Древняя цивилизация Шангшунг у подножья Священной Горы Кайлас

Информация из монастыря Гуругьям, который находится к западу от горы Кайлас (Канг Тисэ)

Scan0002

 Шангшунг и Шенраб Мивоче – основатель религии Бон

Согласно историческим данным, Шангшунг  — это название древнего королевства, которое существовало на территории Тибетского нагорья в период до VII века. Оно состояло из трех частей: Верхний Шангшунг, Средний Шангшунг и Нижний Шангшунг. К территории Верхнего Шангшунга относится западная часть района горы Кайлас, а именно, западная Нгари и Ладакх. Серебряный Дворец Кьюнглунга – это центр политической, культурной и военной жизни района. К территории Среднего Шангшунга относится восточная часть района горы Кайлас, а именно, восточная Нгари и западный Накчу. Дангра Кьюнгдзонг – центр политической, культурной и военной жизни этого района. Нижний Шангшунг – это область между восточным Нагчу и западной частью Дингчена. Чунгпо Тседрук — центр политической, культурной и военной жизни этого района. Его также называют Джимшу Шеле Гьягар. В китайских источниках говорится, что Шангшунг состоял из двух частей: Большой Шангшунг и Малый Шангшунг. Шангшунг представлял собой населенную территорию на Тибетском нагорье до эпохи возвышения Тибетской империи в VII веке.

В районе Верхнего и Среднего Шангшунга правили восемнадцать царей, которых называли «Цари, увенчанные рогами птицы».

Согласно доктрине бонпо, гора Кайлас является центром мира. У подножия Кайласа берут начало четыре реки, которые текут в четыре стороны света,  как это утверждалось в доктрине Юнгдрунг Бон — основного религиозного учения цивилизации Шангшунг.  Серебряный Дворец Кьюнглунга в центре Верхнего Шангшунга представляет собой особенное сооружение. Стены дворца состоят из таких разнообразных материалов как золото, серебро, железо, медь, раковины, агат и т.д. В те времена рядом с Серебряным Дворцом Кьюнглунга и Дангра Кьюнгдзонг в Верхнем и Среднем Шангшунге располагались еще восемнадцать городов меньшего размера.

На территории королевства Шангшунг основной религией был Бон. В древние времена религия Юнгдрунг Бон была основана знаменитым мастером бонпо Шенрабом Мивоче. Он родился в Волмо Лунгринге, в Верхнем Шангшунге, и принадлежал к клану Му — одному из самых известных кланов на Тибетском нагорье. У него было пять жен и десять детей. Он проповедовал доктрину Юнгдрунг Бон в Серебряном Дворце Кьюнглунга. Именно он развил религию Бон до учения Юнгдрунг Бон. Юнгдрунг Бон состоял из Четырех порталов и одного Хранилища. В то время царя Шангшунгом правил царь по имени Чивер «Увенчанный рогами птицы из железа», который был одним из восемнадцати знаменитых царей Шангшунга. Мастер Шенраб Мивоче проповедовал свою доктрину Юнгдрунг Бон не только в Шангшунге, но и в других районах в окрестностях древнего королевства.

Мастер Дренпа Намка и его пещера для медитации

Дренпа Намка родился в Серебряном Дворце Кьюнглунга несколько тысяч лет назад. Он был самым влиятельным мастером бонпо после Шенраба Мивоче. Он также принадлежал к клану Му. В раннем возрасте он заинтересовался учением доктрины Юнгдрунг Бон и отказался принять по наследству престол Шангшунга. Он выучил более десяти языков и перевел доктрину бонпо на шесть языков, а также занимался ее распространением в других местах. Он стал одним из самых знаменитых мастеров и переводчиком ранней эпохи бонпо. Мастер Дренпа Намка медитировал в пещере на холме Юнгдрунг на северо-западе от Серебряного Дворца Кьюнглунга. Эта пещера является самой почитаемой среди последователей бон. Эта пещера называется Юнгдрунг Ринчен Барба. У Дренпа Намка было два сына: Тсеванг Ринзин и Пема Тхондрол. Он передал все свои знания о религии Бон своим сыновьям, и бонпо до сих пор используют его практики.

Чунгдрул и монастырь Гуругьям

В VII веке Сонгцен Гампо завоевал королевство Шангшунг, и с тех пор религия Бон  начала приходить в упадок. Многие священные места бонпо были покинуты или заменены буддийскими святилищами. Серебряный Дворец Кьюнглунга, выдающийся культурный центр времен Шангшунга, стал следом исторического прошлого после полного упадка древнего королевства. Многие другие места бопно вокруг Серебряного дворца Кьюнглунга также исчезли в океане истории. И все же, спустя тысячи лет злоключений, религия Бон сохранилась и выжила, и сейчас она практикуется несколькими сообществами бонпо на Тибетском нагорье.

