося у ледника.

9.05.06. Продолжение внешней коры. Трудный переход через перевал Долма Ла (5700м) до гестхауса у монастыря Зутрул Фуг.

10.05.06. Завершение внешней коры. Возвращение в гестхаус в Дарчене.

11.05.06. Кульминацией данной экспедиции должна была стать внутренняя кора, нангкхор, предпринимаемая паломниками вокруг горы Нанду к13 чортенам Дригунг-Кагью. Эта святыня является основной целью поклонения для буддистов. Существуют ограничения для паломников: внутренняя кора позволена только тем, кто прошел не менее 13 раз внешнюю. По-видимому, это связано с сильнейшим воздействием Кайласа на этом маршруте на человека, о котором знали еще в древние времена. Внешняя кора, совершенная 13 раз дает постепенную адаптацию к такому воздействию. Для неподготовленного физически и, самое главное, духовно, человека последствия этого воздействия могут быть весьма непредсказуемы.   Внутреннюю кору обычно делают всего несколько тибетских монахов в год. Обязательное направление коры – по часовой стрелке. Наш тибетский гид прошел внешнюю кору 11 раз и считал себя еще не готовым к внутренней коре! Запрет в тибетской традиции очень силен! Но в конце лета он обязательно хотел пойти на внутреннюю кору к Кайласу и этим загадочным чортенам.

В ходе экспедиции необходимо понять, что из себя представляет комплекс Кайласа, для каких целей он был создан, уточнить его геометрическую структуру и проявить его энергетическую структуру и донести эту информацию до возможно большего числа людей. После предыдущего посещения Тибета уже не было сомнений в том, что комплекс  Кайласа представляет собой одно из величайших святилищ человечества! Правда о нем знает очень мало людей. По-видимому это связано с тем, что время его проявления только наступает. Поэтому китайцы недавно (1984г.) и открыли для посещения иностранцами этот труднодоступный район. В нашей стране интерес к Кайласу во многом связан с книгами Э.Мулдашева. Мнения людей об этих книгах часто прямо противоположные. Одно ясно точно – Мулдашев пробудил интерес к Кайласу у очень большого количества людей в России, и в этом его неоспоримая заслуга.

Краткая справка о Кайласе из древних источников

В древних текстах имеются отрывочные сведения о том, что представлял собой этот комплекс в древности.

  «На юг от священной горы Юндрун-Гуцег находился дворец Bar-po-so-brgyad, около которого было пять гор, главных святилищ — местопребывание самых почитаемых Богов. Царская резиденция располагалась поблизости от города Янпачан. В этих местах находились также шестнадцать гробниц. В тибетских буддийских книгах Янпачан является переводом на тибетский названия древнего индийского города Вайшали» . Обычай строить в Тибете гробницы для умерших царей был введен в глубокой древности. Гробница строилась четырехугольной и представляла собой сооружение из камней с плоской крышей.
Из других тибетских источников известно, что царская резиденция к югу от священной горы Юндрун-Гуцег представляла собой «дворец из восьми сортов драгоценностей, каждая сторона его в четыре гян-грага (около 2,5 км). За ним последовательно находился великий и неизменный город под названием Янпачан, где родился основатель религии бон Учитель Шенраб».
Каждый год издается и переводится на европейские языки все больше памятников тибетской литературы и культуры. Благодаря этому история тибетской культуры вырисовываются уже довольно четко, и в ней прослеживается определенная связь понятий Шамбала — Олмо Лунгринг — гора Юндрун-Гуцег (Кайласа).
Гора.

Название этой горы переводится тибетцами как «Девятиэтажная гора свастики» и, соответствует по тибетским источникам священной горе Кайласа. Рядом с центром карты расположена святая вершина Шампо (Шамбу). Снежные склоны пика Шамбу были известным местом для гималайских йогов, ищущих просветления. Название этой горы неоднократно упоминается в тибетском тексте «Синяя летопись». Местность Шамбу в «Синей летописи»: «Пред снегами Шамбу (1331 г., стр. 270). Шераб Гёнпо жил в Шамбу — уединенной обители (1423 г., стр. 367). Гьялва Тэннэ спрятал несколько книг в горах Шамбу (1271 г., стр. 491). Ганна Муен оставался на снежном пике Шамбу (стр. 517). Его сын Ганна Лхндуб провел 9 лет в Шамбу в созерцании, скрытый от людских взоров (стр. 518)». Название вершины Шампо (Шамбу) происходит от имени тибетского бога Шампо (тибетский эпитет Шивы). Местопребыванием Шивы по тибетской традиции называется гора Тисэ (Кайласа), известная также под названием горы Юндрун-Гуцег (g.Yung-drung dgu brtsegs, которая вероятней всего и размещена восточнее центра карты из тибетско-шаншунского словаря под названием «Святая вершина Шампо».
«Карта Шамбалы, составлена жрецами-ламами последователями бона, по указаниям и деталям из старинных рукописей бона, содержащих древнюю традицию Заповедной страны, где обитали люди, равные богам. В центре карты стояла девятиэтажная башня, похожая на многоступенчатую пирамиду. Башня — это самое главное, что есть на нашей планете — сказал ринпоче. — Ей много сотен тысяч лет, а может даже миллион. В башне живет тайна. Только великие жрецы бон — сиддхи могли входить в неё.

