Об истоках Инда

SIZ_2255
Новости от 17 июня 2017

У горы Кайлас, или Канг Римпоче, как ее называют в Тибете, находятся истоки четырех великих рек Азии: Брахмапутры, Сатледжа, Карнали и Инда. Как и гора Кайлас, каждая из этих рек овеяна легендами. Согласно индо-тибетской космологии Чакравала, Вселенная разделена на четыре стороны или континента. Каждая сторона питается через линию жизни, или реку, которая связывает ее с горой Меру (Кайлас) — изначальным первоисточником создания. Посредством этой продолжительной мифологической ассоциации четыре линии жизни были идентифицированы с этими четырьмя великими речными системами. В совокупности, священная гора и берущие возле нее начало четыре реки формируют обширную географическую мандалу, которая оказала глубокое влияние на культурное мироощущение живущих в Гималаях людей.

В древнем бонском тексте «Чару­ющая мелодия Брахмы: путеводитель к горе Тисе, царю снежных гор всего мира» об истоке Инда написано так:

«На севере есть река, называемая Сенге Тсангпо, река Изливающаяся из Пасти Льва: в северной части страны Шанг-Шунг находится гора Seng-chen ’Gyung-ba, называемая так потому, что имеет очертания могучего льва; из его пасти берет начало и течет на север великая река Сенге Тсангпо. Говорят, что народ Ладакха безмерно героический…»

Напомним, что Инд (тиб. Sengge Chu, «Lion River») – крупная река в Южной Азии берёт своё начало на территории Китая в Гималаях и протекает большей частью по территории северо-западной Индии и Пакистана. Исток находится на Тибетском нагорье, устье – на
севере Аравийского моря, недалеко от города Карачи. Инд, одна из древнейших рек мира и одна из величайших рек Южной Азии, имеет общую протяженность около 3000 километров, проходит через Китай, Индию и Пакистан. Она является наиболее важным источником орошения сельскохозяйственных культур в Пакистане. Река имеет общую площадь дренажа более 1,165,000 квадратных километров. Предполагаемый годовой сток реки составляет около 207 кубических километров, что делает его 21-й по величине рекой в мире по этому показателю.

В середине III тысячелетия до н. э. в долине Инда сложилась одна из древнейших цивилизаций. Позже по долине Инда и его притоков проходил Великий шёлковый путь. Инд — «мужская» река. В Ригведах есть гимн, где описывается как небесные мудрецы сходят с неба в Инд.

Большой вклад в исследование истоков рек, начинающихся в регионе Кайласа внесли швед Свен Хедин (1907г.), индиец Свами Праванананда (1937г.), и особенно американец Дж.В.Белецца (1986г.).

Первым европейцем, исследовавшим истоки Инда был шведский путешественник Свен Гедин, посетивший эти места в 1907 году. Относительно истока Инда он пишет: «Наш лагерь на берегу Инда на высоте 16,663 футов (5080 м) называется Синги-бук. В направлении на восток долина широкая и открытая, но Инд в этом месте представляет собой лишь небольшой ручей. Поэтому я не удивился, когда услышал, что до истока всего один короткодневный переход. Мне сказали, что исток начинается не в снегах и не на леднике, а выходит из-под земли. Люди назвали реку Синги-тсангпо, или Синги-камба, а сам исток – Синги-кабаб».

«Немного позднее мы расположились лагерем у ключа, который так хорошо скрыт, что его легко можно проглядеть без гида».

«В этом месте зарождается знаменитый Синги-камба, или Инд. Маленькая речушка, которая больше похожа на ручей, значительно короче рек Лунгдеп и Мунджам. Протекая дальше на северо-восток, на довольно большом расстоянии она остаётся в пределах водосборного бассейна Инда, потому что фактически и строго гидрографически Синги-камба является всего лишь правым, или северным, притоком Бокхар-тсангпо, который и сам является маленьким ручьём. По сравнению с этой последней речкой, и Лунгдеп, и Мунджам несут большее количество воды и они местами шире Богхара, хотя все они очень короткие. С гидрографической точки зрения можно сказать, что это дело вкуса – какой из этих ручьёв следует рассматривать в качестве главного истока Инда. Этот вопрос не так важен, так как какое бы русло мы не выбрали, его исток расположен на расстоянии одного дня пути от Синги-кабаб. Проблему невозможно решить никаким более менее удовлетворительным способом, кроме как принять точку зрения тибетцев и считать Синги-кабаб истоком Инда, несмотря на то, что он самый короткий и один из самых маленьких среди рукавов-притоков. Любая попытка убедить тибетцев в том, что Синги-кабаб не является настоящим истоком не увенчалась бы успехом, так как он, в свою пользу, связан с традицией и является священным местом, украшенным пирамидами мани и молитвенными камнями, он является одним из четырёх знаменитых кабабов»3.

«Скорость течения Синги-кампа в два раза больше скорости течения Гартонг-чу. Объем переносимой воды в Синги-кампа составлял 9,28 кубических метров в секунду, а в Гартонг-чу  —  6,67». Решив, что Синги-кампа должен считаться истинным истоком Инда, Свен Гедин отправился по этому главному рукаву реки до его истоков в Трансгималаях.  Первое слияние рек, которого он достиг, было слияние с Лунгдеп-чу: он обнаружил, что река Лунгдеп-чу несла больший объем воды, нежели Синги, и он был склонен рассматривать её как исток Инда, но так как местными тибетцами она считалась лишь притоком, он принял их точку зрения и продолжил подъем по скалистому руслу Синги. Объем воды в следующем притоке, Мунджане, впадающего в Синги-кампа, был очень мал (одна треть кубического метра), и Свен Гедин продолжил движение вверх до особенного источника, который тибетцы называли истоком Синги-кампа. Исток известен как Синги-кабаб, «Пасть льва», и он располагается на высоте 16 914 футов (5155 м)».

