ПРИМЕЧАНИЯ И СНОСКИ О КАЙЛАСЕ И МАНАСАРОВАРЕ И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В пятой части обзора Д-ра Бинод Сингха в Journal of Indian Research (ISSN: 2321-4155) Том 2, № 2, апрель-июнь, 2014, 36-49 приводятся примечания и сноски и список литературы.

  1. В индуистской мифологии реки и горы всегда считались источниками жизни и средств к существованию. В Ригведе горы  — это дом для воды: рек, дождя, сомы — всех форм дарующей жизнь жидкости (амрита). В то время считали, что горы задерживают водосодержащие облака, и эти облака пребывают между горами.  Постепенно эти верования отступают, и горы — а именно Химачат (Гималаи) — характеризуются как дом для рек. Наряду с другими реками, Ганга, Сарасвати (теперь невидимая), Синдху (Инд) и Ямуна описываются как стекающие со склонов Химавата. Синдху, Сатледж, Карнали и Брахмапутра имеют истоки в одном районе, включающем гору Кайлас и озеро Манасаровар. Взаимосвязь между Гангой и Гималаями упоминается в индуистском эпосе и Пуранах. Ганга особым образом связана с Кайласом и с горой Меру. Священная река Ганга считалась матерью индуистской цивилизации. Исток Ганга находится в нескольких сотнях километров на юг от горы Кайлас на леднике Ганготри (точное место истока называется Гомукх, так как он имеет форму рта коровы).
  2. Пураническая (и пан-индийская) космология утверждает, что коническая золотая гора в центре Джамбудвипы — острова, лежащего глубоко внутри земли — это плоский диск. Поэтому, Меру — ось, связывающая небо и землю, или «пуп» (набхи), гора с удивительными пропорциями (как утверждается в некоторых источниках: 84000 йоджанов (1 217 000 км) в высоту), простирающаяся как в небеса, так и в ад. Говорят, что она является обителью разнообразных богов и их небес.
  3. Текст на санскрите. В Девятой песне. Путешествие к горе Кайлас. Калидаса написал: «Однажды бог огня появился перед Шивой как посланец богов, чтобы уговорить его не рожать сына, от которого зависит благосостояние небес.   Шива вкладывает свое семя в Огонь, который отбывает, низко склонившись под тяжестью ноши. Вскоре после этого боги ожидают Шиву и Парвати, которые направляются с ними к горе Кайлас — великолепному месту обитания бога благосостояния. Здесь Шива и Парвати проводят счастливые дни.
  4. В результате политических конфликтов относительно китайско-индийской границы паломничество к легендарному месту пребывания Бога Шивы было прекращено на период с 1954 по 1978 гг.   В дальнейшем лишь ограниченное число индийских паломников могли посещать место под контролем китайского и индийского правительства. Это паломничество осуществлялось либо через долгий и опасный путь через территорию Гималаев, либо по маршруту из Катманду, или из Лхасы, а затем по Тибетскому нагорью на машине. Путешествие включает четыре ночевки с прибытием в расположенный на высоте 4600 м Дарчен — небольшой сторожевой пост, который переполнен паломниками в определенные времена года.  Индийский парламентский комитет предложил правительству изучить возможность проведения альтернативного маршрута до Кайласа и Манасаровара через Демчок в Ладакхе. Комиссия заявила, что альтернативный маршрут более безопасный, надежный и короткий по сравнению с тем, который используется с 1981 года (через перевал Липулек) и требует взаимодействия с китайским правительством даже при том, что допускается лишь ограниченное число туристов в год. (Times News Network, Нью Дели, 21 августа 2008).