Традиция Бона гласит: «У подножия горы Юнгдрунг берут свое начало четыре реки, текущие по четырем направлениям. Гора окружена храмами, городами и парками. К югу находится дворец Барпо Согье, где родился Тонпа Шенраб, к западу и северу расположены дворцы, в которых жили его жены и дети. На востоке стоит храм под названием Шампо Лхатзе. Все дворцы, храмы, реки, сады и парки с пиком Юнгдрунг в центре составляют внутреннюю часть страны Олмо Лунгринг. Она окружена 12 городами, четыре из которых стоят точно на четырех сторонах света. За этими городами начинается внешний мир, окруженный, в свою очередь, океаном, а за ним — цепью неприступных снежных пиков. Единственным доступом в волшебный Олмо Лунгринг является «путь стрелы»: перед своим посещением Тибета Тонпа Шенраб пустил стрелу сквозь внешние горы и проделал проход. Однажды Тонпа Шенраб, тогда уже авторитетный учитель доктрины Бона, преследовал демона, который украл у него лошадей. В погоне учитель прибыл в Тибет. В свой единственный визит сюда Тонпа Шенраб передал людям лишь некоторые ритуалы Бона, увидев, что страна еще не готова к получению более полного учения. Впоследствии шесть учеников Мучо Демдруга, преемника Шенраба, спустились в Тибет и принесли первые тексты Бона людям» .
В бонских текстах говорится, что «страна Олмо Лунгринг делится на четыре концентрических области: сокровенную внутреннюю (nang gling), промежуточную (bar gling), внешнюю (phyi gling) и пограничную (mtha1 gling). Внутренняя и промежуточная области состоят из двенадцати районов или островов, внешняя — из шестнадцати, а пограничная — из двенадцати. Эти области и районы разделяются реками, озерами и внутренними морями. Сокровенная внутренняя область географически имеет форму восьмилепесткового цветка лотоса, а небо над ней имеет форму колеса или чакры из восьми спиц. В самом центре этой сокровенной земли высится священная девяти ступенчатая гора свастики Юндрунг Гутсег, хрустальный монолит в форме пирамиды.

Где-то здесь до сих пор находится древняя башня с редкостной библиотекой Знаний, недра которой породили поколения Бодхисаттв». Также рассказывают, что в пещерных лабиринтах в горе Кайласа хранится легендарный, черный камень «Чинтамани» с Ориона.

Внутреннюю кору проходят всего несколько монахов в год. Из европейцев на ней были единицы. Подробные описания маршрута, подтвержденные подробными фото- и видеосъемками внутренней коры в Интернете или печатных изданиях почти отсутствуют. Есть только материалы экспедиции профессора Ю.А. Захарова, предпринятой им в 2004 году (маршрут пройден против часовой стрелки). Однако, детальных описаний и сьемок тринадцати чортенов,  горы Нанду и пирамидоподобных горных образований нет и у него.

Итак, 11 мая 2006 года, подьем в 6-00, небольшой завтрак и в 7-00 выезд на джипе к долине внутренней коры. Для того чтобы больше сил оставить на прохождение и исследование внутренней коры был взят носильщик – один из тибетских поваров экспедиции, который нес два рюкзака с палаткой, спальниками и оборудованием. Тропа коры пролегает в долине реки Серлунг Чу, которая начинается от слияния двух ручьев, образующихся от ледников Кайласа и протекающих с правой и левой сторон Нанду. Началом внутренней коры считается монастырь Серлунг (рис 101). Недавно в нем появились два монаха и монастырь стал действующим после долгого перерыва после разрушения китайцами.

