Свами Пранавананда о Кайласе и Манасароваре

Скан_20140216 (9)

ВОЗДЕЙСТВИЕ КАЙЛАСА И МАНАСАРОВАРА НА ЗАПАДНЫЕ УМЫ

Нелишним будет привести несколько строк из работы доктора Свена Гедина «Трансгималаи», где он описывает воздействие этих двух священных мест на его сознание.

«При приближении к Канг-римпоче чужестранец также испытывает чувство благоговейного страха. Несомненно, это самая знаменитая гора в мире. Горы Эверест и Монблан не в состоянии соперничать с ней.

«Манасаровар — это обитель святости и мира. Никакими словами невозможно описать открывающийся отсюда вид на озеро. Я пал жертвой иллюзии, которая почти заставила меня схватиться за парапетное ограждение. Мне стало интересно, не приступ ли головокружения охватил меня? Перед нами висела вызывающая наваждение картина, пронизанная лёгкими и эфемерными тонами. Когда мы стояли на выступе, нам казалось, что нас выбрасывает в пространство, зияющее перед нами и вокруг нас. Мне захотелось подольше побыть под воздействием такого магического воздействия. Я в высшей степени наслаждаюсь путешествием, и не помню ни одного из своих впечатлений во время длительных скитаний по Азии, которое могло бы сравниться с неотразимой красотой этого ночного плавания. Две стаи гусей плавают по поверхности воды, создавая расходящуюся рябь волн. Вокруг стоит неописуемая тишина — неземная, прозрачная, эфемерная и настолько тонкая и нежная, что я едва смею дышать. Никакое богослужение, свадебный марш, гимн победы или панихида не производили на меня более глубокого и могущественного впечатления. Чудесное, манящее и пленительное Озеро! Объект истории и легенд, глазное яблоко богов и людей, отрада для утомлённого, мечта паломника, самое святое из всех священных озёр, ты, Тсо-маванг – озеро озёр.  Пуп древней Азии, где среди огромных вершин берут начало четыре самых знаменитые реки мира: Брахмапутра, Инд, Сатледж и Ганг… Манасаровар – это жемчужина среди всех озёр мира.  Что же это за чудесное озеро! У меня нет слов, чтобы описать его. Я никогда его не забуду, до последнего своего дня, оно и сейчас живёт у меня в памяти как легенда, поэма и песнь. Я не припомню ничего такого из своего опыта, что могло бы сравниться с потрясающей красотой этого ночного путешествия. Это подобно слушанию бесшумной и могущественной пульсации самого сердца Природы. Непрерывно меняющийся по ходу медленного течения времени ландшафт кажется нереальным. Как будто бы он не принадлежал этому миру, а лежал на окраинах запредельного, ближе к Раю. Это больше похоже на страну снов и фантазий, надежд и стремлений, это волшебная сказочная страна, а не мир людей и грешников, суеты и тщеславия. Я окинул Тсо-маванг прощальным взглядом, и меня пронзило чувство утраты при мысли о том, что я должен сейчас покинуть его берега».

Аугуст Ганссер писал: «Фундаментальная идея азиатских религий воплощена в одном из самых значительных храмов, которые я когда либо видел – залитый солнцем огромный камень и лёд! Его замечательная структура и особая симметричная форма оправдывают мои слова о том, что Кайлас – это самая священная гора в мире и Верховный Трон Богов»3.

«Не имеющая себе равных, эта уникальная гора в форме лингама Шивы превратилась в священнейший трон богов великих азиатских религий. Кайлас – не только самая священная гора для нескольких миллионов буддистов и индуистов, это также и геологически уникальный феномен. Кажется, что он представляет собой высочайший комплекс конгломератных пород третичного периода, до сих пор находящийся  в состоянии напластования 4.

ПРИ ПОСЕЩЕНИИ СВЯЩЕННОГО ОЗЕРА

Обратно нужно идти по той же самой дороге, которая ведёт к озеру, при необходимости останавливаясь по пути на отдых. Так как в этот паломнический маршрут обычно нелегко отправиться, то рекомендуется спокойно провести несколько дней в медитациях, либо у горы Кайлас, либо на берегах озера Манасаровар, откуда можно наслаждаться видом священной горы и совершить ритуальное омовение в Манасароваре. Паломнику или туристу не следует упускать возможность и извлечь максимальную благодать из этих святых мест, пробыв здесь, как минимум, несколько дней. Не следует проявлять чрезмерную поспешность. Паломники должны считать обязательным для себя каждый день выделять время для спокойной медитации и созерцания лазурной глади обворожительного озера. Забудьте ненадолго о времени и пространстве, поразмыслите над вопросами – Откуда начала свой путь Лодка нашего Жизненного Пути?  Где Она сейчас? Куда Она направляется? Какова цель этого путешествия? Ради чего Оно совершается? И какова взаимосвязь между Лодкой и её Создателем?

 

ЭПИЛОГ

Можно проводить дни и ночи напролёт, без устали наблюдая за грандиозностью, великолепием и величественностью священной горы Кайлас, или пребывать в спокойной медитации и созерцании, сидя рядом с бирюзово-голубой гладью обворожительного озера Манасаровар, растворяясь в волнующей торжественности и величественности. Здесь дышится гораздо легче, ощущаешь настоящую радость жизни и хочется бесконечно парить по пленительной синей воде и освященным волнам. Открытия в области геологии или географии горы Кайлас, или изучение гидрографической связи этого уникального озера с другими озёрами земного шара являются, без сомнения, чрезвычайно приятным и интересным времяпрепровождением. Внутреннюю радость, которую испытываешь при встрече с объектом сверхъестественной красоты и непреложного очарования, каковым является эта Вершина под куполом вечного снега, где, по преданиям индуистов, живёт Шива (Вселенский Дух) со своей Божественной Супругой Парвати (олицетворение Пракрити, или Природы), и где, согласно тибетским текстам, находится Будда со своим воинством в 500 Бодхисатв, и охраняющее божество Демчог (Высшее Блаженство) со своей Божественной Супругой Дордже Пхангмо (Абсолютная Пустота) — может выразить лишь личность, более поэтичная и одарённая, чем ваш покорный слуга. Как могли Кайлас и Манасаровар стать объектами Божественной славы для таких двух отличных друг от друга религий как индуизм и буддизм, если не за счёт своей неотразимой красоты и очарования, которые не только манят к себе, но и оставляют неизгладимое впечатление на человеческое сознание. И поэтому кажется, что они связаны скорее с Небесам, нежели с чем-то земным! Даже первый вид с перевала Гурла, или с холмов на берегу, захватывает дух и вызывает слёзы радости при созерцании величественного ландшафта. На более близком расстоянии можно войти в мистический транс, когда ощущаешь Божественное Присутствие гораздо ближе, чем когда-либо. Если я смог заинтересовать читателей настолько, что они готовы предпринять это поучительное и благотворное путешествие в район снежных Гималаев, к обители Блаженства (Кайлас и Манасаровар), и ощутить эту внутреннюю радость, которую должен почувствовать каждый смертный, то это будет для меня самая щедрая награда за труд. Кроме того, если некоторые приверженцы, вдохновлённые величественным Присутствием, смогут передать светоч знания своим товарищам, то я буду в высшей степени удовлетворён этим естественным и закономерным результатом благородного служения на благо человечества.

 

ОМ

фото правананды

Перевод с английского Swami Pranavananda «Exploration in Tibet». —  University of  Kalkutta, 1950