В поисках легендарного Храма Шри Аштапад у Кайласа

Новости от 18 декабря 2017

Мифология джайнов о Храме Аштапад у Кайласа

Напомним, что на настоящий момент известно о Храме Аштапад. Согласно джайнистским священным текстам, первый из 24 тиртханкар, Шри Ришабдев, Адинатх Бхагаван, забрался на вершину горы Кайлас для совершения сантхары (голодание до наступления смерти). Именно у горы Кайлас Бог Адинатх достиг знаменитой нирваны. Говорят, что для того, чтобы почтить просветление своего отца, царь Бхарат Чакравари, самый старший из 99 сыновей, построил Шри Аштапад. Этот храм также назывался как Дворец Ратнамай и располагался где-то возле Кайласа. В джайнистской литературе Шри Аштапад упоминается как восьми-ступенчатое, четырехстороннее сооружение, возможно, очень большое.  Говорят, что в этом удивительном здании, в габхаре (главное место поклонения) находились Шри Чоувиши (скульптуры 24 тиртханкар)1.

Варианты расположения Храма Аштапад в регионе Кайласа

К сожалению, со временем, было утеряно место расположения Шри Аштапада.  Ученые-джайнисты указывают, что с тех пор прошло несколько тысяч или даже миллионов лет, что усложняет процесс применения научного анализа. Существует также школа джайнистской мысли, утверждающая, что рассказы о Шри Аштападе имеют метафорическую природу и содержат в себе высокую духовную истину, а не являются буквальным описанием здания храма. Кажется, что эта концепция подкрепляется словами Бхагавана Махавиры (599–527 до нашей эры), 24-ого и последнего тиртханкары, когда он рассказывает своим джайнистским тапас (святые аскеты), что тот, кто взберется на гору Аштапад и совершит там молитвы всем тиртханкарам, обязательно достигнет мокши (полное освобождение). Но в тоже время в своей важной проповеди Махавира ссылается на Шри Аштапад как на естественную гору.

По одной из версий под Храмом Шри Аштападом подразумевался сам Кайлас. Если дело обстоит именно так, то Шри Аштапад — это метафорический храм, нестареющая масса камня и льда, идеальный во всех отношениях. К такому выводу пришел Дж.В.Белецца посетивший в 2009 году район Кайласа для поиска джайнистского Храма Шри Астапад2 .

По утверждению ученых-джайнистов внутренний круговой обход является наиболее вероятным и очевидным местом расположения  Храма Шри Аштапад. Джайнистские текстовые и культурные свидетельства, указывающие на южную сторону Кайласа, подтверждались оптимальным географическим положением и религиозной историей Тибета.

К югу от Кайласа находится гора, которые индийцы называют Аштапад. Эта гора, вместе с расположенной восточнее горой Нанди, являются единственными горными образованиями в регионе Кайласа, которые имеют форму, сходную с индуистским Храмом3

Вдоль западной грани Аштапада проходит маршрут внешней коры, а вдоль восточной — внутренней. У этой горы находятся важное и в настоящее время святилище Шелдра — Кристальное подобие и докханги Лунгтен Пхук2. Подробное описание горы Аштапад приведено в нашей книге1. Можно предположить, что именно эта гора и является легендарным Храмом Аштапад. Однако гора Аштапад имеет 7 горизонтальных слоев-ярусов5 (а не 8, как описывается в древних текстах).

SIZ_8115-2

Фото горы Аштапад с вершины горы Ньян Ри (с западной стороны). Стрелками обозначены семь ступеней-слоев

Да и подобие ее формы навершию индуистского Храма менее выражено, чем у горы Нанди. По-видимому эта гора тоже является особым Храмом со своими функциями, но другим.

IMG_8053-3

Гора Аштапад у Кайласа

Гора Аштапад у Кайласа

Джайнисты выдвигали предположение, что верхняя часть горы Нанди (6,000 м) могла представлять собой гигантский древний храм.  Эту идею не поддерживают геологи. Например, в статье Навина Джуяла и П.С. Таккера4  указывается, что горы Кайлас и Нанди, а также другие образования были сформированы в результате ледниковой деятельности в течение эоценового и миоценового периода, от 5 до 35 миллионов лет назад. Обломочные горные породы, которые формируют эти горы,  —  мягкие, неоднородные и рыхлые для резьбы и создания массивных построек.

Тем не менее, возможно, именно гора Нанди и являлась легендарным Храмом джайнов Шри Аштапад. Какие аргументы могут говорить в пользу этого предположения?

  1. Гора Нанди расположена к югу от Кайласа, что соответствует упоминаниям в древних текстах.
  2. Форма горы Нанди соответствует форме навершия индуистского храма.
  3. Нанди — единственная гора, кроме самого Кайласа, вокруг которой совершается ритуальный обход. Это говорит об особом почитании этого места, сохранившемся с древних времен.

Возможно, в древние времена великий Шри Ришабдев, находясь на вершине горы Аштапад, созерцая Кайлас и находящуюся напротив гору Нанди, достиг просветления и наполнил своим Знанием Храм Нанди. И это потом было запечатлено в легендах…

На вершине горы Аштапад

На вершине горы Аштапад

Как и гора Кайлас, Шри Аштапад — это лучший в своем роде храм джайнистов, великий символ их величественной дхармы, бальзам человечества.

Литература

  1. С. Балалаев «Тибет-Кайлас. Священные долины». — М.: 2011
  2. John V.Bellezza. KM-III EXPLORATION REPORT. A Reconnaissance Mission to Locate the Sri Ashtapad Temple, June 4 to June 30, 2009
  3. https://www.mt-kailash.ru/news/nekotoryie-osobennosti-goryi-nandi-primyikayushhey-k-kaylasu.html
  4. “Geological investigation of rock sculptures around Kailas Mountain”, by Navin Juyal and P.S. Thakker
  5. Swami Bikash Giri. Sumeru parvat. 12 years  of Kailash Mansarover Pilgrimage and Transformation.  – Kailash Ashram. Daryaganj, New Delhi, 2000

Уникальные видеокадры восхождения на вершину горы Аштапад, 2009 год