С утра Кайлас скрыт туманом, хорошо видна только гора Нетен Йелакжунг. Индусы называют ее Нанду, по имени священного быка Шивы Нанду, преклоняющего колени перед Шивой – Кайласом. В дальнейшем это название и будет использоваться в этой статье. Это одна из самых удивительных гор. По своему виду она напоминает огромный саркофаг (фото 224, 229, 230, 248, 254) правильной формы с двухскатной ступенчатой крышкой. Как будто кто-то обработал огромную гору неизвестным инструментом и придал ей необходимую форму. Причем обработана была только верхняя часть горы, примерно половина, а отвальная порода образовала осыпи. При прохождении вдоль боковых граней Нанду оказалось, что они имеет некоторую вогнутость в юго-западном направлении. Фронтальная часть имеет практически плоскую поверхность, как будто на ней когда-то были какие-то важные рисунки.  Над ней можно видеть сильно разрушенное скульптурное изображение, похожее на сфинкса. А что внутри горы? Возможно, там есть пустоты?  Или она вообще полая и внутри огромный зал? Дальнейшие исследования нескольких трещин, которые пока удалось только тщательно рассмотреть, должны дать ответ на эти вопросы.  Нижняя часть обработанной части Нанду – около 10м — имеет слоистую структуру, все, что выше – бетоноподобную. Эта часть горы почти вертикальна. Выше имеются три ступенчатые террасы,  сверху которых виден гребень с расположенной на нем почти правильной пирамидой.  Размеры Нанду по кромке осыпи по данным GPS составляют 2,6 х 1,1 км. Оценочные  размеры горы без осыпи 2,1 х 0,6 км.

Мнение о том, что эта гора не может быть естественным образованием, высказывают почти все люди, которые посмотрели ее детальные фотографии. Действительно, трудно себе представить, что природа может создать столь правильные формы, что даже ветер, постоянно  дующий в одном направлении, способен придать столь совершенную форму большой горе. Конечно, сама гора является естественным образованием кем-то когда-то обработанным для придания ей правильной формы. Для чего она была предназначена? Для священных ритуальных обрядов у Кайласа?  Для хранения огромной библиотеки Знаний предыдущих цивилизаций? А может быть, именно там находятся представители предыдущих цивилизаций, пребывающие в состоянии самадхи?   Пока больше вопросов, чем ответов на них.

К 10-00 подошли к Нанду. Палатку решили поставить вблизи фронтальной части этой горы, в месте слияния двух ручьев (высота по GPS 5290м, координаты N31.03439 E81.30205). Носильщик помог с палаткой и ушел ночевать в монастырь Серлунг. Погода оставляла желать лучшего — облака, за которыми скрывается солнце и  туман, скрывающий Кайлас. Поэтому решили пока выдвинуться на разведку к долине у основания Кайласа. Необходимо было понять, возможно ли вообще пройти внутреннюю кору из-за значительного количества снега на подходах к горе. Обход Нанду начали, как и буддисткие монахи, по часовой стрелке. Идти по тропе по руслу ручья довольно трудно, приходилось часто перебираться с одной стороны на другую по льду или перепрыгивая по камням.

Погода, тем временем, то ухудшалась, и шел снег, то проглядывало солнце. Кайлас все еще в туманной пелене, но уже можно различить его очертания. Стали видны чортены, которые притягивали к себе как магнит. Погода снова ухудшилась. От Дарчена в сторону Кайласа начала двигаться черная стена облаков, несущих снежный заряд. Перспектива попасть в сильную метель  не предвещала ничего хорошего. Тем более, что аккамуляторы в рации окончательно сели, их не удалось достаточно зарядить в Дарчене. Возможности связи с базовым лагерем в Дарчене не было. Рассчитывать можно было только на себя. Надо или возвращаться назад в снежную бурю по трудной извилистой тропе по руслу ручья и, возможно, искать пещеру для того, чтобы укрыться и переждать снежную бурю, или сделать рывок  вперед по крутому склону по осыпи и снегу к чортенам, а далее к перевалу между Кайласом и Нанду. После перевала тропа должна была проходить по просторной долине с постепенным спадом высоты. Этот путь  казался более простым и быстрым, и по нему можно было бы, хоть и трудно, но идти и в метель. Был выбран второй вариант. Черная полоса снежного фронта как быподтолкнула к Кайласу.

Подьем к чортенам по склону довольно трудный. Пришлось идти сначала по осыпи, затем по снегу, проваливаясь иногда по колено. Выбирая определенный ритм движения, и, осторожно ставя ногу на наст, удавалось проходить несколько метров не проваливаясь. Но там где наст подтаял на солнце, ноги все равно уходили в снег.  Гамаши остались в рюкзаке в палатке у фронтальной части Нанду. Хорошие горные ботинки промокли уже через час. Периодически был слышен сильный звук камнепада, где-то срывались большие камни с Кайласа и летели вниз. Иногда отдельные небольшие камни падали в снег довольно близко, в нескольких десятках метров. При приближении к горе было ощущение, что пространство как будто сгущается и продвижение вперед становится все более и более трудным. Однако чортены продолжали притягивать к себе и помогали двигаться вперед. Но вот до первого чортена остается метров пятьдесят. Правда подниматься к нему пришлось от одного узкого карниза к другому. Иногда казалось, что дальше двигаться уже невозможно,  причем ни вверх, ни вниз. Вспомнился рассказ Ивана Ефремова «Белый рог». Главный герой, геолог, поднимался на почти отвесную гору, без снаряжения,  без страховки, даже без обуви, по почти непроходимым карнизам, где только ветер, дующий в спину, помогал удержать равновесие. Восхождение оказалось возможным только благодаря сильному ветру, удерживающему на карнизах. По легенде на эту гору удалось подняться только воину несколько сот лет назад, который оставил на ее вершине золотой меч. Примерно с такими же трудностями приходилось передвигаться к чортену, который становился все ближе и ближе.