  5. Буддисты и джайнисты называют круговой обход корой, а индуисты — парикрама. Один круговой обход равнозначен одному обороту Колеса Жизни и он очищает от всех грехов одной жизни. Двенадцать круговых обходов очищают карму за все прошлые и будущие жизни, а после прохождения 108 парикрам можно достичь просветления.  Даже одна кора являет собой трудную задачу, так как гора является труднодоступной и опасной. Парикрама, или круговой обход вокруг горы Кайлас осуществляется по часовой стрелке. Последователи бон, добуддийской религии Тибета, совершают обход против часовой стрелки. Парикрама вокруг Кайласа может быть внешней (то, что буддисты называют «кора»), или внутренней, или нангкор. Она подразумевает путь около 53 км и занимает около трех дней. Кора выполняется по часовой стрелке из Дарчена через южную грань Кайласа, а затем направляется к западной и северной грани. Затем переход через перевал Дролма Ла и Гаури Кунд с последующим возвращением в Дарчен.
  6. Проявления горы меру многочисленны и разнообразны, и они обнаруживаются на внутреннем пути человеческой души и тела. Психолог Карл Юнг называет это путешествием «эго» к высшей завершенности. Натуропатия, йога, обращает особое внимание на протекание физической энергии по каналам через спинной мозг, который также называется «меру данда«. Средневековые инструменты тантрических культов описывали Меру в геометрических терминах в виде «мандалы», а Шива Самхита говорил о Меру как о духовном центре, царстве ума. Индийская традиция рекомендует спать по оси «севере-юг»: головой или ногами на север, где стоит гора Меру. Ось с севера на юг земли согласуется с человеческой меру данда — позвоночником, и человек спит в полной гармонии с небесными и земными магнитными силами. Великая традиция горы Меру переплетается с малыми традициями.
  7. «Благодаря своим граням, обращенным на север, восток, юг и запад, гора Кайлас выглядит подобно огромному алмазу. Имея высоту в семьдесят пять процентов от высоты Эвереста, гора является одной из самых высоких вершин в Гималаях. Поблизости находятся истоки Инда, Сатледжа и Брахмапутры.  Недалеко находится и исток Ганга. На южной грани вертикальный разрез пересекает горизонтальные слои, образуя изображение свастики. Слово происходит от свастики, что на санскрите означает благополучие и удачу. Буддисты рассматривают гору как мандалу — священный круг, из которого вытекают священные реки подобно спицам колеса вечности». См. Вилсон, Колин (1996). Атлас священных мест, издательство Penguin Books Ltd., стр. 119.
  8. Буррард и Гайден, 1934.
  9. Свами Пранавананда был одним из первых, кто в период между 1928 и 1949 гг. совершил 25 круговых обходов вокруг горы и 23 обхода вокруг озера и предоставил подробный отчет по физической географии этого региона.  Вплоть до сегодняшних дней самой подробной книгой является работа Свами Пранавананды Кайлас — Манасаровар (Дели, 1949, 1983), которая представляет собой не только исчерпывающий путеводитель для паломников, но и рассказывает о значимости паломничества для индуистов и других верующих. К основным основных источникам о Кайласе относится «Священная Гора» Джона Снеллинга (Лондон, 1998), в которой исследуется роль Кайласа в азиатских религиях и рассказывается о побывавших здесь паломниках и путешественниках.  Кайлас-Манасаровар: «Восхождение к Божественному«, Роммель и Садхана Варма (Швейцария, 1985) рассматривает Кайлас и все Гималаи в контексте индуизма как воплощения божественности. «Три года в Тибете» Экай Кавагучи (Мадрид, 1909) включает описание путешествия японского монаха к Кайласу. Три главы по Кайласу в «Путь Белых Облаков«, автор — лама Анагарика говинда (Лондон, 1966), включают классическое описание религиозного паломничества к горе. В работах «Тибет» Джузеппе Туччи (Лондон, 1967) и «Тибет» Тхуптен Джигме Норбу и Колин Турнбилл (Лондон, 1969) представлено исчерпывающее и интересное исследование традиционной культуры.  Тибетская цивилизация, Р.А. Стейн (Лондон, 1972), подробно рассказывает о политической и религиозной истории Тибета. В «Религиозные ритуалы в Тибете«, Роберт Эквелл (Чикаго, 1964) исследуется тибетский буддизм с антропологической точки зрения. «Сто тысяч песен Миларепы«, поэтическое собрание буддийских заповедей, доступно в нескольких изданиях на английском языке, Гарма К.К. Перевод Чанга (Нью-Йорк, 1972) является одним из лучших. Приключения западных исследователей в районе Кайласа кратко изложены в книге Чарльза Аллена «Гора в Тибете» (Лондон, 1982), в которой описываются поиски истоков четырех великих рек. Также материал по Тибету: «Путешествия Иппо Лито Дезедери из Тистола«, С.Дж. 1712-1727 (Лондон, 1932) была опубликована только спустя двести лет после путешествия Иезуита; содержит увлекательное описание. Томы II и III трехтомника Свена Гедина «Трансгималаи: Открытия и приключения в Тибете» (Лондон, 1909-1913) содержит огромное количество исторического материала о горных хребтах, а также отчеты по путешествиям Свена Гедина в районе Кайласа.
