Кайласа в тибетских источниках, часть 6

Кайлас
Новости от 13 декабря 2019

В тексте 14-го века  «Lung stan zur dpang», автор книги bLo Idan snying po, передает пророчества, которые он получил от горных богов в качестве устной передачи (snyan rgyud). О Кайласа там сказано:

Снежная гора Тисе является центром Джамбудвипы. Кто бы ни посетил эту гору, обретет просветление в течение трех жизней. Выпив воды святого бирюзового озера, очищаются все омрачения и нечистоты прошлого.

Текст «Tshe dbang gnas brgyad kyi bstod pa» труден для изучения на сегодняшний день, будучи сохраненным в терма, данный текст был обнаружен в 14 – 15 веках. Согласно этому источнику, защитник существ Tse dbang rig ‘dzin обитает на вершине Снежной Горы Тисе (Кайласе), являющейся центральной точкой Джамбудвипы.

Дополнительную информацию мы находим в хорошо известной книге 19 века: Ti se ‘idkar chag. Находясь под влиянием буддизма, ее автор, dKar ru Grub chen bsTan ‘dzin rin chen (род. 1801), смешивает ранние источники Бон, такие как текст «Регистр Трех: Ледник, Гора и Озеро (12 век) с более поздними источниками. Священный Тисе (Кайласа) описан так:

В небе, прямо над центром Джамбудвипы, находится Снежная Гора Тисе. В восточной стороне — озеро Ма Панг, также находящееся в небесах. Основание горы похоже на камень ar mo li kha, его вершина находится на уровне четырех трансов. Эта гора и это озеро не будут уничтожены в момент разрушения мира. Прямо под ними находится снежная гора Ya bag  sha ra, известная среди людей как Тисе. Существует также озеро Ма Дрос, которое известно как Ма Панг. Снежная гора Тисе похожа на пропорциональную ступу, а озеро Ма Панг похоже на развернутую мандалу. Поскольку они в соответствии со своей естественной природой являются озером и снежной горой просветления, все sTon pa gshen rab, живущие в прошлом, настоящем и будущем, достигают там просветления.

Цитаты и описания священных мест паломничества Бон в Тибете были собраны Лопоном Тензином Намдаком в тексте 1983 года «Bod yul gnas kyi lam yig gsal ba dmig bu». Некоторые из мест,  он посетил сам между 1957 и 1959 годами,  поэтому он смог подтвердить наличие отпечатков рук и ног в скалах. В пещере, неподалеку от священного озера Дангра, где он прятался, восстанавливаясь после огнестрельного ранения, он обнаружил редкую стену с рисунками традиции Бон, которой он считает столько же лет, сколько древнему королевству Шанг Шунг (до 8-го века).

В верховьях долины Сатледжа, к юго-западу от Кайласа, в долине Кхьюнг-лунг-днгул-мха («Серебряный дворец в долине Гаруды»), недалеко от монастыря Дрикунг,  можно увидеть руины, которые являются остатками старой столицы Шанг Шунга. Там царствовала королевская династия до конца 7-го века, когда был убит последний царь, Lig myi rghya. В то время это была королевская резиденция короля, который просил у Тон Па Шен Раба наставления по mDo khri rje lung bstan («Сутра о пророчествах царя Хрири»). По мнению Тензина Намдака, руины, оставленные в этой каменистой долине, указывают на то, что в доисторические времена существовало некогда процветающее сельскохозяйственное сообщество. Однако в этом регионе нам не хватает археологических исследований, которые могли бы подтвердить источники, найденные в письменной и устной традиции.

Выводы

После изучения, в хронологическом порядке, письменных и устных источников индийских и тибетских материалов о горе Кайласа мы можем утверждать, что:

В индийских и тибетских буддийских источниках предлагается отождествление Кайласа с Мировой Горой Меру. Согласно системы Санкхья голубое небо является отражением южной стороны горы Меру. Тибетские буддийские тексты отождествляют Меру с Тисе (Кайласой). В источниках Бон, Тисе находится в центре Джамбудвипы. Фактически видимая гора — всего лишь символическое отражение невидимой, мировой горы или небесного дворца, плавающего в воздухе. Священность Кайласы в индуистской традиции датируется 1000 годом до н.э., хотя название Кайласа не упоминается в Ригведе. В агиографии джайнских пророков ее святость восходит к мифологической предыстории. Буддийские тексты связывают Кайласу с периодом Будды Шакьямуни, в то время как бонские писания снова рассматривают происхождение священности Тисе, с далеких доисторических времен Тон Па Шен Раба. Перечень пещер для медитации и отпечатков тел буддийских святых появились в  путеводителях, по хронологии значительно позже, чем в текстах Bon Register, где перечислены места силы Бонпо. Таким образом, отпечатки рук и ног на скалах или настенные росписи в пещерах вокруг Кайласы должны быть датированы до разрушения Шанг Шунга (8 век).

Археологические раскопки в этом регионе должны иметь наиболее важное значение для обоснования хронологической информации, приведенной в письменных источниках – это еще одна загадка для точной реконструкции истории тибетской культуры.

Эпилог

О Кайласа – самая святая из всех гор, на протяжении тысячелетий, основная цель поиска человечества, сотканная из мифов о сотворении мира мудростью мудрецов, вышедших за пределы! Где настоящий источник вашей святости? Давайте держать его в соответствии с мудростью тибетской традиции — просто в открытости «безначальности» (ye nas).

Сокращенный перевод с английского работы Андреа Лосерис-Лейк «О священности горы Кайласа в индийских и тибетских источниках» 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5