Он выглядел очень старым, основание, на котором он стоит, сложено из небольших плоских камней правильной формы. Над ним нависает выступ горы, защищая от камнепадов. Стена за чортеном выкрашена охрой в красно-коричневый цвет. На карте есть отметка только о тринадцати чортенах. Монахи тоже говорили только о тринадцати. Почему же существует еще один? Учитывая, что он был построен раньше других, возможно, это один из сохранившихся первых чортенов. Дело в том, что во времена культурной революции китайцы разрушили и эти святыни, даже, несмотря на их труднодоступность. Ступы были восстановлены только в восьмидесятых годах прошлого века. Справа от этого одиночного чортена  расположены еще две группы: сначала четыре, затем еще девять. Высота по GPS 5793м, точные координаты N31,06081, E81,31238. Эти группы пирамид расположены в длинных горизонтальных нишах, по-видимому, вырубленных в скале людьми. Ниши и отрицательный угол горы над чортенами позволяют защитить их от камнепадов и, в какой-то степени, от дождя  и снега. За чортенами имеется свободное пространство, по которому можно почти свободно передвигаться. Стена за ступами также выкрашена в красно-коричневый цвет. Все чортены соединены между собой разноцветными флажками лунг-та, а на некоторых повязаны белые хадаки. На верхней части чортенов расположена бронзовая коническая пирамида из двенадцати колец и тринадцатого наконечника в виде трилистника, стоящего на двух перевернутых друг к другу получашах. В основании бронзовой надстройки – бронзовый квадрат. В скальных нишах за чортенами находилось множество глиняных пирамидок – цаца (конические глиняные пирамидки высотой около 10см, сделанные паломниками, как правило, из глины, пепла кремированных родственников, и лекарственного сырья), камни с выбитыми мантрами и изображениями Будд. Некоторые места стены вымазаны ячьим маслом, на которое прикреплены тибетские монеты. В нескольких цилиндрических каменных столбиках, расположенных на одной линии с чортенами, остались угли. В них зажигали огонь при проведении ритуалов.