  10. Свами Пранавананда, который 23 раза совершил паломничество к Манасаровару, пишет следующее: «С духовной точки зрения озеро обладает захватывающими вибрациями высшего порядка, которые способны успокоить и убаюкать даже самый беспокойный ум, погрузив его в  величественную безмятежность и вызвав непроизвольное экстатическое состояние». Свами Пранавананда (1949). Кайлас- Манасаровар, 1-е изд. Калькутта: С. П. League, Ltd., стр.7.
  11. Из того же источника, стр. 12.
  12. Согласно Чарльзу Аллену гора имеет четыре квадратные стороны из золота и драгоценных камней: восточная грань — кристальная, южная — сапфировая, западная — рубиновая, а северная — золотая; вершина окутана ароматическими цветами и травами. На четырех сторонах присутствуют четыре отпечатка ног Будды: эти отпечатки не позволили местным божествам унести вершину на небеса, в седьмой рай, а четыре цепи не позволили обитателям нижних планов унести ее в седьмой ад. На Южном Лице Кайласа нерукотворным образом проявлена символическая карта, образная схема эволюции Человека в соответствии с Высшим Законом. Как напоминание о Пути, по которому должен следовать Человек, чтобы реализовать Божественный План. По наклонной части южной грани идет удивительная трещина, рассекающая Южное Лицо на две части. Эта трещина зарождается вблизи вершины Горы, постепенно расширяясь к середине, а затем снова сужается и исчезает на высоте 6000 м, там, где наклонная грань переходит в вертикальную стену. В этой трещине обнажаются двенадцать слоев Горы, образуя двенадцать ступеней. По сути она, как некая Ось, связывает плотный мир, в котором мы пребываем,  с тонким миром, Миром Богов, Первоисточником, откуда мы все вышли и куда нам предстоит вернуться. По этой своеобразной Лестнице движется наш Дух. Когда-то  Дух «сошел» по этой Лестнице вниз, проявился в плотном мире. А теперь настало время восхождение его вверх, к своему Первоисточнику. Южное Лицо Кайласа представляет собой своеобразную карту реализации одного из главных предназначений этого Комплекса как «устройства», позволяющего решить самую важную задачу с которой человек приходит в плотный мир – приобретение опыта осознанной реализации Духа в теле. Выступы в верхней половине трещины Кайласа образуют профиль человека. А над ним три божественных лика. По индуистским представлениям, Кайлас – это трон Шивы, который пребывает там в неразрывном единстве со своей божественной супругой Парвати. Справа от трещины мы можем видеть прекрасный женский профиль,  Парвати, дарующая нам Любовь и Благословление. А левее, в анфас, половина мужского лика – Шивы, представляющий его созидательный аспект. Но Шива несет одномоментно и разрушительный аспект, который представлен устрашающим ликом слева. Разрушение – это стирание кармической составляющей, очищение плотного и тонких тел, созидание – это творение новой программы. Все это человек может осознать во время коры вокруг Кайласа! (Сергей Балалаев, 2013).