«Ни одному пандиту не удалось добраться до истока, и тот единственный, кто максимально близко приблизился к нему, точнее, к точке, находящейся в 30 милях (48,3 км) от истока, подвергся нападению грабителей и вынужден был повернуть назад. Таким образом, было распространено ошибочное мнение, что исток Инда находится на северном склоне Кайласа и, благодаря этим замечательным грабителям, открытие истока Инда было сохранено для меня и моих пяти ладаки».

«…и я наслаждался осознанием того, что, не считая тибетцев, ни один человек до меня не достигал до этого места. На моём пути было много препятствий, но Провидение позволило мне успешно добраться до истоков Брахмапутры и Инда, и определить происхождение этих двух исторических рек…

Sven_Hedin_01

Не без гордости, но с чувством смиренной благодарности я стоял там, сознавая, что я – первый белый человек, добравшийся до истоков Инда и Брахмапутры».

 инд1

Рисунки Свена Гедина традиционного истока Инда

По мнению Свами Пранавананды  «Из других рек в верховье Инда – Тсетхи чху, Лунгдхеп чху, Мунджан чху и Бокхар чху, Лунгдхеп чху является самым полноводным и длинным из всех. Я прибыл к истоку Инда по Лхе ла и вернулся через Топчен ла; поэтому я лично не видел Тсетхи чху, но мой проводник сказал, что Лунгдхеп чху больше, чем Тсетхи чху. Затем идут Мунджан и Бокхар чху, оба почти одинакового размера; некоторые пастухи считали Бокхар больше, чем Мунджан, но мой гид сказал, что Мунджан больше Бокхара, хотя я и не уверен в этом.  В любом случае, Лунгдхеп чху — определённо самая большая и длинная река, и его источник в Топчен ла должен рассматриваться как исток Инда, если судить по объему воды и длине. Заявления некоторых авторов о том, что Инд берёт начало с северного подножия горы Кайлас, абсолютно ошибочны».

фото правананды

Несмотря на достаточно точное определение сущности истока, которое даёт наука гидрография – истоком реки является место, с которого появляется русло постоянного водотока или место, с которого появляется постоянное течение воды в русле; в речной системе, имеющей большое количество истоков, главным считается исток, наиболее удалённый от устья или наиболее многоводный – истоками наиболее значимых рек продолжают считать те места, в отношении которых сложилась определённая, зачастую многовековая, традиция. Есть и другое определение истоков рек, данное российским академиком В.Полевановым: «истоком реки следует считать наиболее длинный путь, который может пройти до устья капля воды, выпавшая в наиболее высокой части сформировавшегося русла самого длинного притока». На наш взгляд, это более точное и логичное определение географических истоков рек, которое мы и попытаемся применить к истокам четырех великих рек Азии, начинающихся у Кайласа.

Для идентификации географических истоков Инда мы проанализировали спутниковые сьемки этого региона. Инд имеет три наиболее протяженных притока – Мунджам, Лонгдхеп и Бакхар, образующих начальные воды Инда. Расстояние от истоков Мунджама до места слияния с Лонгдхепом 42,3км, от истоков Бакхара 43,3 км, протяженность Лонгдхепа 37,4км. Таким образом, притоки Мунджам и Бакхар являются практически равнозначными, с небольшим превалированием притока Бакхар по длине. По мнению Дж.В.Белецца, учитывая объем воды и характер, каждый приток настолько же значим, как и другие. С точки зрения используемого нами определения географического истока, таковым может быть признан исток Бакхара. Отметим, что он находится в 27 км по прямой в восточном направлении от традиционного истока Инда. Эти места являются своеобразным «белым пятном» и редко посещаются иностранцами. Китайские ученые посетили эти места в сентябре 2010 года, однако подробности их исследований в доступных англоязычных источниках отсутствуют.

В 2011-2012 годах мы посетили традиционные истоки всех четырех великих рек Азии, начинающихся у Кайласа. Традиционный, или ритуальный означает то, что тибетцы считают именно данное место истоком (физическим и энергетическим) и совершают сюда специальные паломничества. Эти истоки, как правило, не совпадают с географическими истоками рек. Нужно отметить, что истоки рек являются местами силы с особыми энергетическими качествами. Паломничество к ним является весьма важным элементом для внутренних трансформаций.

Традиционный исток Инда начинается на коническом склоне, покрытом обломками пород, на котором бьют прямо из-под земли четыре больших и несколько малых ключей. Рядом стоит четырёхгранная стена мани с несколькими камнями мани. В каждом находится по одному письму с мани-мантрой. На другом камне вырезано колесо жизни (ДживанаЧакра, содержащая письма мани-мантры). Бьющая из ключей вода образует заросшие пруды и течёт к Бокхар чху в виде небольшого ручья протяжённостью около 800 метров. На некотором удалении от истоков находятся восемь чортенов.

Истоки Инда

SIZ_2243

SIZ_2239

SIZ_2233

SIZ_2230

SIZ_2217

SIZ_2200

SIZ_2199 SIZ_2197

SIZ_2196

SIZ_2191

SIZ_2188

SIZ_2179

SIZ_2176

SIZ_2173

SIZ_2155