Наш тибетский гид говорил, что в чортенах были похоронены величайшие учителя человечества. Остался ли их прах в этих чортенах или время и китайцы все уничтожили? А может быть, в ступах находятся священные книги? Или какие-то священные предметы? В любом случае энергетика этого места просто огромна. Если поворачиваешься с закрытыми глазами к чортенам, когда оказываешься перед ними лицом, начинает немного закладывать уши. На всей внутренней коре и особенно у чортенов, находишься в необычном, каком-то измененном состоянии сознания.Идеальное место для инициации и духовных практик, о чем, безусловно, знали и использовали в древние времена.  В «Синей летописи Тибета», фундаментальном труде об истории буддизма в Тибете, есть много ссылок на то, как тот или иной лама на определенном этапе своего развития отправлялся к Кайласу для медитаций и продвижения в духовных практиках.
Краткая справка о чортенах.
В средневековом Тибете подобные сооружения называли чортенами, а в Монголии – субурганами. Ступа происходит от древнеиндийских погребальных сооружений, в которые помещали останки вождей. Несмотря на некоторые национальные стилистические различия, в этих сооружениях присутствовали как трехчленная, так и четырехчленная структуры, символизирующие вертикальную и горизонтальную модели вселенной. Первая,трехчленная, структура связана с представлением о трехчастности вселенной, построенной по вертикали. Она выражена в архитектуре тела ступы. Фундамент ступы – нижний мир (камалока), опирающееся на него основание купола – промежуточный мир (рупалока), а сам купол — символ небесного свода (арупалока). Над куполом возвышается шпиль, олицетворявший ось вселенной, мировое древо или гору Сумеру. Наиболее важной с ритуальной точки зрения была ступа (тхупа, четия или дагоба), в которую замуровывали мощи, традицией связываемые с буддийскими святыми (Буддой, его учениками и др.). Фундамент дагаб, как правило, квадратный (иногда круглый), строго ориентирован по четырем сторонам света. Ступы были магическими изображениями вселенной, а также символами всемирной власти правителя (как Будды, так и царя).
В тантрийском буддизме ступа — один из объектов созерцания, ставшая таковой благодаря своей взаимосвязи с космическим телом Будды. Ступа как объект созерцания делится на пять геометрических фигур (куб, шар, полушарие, треугольник, сваямбху), последовательно располагающихся друг над другом и символически воспроизводящих один из элементов вселенной (макрокосма) в том их наборе, который принят в буддизме: куб — земля, шар — вода, треугольник — огонь, полушарие — воздух, сваямбху — эфир. Те же геометрические фигуры, расположенные вертикально в той же последовательности, изображают и человека (микрокосм), вернее, те его центры (чакры), в которых с точки зрения практики йоги сконцентрировано управление его психикой и физиологией. Последовательное подавление в себе этих центров приближает человека к высшей стадии созерцания — растворению себя в космическом абсолюте, именуемом в одних тантрийских школах Адибуддой, в других —Ваджрасаттвой
Еще один возможный аспект рассмотрения — это ступа как модель мирового дерева и соответственно вертикальная модель вселенной. Некоторое различие в конструкции ступ ранних и поздних, на севере и на юге, что определяется влиянием местных архитектурных традиций, ничуть не мешает соблюдению основных элементов построек такого рода. Каждая ступа состоит из трех основных частей: фундамента, центрального куполообразного сооружения и навершия над ним. В свою очередь, каждая из этих частей делится на несколько составляющих: три части фундамента образуют в общей сложности восьмиступенчатое сооружение, куполообразный центр ступы покоится на шести ступенях, навершие же представлено основанием, собственно шпилем и сваямбху. В пределах этой архитектурной схемы возможны варианты. Вместилищем священных предметов и местом приношения жертв в ступах-реликвариях Монголии и Тибета была бумба — центральная куполообразная часть.
Из почти вертикальной трещины Кайласа периодически скатываются камни и снег, образуя насыпную горку высотой около двадцати метров, с очень странной плоской вершиной. Эти камни очень интересны для изучения, т.к. они осыпаются, во-первых, из внутренней области горы, а во-вторых, из нескольких верхних зон. Причем все это происходит в течение тысяч лет!

Сделав фото- и видеосьемку чортенов дальнейший путь – к перевалу Сердунг Чуксум, соединяющем Нанду и Кайлас. Высота по GPS 5845м. На перевале паломники сложили множество пирамидок из камней. Открылся прекрасный вид на долину, огибающую Нанду. К юго-восточной стороне Кайласа вплотную  примыкает горная гряда правильной формы и почти одинаковой высоты, образующая как будто вогнутое зеркало. Над этой грядой возвышается четырехгранная ступенчатая пирамида с усеченным верхом. Причем верхняя часть образует прямоугольный параллелепипед, правильная форма которого лишь немного затронута временем. Трудно представить себе, что это природное образование! Ее форма также совершенна, как, например, у мексиканских пирамид в Чичен-Ице или Теотиуакане.

Тропа, по которой паломники обычно спускаются с перевала в долину, была под глубоким снегом. Поэтому пришлось идти вперед по узким карнизам и осыпям, примыкающим к Нанду. Самым трудным оказалось погасить высоту для спуска в долину. Карнизы становились все уже и уже, а осыпи все опаснее и опаснее. Окончательный спуск в долину   пришлось делать по довольно крутому снежному склону, вырубая ногами ступеньки в снежном насте. Наконец, под ногами оказалась относительно ровная тропа к исходной точке у фронтальной части Нанду и примерно через час (общее время спуска с перевала до лагеря у фронтальной части Нанду составило 2 часа) тропа привела к палатке. Наконец-то можно было снять холодные промокшие ботинки, выпить немного теплого чаю и залезть в спальный мешок.

Почти сразу же возникли очень отчетливые видения. Ламы с удивительно добрыми лицами и взглядом, проникающем, казалось,  в самую глубину твоей сути, в золотистых одеждах и сиянии, сменяли друг друга. Они пытались обьяснить нечто очень важное. Важное не только для меня, но и для всех людей. Сколько их было? Тринадцать!

После того как закончились видения,  начались проблемы с дыханием. Дышать становилось все труднее и труднее. Как будто в палатке становилось все меньше и меньше воздуха. Единственная возможность хоть как-то дышать была только в одном положении – на коленях с простертыми вперед руками! Второй способ нормально дышать – высунуть голову из палатки и вдохнуть прозрачный холодный воздух.