  13. Пураны, наряду с эпосом Махабхараты, являются наиболее важным источником нашей информации о местах паломничества в Индии. Пураны как сборник индуистской литературы, не только обладает огромной святостью, но и содержит огромное количество материала для исследования культурной истории, географии, этнографии и многих других аспектов древней Индии. Они предоставляют нам уникальную информацию, касающуюся всех аспектов и этапов развития индуизма.
  14. Парвати мифологически представляется как дочь царя Гималаи (дословно «обитель снегов»), домом которого является вершина на тибетской границе. Изумленным путешественникам, проходящим под этой неприступной вершиной, открываются обширные снежные образования, похожие на дворец с ледяными куполами и башнями.  Парвати, Кали, Дурга, Ума и другие богини — аспекты Джаганматри, Божественной Матери Мира». Разные имена используются для обозначения особых функций. Бог, или Шива в своем трансцендентальном аспекте бездеятелен в создании. Его шакти (энергия, активирующая сила) направляется его «супругам», производительным «женским» силам, которые позволяют совершать бесконечные деяния в космосе. — Подробнее см: Парамаханса Йогананда (1974). Автобиография йога. «Общество самореализации», стр. 194-95.
  15. Индуисты верят в Триаду высших богов: Брахму, Вишну и Махеша, который также известен под именем Шива.
  16. Д-р Сетхумадхава «Гора Кайлас, где небеса встречаются с землей«.
  17. Ось, связывающая небо и землю, центр Вселенной, «пуп мира», ось мира, Канг Тисе или Канг Ринпоче («Снежная Драгоценность» по-тибетски), Меру (или Сумеру), Гора Свастики, гора Астапад, гора Кангринбоге (китайское название) — все эти имена, фактические или легендарные, принадлежат одной из самых священных и загадочных гор в мире — горе Кайлас.
  18. Текст на санскрите (Вишну Пурана, часть-11, глава 2) Включает аналогичные описания, найденные в Матасья Пурана (34/3; 121/2/5; 163/85; 183/10), Вишну Пурана (2/2/41), Вайю Пурана (30/85; 35/85; 36/24; 38/33; 49/9), Брахамад Пурана (2/18/9/4; 20/50; 25/24-40; 3/13/36; 22/56; 25/85; 41/18; 4/85/30; 10/27).
  19. Одна из идей, которую выдвинули русские, заключается в том, что гора Кайлас могла быть огромной рукотворной пирамидой, центром комплекса из небольших пирамид, и всего было сто пирамид. Этот комплекс мог быть центром всемирной системы, соединяющей другие памятники или места, где наблюдаются паранормальные явления. Идея пирамиды в этом регионе не является новой. Она восходит к древнему санскритскому эпосу Рамаяны. С тех пор, многие путешественники, особенно в начале 20-ого века, выражали мнение относительно того, что Кайлас имеет слишком идеальную форму, чтобы быть полностью природным феноменом. Например: По форме Кайлас походит на огромный собор. Стороны горы перпендикулярны и круто обрываются на сотни метров, имеют горизонтальные наслоения, каменные слои лишь слегка отличающиеся по цвету и разделительные линии. Все это придает всей горе такой вид, как будто она была построена гигантскими руками из огромных блоков красноватого камня. (Г.К. Роулинг (1905). «Великое нагорье«, Лондон). Однако, справедливости ради стоит добавить, что заявления русских об открытии на Кайласе самой высокой рукотворной пирамиды спустя три года были опровергнуты китайскими учеными в официальной китайской прессе. Эвелина Риукина, «Ось Мира» Вопросы… Загадка… Мистерии…ЕЭК ООН, ссылка:  http://www.unspecial.org/UNS640/t47.html, последний доступ 20 марта 2014.
  20. Бхагавад Гита:10/23.