В 1897 году в богатой семье кочевников племени Бокшу родился мальчик. Это племя являлось одним из 39 племен Хор в Восточном Тибете, и располагалось в 1600 км от останков Серебряного Дворца Кьюнглунга. Мальчика назвали Джекме Намка Дордже, впоследствии он стал известен под именем Чунгдрул Ринпоче. Чунгдрул Ринпоче принадлежит семье Гагья. С самого детства он проявлял большой интерес к обучению, ему также была неприятна непрекращающаяся борьба между племенами. Он отказался стать приемником семейных коммерческих традиций, что было против воли его отца. Чунгдрул Ринпоче покинул свой дом и отправился в Центральный Тибет, чтобы стать монахом бонпо в монастыре Манри и последовать учению знаменитых мастеров бонпо.  Он объехал весь Тибет и побывал во всех священных местах. В конечном итоге, он осознал, что Нгари – это родина культуры Шангшунга и место зарождения религии Юнгдрунг Бон. В целях восстановления культурных традиций бонпо Чунгдрул Ринпоче решил отправиться в Нгари и посетить гору Кайлас и ее окрестности и, по возможности, отыскать остатки бонпо времен Шангшунга. В 30-х годах XX века Чунгдрул Ринпоче прибыл в Нгари. После продолжительного исследования вершины холма Кардонг он обнаружил остатки знаменитого места пребывания бонпо – Серебряный Дворец Кьюнглунга, построенный во времена существования древнего королевства Шангшунг. В этом же месте он также обнаружил каменную статую мастера Дренпа Намка.

Кроме того, в километре на запад от остатков Серебряного Дворца Кьюнглунга была обнаружена пещера Юнгдрунг Ринчен Барва – священная пещера, в которой медитировал мастер Дренпа Намка. Чтобы возродить забытую цивилизацию Шангшунг, в 1936 году он начинает постройку монастыря возле пещеры Юнгдрунг Ринчен Барва. Чунгдрул Ринпоче пришлось преодолеть множество трудностей. Спустя 10 лет в районе Нгари, наконец-то, был построен первый со времен X-ого века монастырь бонпо. Он был назван монастырь Гуругьям. Чунгдрул Ринпоче стал известен не только своей приверженностью религии Бон, он также был знаменитым ученым в области медицины, поэзии и астрономии. Он оставил огромное количество работ по различным темам. 15 октября 1955 года великий мастер Чунгдрул Джекме Намка Дордже Ринпоче ушел из жизни в священной пещере монастыря Гуругьям в Нгари.

Тензин Вангдрак и монастырь Гуругьям

После смерти Чунгдрул Ринпоче его непосредственный ученик Тензин Вандрак продолжил развивать в монастыре Гуругьям древние традиции цивилизации Шангшунг.  Мастер Тензин Вангдрак родился в 1922 году в округе Бачен в префектуре Нагчу. В возрасте пяти лет Тензин Вангдрак стал монахом местного монастыря Патсанг. Когда ему исполнилось 16 лет, он уже изучил всю доктрину бонпо, включая философию, и получил высшую степень в области религии Бон (геше). В возрасте 30 лет он начал путешествовать по всему Тибету и посещать священные места. В конечном итоге, он повстречал в Нгари Чунгдрула Ринпоче, а затем стал его последователем. Тензин Вангдрак, также как и его учитель, вынашивал идею восстановления религии Бон и трансформации культуры Шангшунга. Он пересек Тибет с востока на запад и был одним из самых выдающихся учеников Чунгдрула Ринпоче.

В 1982 году, когда произошло смягчение политики в отношении этнических групп и религий в Китае, мастер Тензин Вангдрак поставил перед собой задачу восстановления монастырей. Он беспристрастно помогал другим религиозным сектам восстанавливать монастыри в районе Нгари. Одновременно с этим, он также восстанавливал некоторые места культурного наследия Шангшунг, включая пещеру Ренчин Барва, каменную статую Дренпа Намка и т.д. Он был не только опытным последователем религии Бон, но и выдающимся практиком традиционной тибетской медицины. Он основал госпиталь традиционной тибетской медицины в Нгари и пожертвовал все свои сбережения на благо других людей. Он был также известен под именем «Мей Гелонг» — Великий Мастер. Эти его заслуги были известны во всем регионе. Мастер Тензин Вангдрак всю свою жизнь посвятил возрождению уникального культурного наследия и добился того, что потомки достойно оценили эти достижения. 15 октября 2007 года мастер Тензин Вангдрак ушел из жизни. Однако его начинания будут развиваться грядущими поколениями.

В данное время этот монастырь практикует особый ритуал, направленный на сохранение уникальной традиции Шангшунга.

Scan0003-2

Scan0003-1