А над  палаткой светила почти полная луна и все в округе было залито прозрачным лунным светом. В таком сиянии горы и, особенно, Нанду выглядели как пейзаж с другой планеты, казались призрачными и нереальными. Лунный свет сливался с вибрациями места силы, на котором была поставлена палатка, местом, где соединялись два ручья, стекающих с Кайласа, у фронтальной части Нанду. Все это приводило к какому-то измененному иллюзорному состоянию сознания, позволяло слиться с Кайласом,  Нанду,  окружающими горами,  почувствовать себя как бы в начале всей жизни на Земле, в месте, откуда все начиналось. И в то же время было ощущение светящейся пустоты вокруг, и себя, как части этой пустоты!

Иногда казалось, что вокруг огромный прекрасный город с дворцами, храмами, удивительными садами. Хотелось подняться и войти через огромные ворота во фронтальной части в удивительный храм Нанду.

Было ощущение, что Комплекс Кайласа и есть Шамбала, обитель Шивы. Именно в это место стремился Николай Константинович Рерих. И был прав профессор Юрий Александрович Захаров, считающий, что на физическом плане Шамбала находится именно в этом месте. Долгими окольными путями люди идут к Шамбале. Но сейчас наступило время сбрасывания покрова тайны. Казалось, что уже в следующий раз, через год, во время следующей экспедиции, удастся войти именно в физическом теле в этот священный, загадочный и таинственный мир, начинающий раскрываться. И вся дальнейшая жизнь должна быть наполнена этой идеей.

Под утро стало подмораживать, палатка покрылась коркой льда. Пошел снег, усилив иллюзию нереальности того, что вокруг. Мокрые ботинки тоже покрылись коркой льда, и их пришлось разбивать камнем, чтобы надеть.  Наш носильщик почувствовав, что с нами что-то происходит, вернулся из монастыря не в пять вечера, как договаривались, а рано утром.

На обратном пути мы зашли в монастырь Серлунг. В одной из комнат встретили молодого монаха, который предложил нам чай. Посмотрев фотографии внутренней коры, он достал свою фотографию рядом с тринадцатью чортенами. Видимо именно там проходил обряд его посвящения.

Многие считают, что искать Шамбалу надо не вовне, а внутри себя, что это понятие связано с духовным планом, а не физическим, материальным. Что же заставляет уже тысячи и тысячи лет огромное количество паломников отправляться в это труднодоступное и опасное место? Разве не достаточно идти по пути духовного развития, находясь на одном месте, там,  где ты живешь? Однако Кайлас притягивал и притягивает к себе как гигантский магнит тех, кто старается разжечь внутри себя огонь Искры Божьей, то, что изначально дано каждому из нас.

Что же происходит с людьми вблизи Кайласа? Почему многие люди начинают меняться после коры. Причем трансформация происходит как на физическом плане, так и на духовном. Конечно, изменения происходят у каждого человека очень индивидуально. На физическом плане происходит сильное изменение обменных процессов в организме, люди становятся более выносливыми к физическим нагрузкам. То, что раньше давалось с большим трудом, становится простым и доступным.  На внутреннем плане Кайлас разрушает ложные цели и при этом человек начинает по-другому относиться к жизни, меняются внутренние ценности. Иногда человек начинает обостренно чувствовать иллюзорность окружающего мира. Иногда он начинает воспринимать вещи такими, как они есть на самом деле, без оценки и привязанности.

Коротко причину трансформации можно сформулировать следующим образом. Возможно, виной тому особые энергетические вибрации этого священного места, которые можно назвать эталонными для развития человека. Попадая в зону их действия, человек вступает с ними в резонанс. Степень этого резонанса определяется уровнем духовного развития человека, теми внутренними вибрациями, которыми каждый из нас овладел на своем пути. Паломники, проходящие кору, стараются войти в измененное состояние сознания, например,  с помощью определенных мантр. Если человек достигает при движении вокруг Кайласа состояния  ясной осознанности, он имеет возможность войти в максимальный контакт илирезонанс с горой и синхронизировать свои вибрации с всемирным эталоном. Необходимо отметить, что энергетическое воздействие здесь имеет скорее всего вторичную роль, также как и воздействие известных физических полей (электрического и магнитного). Основным фактором является взаимодействие с так называемыми тонкими физическими полями (информационно-волновыми), в которых перенос энергии отсутствует.