  21. Например: мудрец Вальмики пишет:          (текст на санскрите)
  22. Пан-индийский бог богатства и, как один из дикпала, хранитель Севера. Говорят, что в Пуранах и эпических произведениях он является властителем якш и ракшасов и единокровный брат Раваны. Обычно его включают в пантеон Шивы.
  23. Вишну Пурана (4/5/26; 85/4/55; 10/10/2; 55)
  24. В Рамаяме и других версиях истории о Раме зловещий бог ракшасов с десятью головами и двадцатью руками похитил Ситу и унес ее в свое королевство на Ланке. В конце истории он был убит Рамой. Различные истории рассказывают о его происхождении и характере. Говорят, что он был брамином, который стал могущественным в результате суровой аскезы (тапас), и ему была дарована неуязвимость (но не от бога в человеческом облике). Он отстранил от трона Ланки своего  единокровного брата Куберу. Известный своим распутством, он, однако, не насиловал Ситу. Несмотря на изображение адхармы (неправоты, неправды) по этой причине (то есть, потому что он противостоял брахманической дхарме), Равана стал для некоторых героической фигурой, особенно а Южной Индии и среди не принадлежащих ни к какой касте людей.
  25. В документах отсутствует информация, указывающая на то, когда первые индуистские паломники пересекли Гималаи, чтобы совершить омовения в водах Манасаровара и выполнить круговой обход вокруг него. Исток святости озера кроется глубоко в бессознательном, где оно впервые отразилось звучной гармонией Упоминаниями о божественном озере изобилуют страницы индуистской классической литературы, а также ранней буддийской литературы. Это самое превосходное «озеро ума», и единственно настоящий «рай на земле». «Я принадлежу Манасу, и здесь, в форме лебедя, пребывает Шива», — говорит Рамаяна. «Это озеро было образовано из ума Брахмы: здесь также обитает Махадева и все боги». Манасаровар описывается как божественный рай: королевские лебеди, символ Брахмы, плавают по прозрачной поверхности позади Бодхисаттв и Будды, восседающих на гигантских цветках лотоса. Маханирвана Тантра описывает Кайлас в следующих терминах: Пленительная вершина Бога Гор… . . покрытая множеством деревьев и ползучих растений, где поет множество птиц и повсюду распространяется благоухание цветов всех времен года, самая красивая, обдуваемая мягкими, прохладными и душистыми бризами, покрытая тенями величественных деревьев.
  26. Текст на санскрите  (Рудра Самхита, Сати Кханд-2)
  27. Имеется достаточное количество литературных подтверждений того, что во времена Будды существовало достаточно хорошее знание Химавата или района Трансгималаев в Северной Индии. Арджуна достиг Уттаракуру, за горами Куньлунь, через озеро Манас, который был в стране Хатака.  Золотые подношения при дворе Юдхиштхиры включали разнообразные вещи из Пипилики в Западном Тибете. Ищущие золото муравьи Геродота и Папилики Махабхараты были, без сомнения, теми же самыми непонятными объекты животного мира
  28. Текст на санскрите  Рамшаритманас, Туласидас. Балканд 3
  29. Текст на санскрите  Кабир, Биджак (16).
  30. Согласно индийским хроникам, Шанкарачарья жил до рождения Христа. По утверждению западных ученых, он жил в 8-м веке до нашей эры.
  31. Задолго до того, как буддизм распространился в Тибете в 7-ом веке, Кайлас почитали приверженцы бон (или бонпо). Это — местная религия региона, которая утверждала, что мистический район вокруг Кайласа и Девятиэтажная гора-свастика были местом пребывания всех могущественных сил. Если посмотреть с южной стороны, действительно можно увидеть свастику. Согласно учениям бон, во время совершения кругового обхода (против часовой стрелки, в то время как последователи других религий обходят гору по часовой стрелке) появятся 18 могущественных и просвещенных учителей этой эры. Страна традиционно описывается как земля, где возвышается гора Юнгдрунг Гутсег (здание девяти свастик), которая во многом тождественна горе Кайлас.
