МИФИЧЕСКИЙ ИСТОК ГАНГА НА КАЙЛАСЕ

Мы продолжаем публикацию обзора Д-ра Бинод Сингха в Journal of Indian Research (ISSN: 2321-4155) Том 2, № 2, апрель-июнь, 2014, 36-49 о священных в индийской традиции горе Кайлас и озере Манасаровар. Четвертая часть обзора посвящена описаниям истока Великого Ганга на Кайласе.

Индуисты во всем мире верят, что Ганг — самая благочестивая река на земле35. Популярная в Индии история рассказывает о том, что священная река Ганг спускается на землю при помощи Бога Шивы. Река Ганг наделяется священными качествами из-за того, что, согласно верованиям, появляется из волос Шивы. Шива и другие божества пребывают на горах. Даже в других частях Индии «кажется, что святость Ганга и Гималаев частично передается и другим рекам и горам» (Бхардвадж, 1973, 86). Матсья Пурана описывает спуск «Дивья Ганги» рядом с озером Биндусар Саровар, расположенного между горами Кайлас, Майнак и Хираньяшринга, и ее протекание по трем разным руслам в качестве Трипатхаги — трипатх гамини Ганга

В индуистских священных текстах содержатся собственные легенды об этих реках. Однажды царь Бхагиратха совершил покаяние, попросив ниспослать на землю воды Ганги и спасти своих предков, от которых остался один пепел  и которые не могли попасть в рай из-за проклятия мудреца Капилы. Как только Ганга ответила на этот призыв и начала спускаться на землю, боги, испугавшись того, что ее неукротимый нрав может разрушить мир, обратились к Богу Шиве с просьбами о помощи. Шива приложил свою силу и остановил течение Ганги в своих спутанных волосах. Затем он аккуратно распустил пучок волос и позволил ее притокам течь в четырех разных направлениях. Это — четыре могущественных реки, которые протекают огромные расстояния и орошают обширные территории Южной и Юго-Восточной Азии.  Как в индуистских, так и в буддийских священных текстах, идентичность которых подтверждена различными географами и исследователями,  говорится, что эти реки огибают по кругу район Кайласа и Манасаровара семь раз, и лишь после этого текут в разных направлениях.

 

ТИБЕТСКАЯ ТЕОРИЯ О ГАНГЕ, БЕРУЩЕМ НАЧАЛО В ДРЕНАЖНОМ БАССЕЙНЕ КАЙЛАСА И МАНАСАРОВАРА

Эта теория основывается не на санскритской Абхидхармакоше или более ранних свидетельствах на языке пали. Известно, что уже во второй половине восемнадцатого века тибетские паломники и торговцы видели «живую бусину», из которой вытекала Ганга; согласно записям Чо-дже-Па-трул и ламы Тсанпо, полученным из сказаний о древних традициях и сведений, полученных от паломников и местных наблюдателей. Будучи ортодоксальными, индуисты, как на севере, так и на юге Индии, считают, что этот потерянный исток Ганги находится в подземном леднике, соединяющимся с ледником Ганготри. Более современные взгляды отвергают историю тибетского происхождения Ганги из мифа36.  (Нирмал К. Синха, 1977)

Стивен Дариан написал удивительную книгу об истоке реки Ганг, в которой он описывает легенды, связанные с истоком на Кайласе. Он пишет: «По сути, это кажется не столько местом, сколько состоянием ума, усеянное мечтами и чаяниями тысяч паломников, которые могут совершить путешествие только в своих сердцах»37. Далее он пишет, что существует четыре легендарных реки, которые в радиусе 50 км текут по четырем разным направлениям. На юге — сапфирная грань, откуда вытекает Карнали; из рубиновой грани на западе вытекает Сатледж; из золотой грани на севере вытекает Инд, и из кристальной грани на востоке вытекает Брахмапутра, которая также называется Ярлунг Тсангпо.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как упоминалось выше, относительно святости Кайласа и Манасаровара индуисты, буддисты, джайнисты и бонпо: все исповедуют разные религиозные воззрения, имеют разных богов, но основополагающая реальность остается одинаковой. В этом месте естественной силы объединяется преходящее и вечное; божественное принимает физическую форму. Для верующих Кайлас — величайшая гора, и путешествие к ней совершается как в духовном так и в физическом земном плане. Кайлас и Манасаровар так глубоко укоренились в индуистской душе, что даже скептики, как из Индии, так и из других частей света, предпринимают трудное путешествие, чтобы лично испытать прикосновение божественного. В ближайшие годы, с развитием инфраструктуры священная гора может стать самым знаменитым туристическим местом на планете.