Комплекс Кайласа представляет из себя самый большой, из известных на сегодняшний день, мегалитический комплекс на нашей планете. Самый большой как по количеству мегалитических монументов, расположенных на относительно небольшой площади, так и по их размерам. В конечном итоге его отличие от, например, Стоунхэнджа, пирамид в Гизе  или мегалитов, разбросанных по всему миру, только в масштабах. В рамках существующих строительных технологий, в любом случае, кажется необъяснимым факт перемещения огромных каменных блоков весом 60-300 тонн, а иногда и более,  в гористой местности на сотни километров от каменоломен. А в случае с Комплексом Кайласа размер мегалитов просто огромен.
Краткая справка по мегалитам.
Мегалиты (от мега… и греческого lithos — камень) — древние сооружения из больших блоков камня, порой грубо обработанных. К мегалитам относят различные типы построек, в том числе дольмены (несколько гигантских блоков, покрытых аналогичной плитой сверху), менгиры (одиночные вертикально стоящие камни), кромлехи (группа менгиров, образующих (полу)круг), таулы, каменные ящики, крытые галереи и др. О смысле мегалитов выдвигалось множество разных гипотез. Самые распространенные — что постройки представляли собой древние жертвенники, храмы, гробницы или обсерватории. Среди самых экзотических можно упомянуть гипотезу, что дольмены служили жилищами для животных или карликов. Захоронения под сооружениями, как правило, совершались заметно позднее, чем возводился сам мегалит. К самым известным в мире мегалитическим сооружениям, помимо Стоунхенджа, относятся: храм в Баальбеке (Ливан), дольмен Ла Рош-о-Фе в Бретани, комплекс в Карнаке (Египет). «Почти 4000 лет тому назад был построен храм в Баальбеке на территории нынешнего Ливана. Он возвышается на сложенной из циклопических каменных монолитов террасе. Размеры самых больших каменных монолитов Баальбекской террасы составляют 19,1 x 4,3 х 5,6 метра, а вес одного блока — 750 тонн! По какой технологии был обработан знаменитый камень Хаджар эль Губл, весящий 2000 тонн и до сих пор остающийся в каменоломне? Это самый большой в мире обтесанный камень. Те, кто руководил его обработкой и вообще подобными работами, должны были обладать недюжинными знаниями, если им удавалось справляться с такими грандиозными задачами.» 
Одной из особенностью данного мегалитического комплекса являются его масштабы, когда обработке подвергались огромные естественные горные образования для придания им специальной геометрической формы.

Многие из монументов, расположенных в комплексе Кайласа представляют собой ступенчатые пирамидоподобные сооружения, имеющие чаще всего в своем основании, в отличие от хорошо известных египетских или мексиканских пирамид, не квадрат, а прямоугольник. Возраст этих монументов составляет, по-видимому, не менее нескольких десятков тысяч лет. По этой причине найти явные доказательства искусственности их сооружения весьма не просто. Только камень может противостоять времени. Исчезают города и целые цивилизации, остаются только формы, воплощенные в камне. Одно можно сказать определенно – нигде более, ни в южноамериканских Андах, ни на Кавказе, ни в Альпах нет такого количества правильных геометрических форм естественного происхождения, сконцентрированных на относительно небольшой площади. Впрочем, лучше один раз увидеть. Фотографии, сделанные в этой экспедиции, приводят к предположениям об искусственном происхождении этих монументов. Несмотря на первоначально довольно осторожное отношение к выводам Э. Мулдашева об искусственности монументов в комплексе Кайласа,  приходится признать, что он был не так уж далеко от истины.

Некоторые монументы похожи на огромное ухо или антенну. Они имеют форму эллипсоида с одной вогнутой внутренней поверхностью. Огромные каменные вогнутые зеркала! Такие монументы можно встретить, например,  у западной стороны Кайласа и у горы Гонпо Бхенг (юго-западная часть внешней коры). Огромными мегалитами являются и вогнутые каменные образования у северо-восточной части Кайласа.

Очень интересна структура  Кайласа, представляющего собой самый большой мегалит на Земле (высота видимой части без осыпи около 1000м, примерно такой же размер имеет основание Северной грани и расстояние между Северной и Южной гранями).  Имеется четыре четко выраженные части (фото 220), разделяемые трещинами на всех гранях горы, и, особенно хорошо, определяемые на южной и северной сторонах.

  • Первая, нижняя часть – видимая часть основания, примерно до начала вертикальной трещины, имеет слоистую структуру. Граница между этими двумя зонами представляет из себя трещину, отбеленную снегом. Причем эта трещина видна и на Тиджунге – небольшой заснеженной пирамидальной горе, стоящей на массивном основании из нескольких огромных блоков, примыкающих к юго-западной части Кайласа. Вертикальная трещина заканчивается именно вблизи этой границы.
  • Вторая часть представляет собой ровную, монолитную, бетоноподобную, практически вертикальную поверхность, граница которой проходит по массивному основанию Тиджунга.
  • Третья часть представляет собой ступенчатую структуру, хорошо видимую в вертикальной трещине.
  • Четвертая, верхняя часть также состоит из ступенчатых террас, особо хорошо просматривающихся на северной грани. На Северном лице также имеется трещина, но не вертикальная, а более сильно скошенная и более короткая.  Вершина Кайласа не является заостренной, а  имеет, по-видимому, плоскую площадку, обычно занесенную снегом.