  32. Храм Конесварам в Тринкомали, храм Тхируконамалай Конесар — Храм Тысячи Столпов и Да-кшина-Тхен Кайласам — классический средневековый индуистский комплекс в Тринкомали, центре религиозного паломничества в Восточной провинции Шри Ланки. Построен во времена правления Чола и Пяти Дравидов древнего королевства Пандьян на вершине Конесар Малай — небольшого холма, возвышающегося над округом Тринкомали, заливом Гокарна и Индийским океаном. Конструкция времен правителей Паллава, Чола, Пандья и Джаффна отражает влияние Тамил Саивит.  Памятник содержит основное святилище, посвященное Шиве в образе Кона-Еисвара. Является важным местом паломничества для индуистов. Соединенный у устья реки Махавелли Ганга с отпечатками ног Шивы в Сиван Оли Падам Малай у истока реки, храм символически венчает поток реки Ганга, текущего с головы Шивы на горе Кайлас до его ступней. Источник: Wikipedia.
  33. Шива и Парвати (его супруга) вместе с почитающими их лицами, изображаются рельефно на перемычке дверного прохода лицом к посетителю. Расположенные сбоку охранители входа и богини реки (Ганга и Ямуна) показывают религию поклонения Шиве, как и ганы (армия Шивы) на боковой стене, и Якши — которые отодвинули реки с их обычных положений сбоку в сторону верхней части двери. Якши были остатками древнего почитания духов деревьев и воды.
  34. Как упоминалось выше, Равана был ревностным поклонником Бога Шивы. Рамаяна не содержит информации о том, как Равана сотрясал гору. Мать Раваны заболела и слегла. Так как они были ревностными поклонниками Бога Шивы, то он предпринял попытку перенести храм на своей спине, чтобы переместить его поближе к матери. Шива, удивленный такой смелостью, благословил его и сделал бессмертным, когда Равана прошел испытание в преданности Богу Шиве.
  35. Согласно индуистским верованиям, если выпить воды из Ганги (Ганга) на последнем вздохе перед смертью, то душа попадет на небеса. Индуисты идут со всех концов для совершения  омовения в очищающих водах реки ради того, чтобы получить прощение своих грехов и достичь освобождения.
  36. В связи с этим стоит отметить, что, в отличие от Синдху, Сатадру и Брахмапутры, термин «Ганга» не является исконно индийским словом.  Слово не было известно в ведийский период, и современные ученые относят его к тибетско-бирманскому стилю.  В тибетском языке река воспевается как Ганга, и слово происходит от терминов Гангри (Снежная гора) и Бумо (Дочь). Это косвенно подтверждает тибетское происхождение слова «Ганга». Синха, Нирмал Чандра (1977). Индия и Тибет: Размышления о географии, Гангток, Сикким: Институт тибетологии в Намгьяле, стр. 11-13.
  37. Стивен Дж. Дариан (2010). Ганг в мифах и истории, Дели: Мотилал Банарсидасс, стр. 1

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О КАЙЛАСЕ И МАНАСАРОВАРЕ

  1. Аллен, Чарльз (1982). Гора в Тибете: Поиски горы Кайлас и истоков великих рек Азии, Лондон: Андре Дойч.
  2. Эндрюс, Тамра (2000). Словарь мифов о природе, Oxford University Press.
  3. Берреман, Дж. Д. (1973). Индуисты Гималаев: этнография и изменения, Беркли : California University Press.
  4. Бхардвадж, С. М. (1973). Индуистские места паломничества в Индии: Исследование культурной географии, Беркли: California University Press.
  5. Бхаттачарджи, Сукумари (1995). Легенды Дэви, Хайдарабад: Orient Blackswan.
  6. Бисвас, Т. К. и Тандон, о. П. (1986). Ганга в индийском искусстве (каталог выставки), Варанаси: Bharat Kala Bhavan.