Внимательное изучение структуры Кайласа, Нанду и некоторых монументов приводит к мысли, что внутри эти горные образования (или, по крайней мере, следующий слой)  имеют слоистую структуру, а особая бетоноподобная порода является как бы внешним покрытием. Особенно хорошо это видно в нижней части основания южного лица Кайласа, а также в более высоких отдельных местах, где внешняя оболочка с течением времени разрушилась.

Точные координаты вершины Кайласа – 31 04.099N и 81 18.720E. Расстояние (по данным GPS) между северной и южной сторонами Кайласа, точнее между двумя центральными точками у основания стен, исключая осыпи, составляет 1,2 км.  Размеры основания Северного лица по кромке снега 0,95 км (лазерный дальномер). Продольные размеры монумента, расположенного по центру Западной грани –  399 м, высота левого трилистника 185 м, правой части 323 м (лазерный дальномер).

С вершины Монастыря Чиу (координаты N30.76524 E81.36721) с помощью GPS-навигатора производились измерения азимута на вершину Кайласа, который составил  353 градуса и на вершину горы Гурла Мандата – 183 градуса. Расстояние вершина монастыря Чиу – Кайлас составляет 32.9 км (данные GPS).

Методы ускорения адаптации к высокогорным условиям и снятия симптомов горной болезни и сопутствующих осложнений.

При нахождении в условиях высокогорья организм человека выходит из состояния относительного гомеостаза. При этом начинает проявляться ряд болезненных состояний, связанных с уменьшением давления воздуха и  меньшим обьемом потребляемого кислорода, что проявляется в сильных головных болях, одышке при движении, уменьшении энергетической составляющей организма, а также  проявлением скрытых патологий организма. Все это  может привести к тому, что человек при прохождении коры будет сконцентрирован на болезненном состоянии физического тела, и не сможет воспринимать  те вибрации, которые несет Кайлас, в состоянии максимальной осознанности. Состояние максимальной осознанности при прохождении коры является очень важным для восприятия Кайласа, синхронизации с его полем и, в конечном итоге, для тех изменений, которые наступают практически с каждым человеком после взаимодействия с Кайласом и всем, что  окружает эту гору. По опыту данной экспедиции для ускорения адаптации организма к высокогорью необходимо использовать три варианта.
Во-первых, не менее чем за 3-4 месяца до поездки необходимо увеличить двигательную нагрузку (длительная ходьба, фитнес и т.п.). Очень хороший эффект дает выполнение пяти тибетских ритуальных упражнений, изложенных в книге Питера Кэлдера (серия «Око возрождения»).
Во-вторых, необходимо использовать специальные тибетские препараты для адаптации к высокогорью, основой которых являются травы. Купить их можно практически в любой аптеке в Тибете. Выпускаются данные препараты в двух вариантах: в порошках и в виде капсул. Последние необходимо применять при трекингах, когда разведение порошка в  горячей воде становится затруднительным.
В-третьих, высокую эффективность показал прибор для динамической электро-нейростимуляции ДИАДЭНС-Т, выпускаемый в Екатеринбурге. Суть данного метода заключается в лечебном воздействии на рефлексогенные зоны и биологически активные точки короткими биполярными импульсами тока различной частоты, форма которых изменяется в зависимости от значений полного электрического сопротивления тканей в подэлектродном пространстве. Во время ДЭНС осуществляется локальное воздействие на ограниченный участок, биологически активную точку или обрабатываются обширные рефлексогенные зоны с помощью встроенных и выносных электродов. Аппарат может применяться для достижения обезболивающего, спазмолитического, противовоспалительного, иммуномодулирующего и общеукрепляющего эффектов при различных заболеваниях и синдромах (симптоматическое лечение).
При весе всего 150г он позволяет в течении очень короткого времени снять у человека болезненные симптомы и вернуть организм в состояние гомеостаза. Вот несколько практических рекомендаций по его применению.
Снятие головной боли, возникающей примерно в течении суток после нахождения в высокогорных условиях. Обрабатывается область второго шейного позвонка (место, где заканчивается рост волос на задней части шеи) при 77Гц и ЭД-2 в течении 3-5 минут или менее до исчезновения боли. Головная боль обычно начинает перемещаться и локализовываться  в лобной части головы в течение 2-3 минут после начала обработки. Новое место локализации боли обрабатывается в прямой проекции стабильным или лабильным (перемещая электрод) образом до полного исчезновения боли. Кроме этого, обрабатывается зоны соответствия головы на больших пальцах рук и ног при тех же режимах.