  7. Буррард С. Дж. и Хайден Х.Х. (1934) Очерк о географии и геологии гималайских гор и Тибета. Дели, Очерк об Индии, 1934, Часть III, стр. 228.
  8. Чамарья, П (1996). Кайлас Манасаровар: Трудная тропа к откровению, Нью-Дели: Jain Publishers Ltd.
  9. Купер Дж. К (1999). Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов, Лондон: Thames & Hudson.
  10. Дариан Стивен Дж. (2001). Ганг в мифах и истории, Дели: Motilal Banarasi Dass.
  11. Даса, Джайя Виджана (2000). Наша милосердная мать Ганга, Нойда: Padayatra Press.
  12. Эк, Диана Л. (1984). Банарас: Город света. Лондон: Routledge and Kegan Paul.
  13. Фонтана Дэвид (1997). Секретный язык символов. Лондон: Chronide Books.
  14. Хаули Джон Страттон и Вульфф Донна Мари (1996). Индийская Богиня Дэви: Беркли: California University Press.
  15. Джохари Хариш (1998). Рождение Ганги. Мумбаи: Inner Traditions.
  16. Джонсон Рассел и Моран Керии. (1989). Священная гора Тибета: Паломничество к Кайласу, Вермонт: Park Street Press.
  17. Кинсли Дэвид (1998). Индуистские богини, Дели: Motilal Banarasi Dass.
  18. Крамриш Стелла (2002). Индуистский храм (2 тома), Дели: Motilal Banarasi Dass.
  19. Маджупурья Трилок Чандра (2000). Священные животные Непала и Индии. Катманду: M. Devi.
  20. Норбу. Тхулстен (1972). Тибет — его история, религии и люди. Penguin Books.
  21. Пал Пратападита (1997). Одиссея коллекций (искусство Индии, Гималаев и Юго-Восточной Азии). Чикаго: Институт искусств Чикаго.
  22. Пранавананда Свами (1950). Исследования в Тибете. Университет Калькутты.
  23. Рисе Эдвард (1974). Ганг: Самообращение. Нью-Йорк: Four Winds Press.
  24. Ричардсон Х.Е. (1962). Тибет и его история. Лондон: Oxford University Press.
  25. Райнгарт Р. (2004). «Введение: историческая основа» в: Р. Райнгарт, ред., Современный индуизм: ритуалы, культура и практики. Санта Барбара, 1-66.
  26. Сахи Джойти (1990). Ребенок и змея (Размышления о популярных индийских символах). Лондон:  Penguin Arkana.
  27. Сакс, В. С. (1991). Богиня горы: Пол и политика в гималайском паломничестве. Нью-Йорк: Oxford University Press.
  28. Санкритьяна Рахуль (1953). Мери Джееван Ятра. Аллахабад: Kitab Mahal.
  29. Сешадри Лакшми (2002). Ганга. Мумбаи: Comic Book.
  30. Синха, Нирмал Чандра (1977). «Индия и Тибет: Размышления о географии”, Институт тибетологии в Намгьяле, Гангток, Сикким.
  31. Снеллинг Джон. (1990). Священная гора: Полный путеводитель к тибетской горе Кайлас. 1-е издание 1983, Лондон: East-West Publications.
  32. Стейн Р. А. (1972). Тибетская цивилизация. Лондон: Faber and Faber Ltd.
  33. Тресиддер Джек (1997). Словарь символов Хатчинсона. Оксфорд: Helicon Publishing Ltd.
  34. Уокер Бенджамин (1983). Мир индуизма. Нью-Дели: Munshiram Manoharlal.
  35. Уилкинс У. Дж. (1986). Мифология индуизма. Калькутта: Rupa.
  36. Юнгхасбенд Ф. (1971). Индия и Тибет. Дели: Orient Publishers.
  37. Циммер Генрих (1990). Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации. Дели: Motilal Banarasi Dass