Традиционные и современные аспекты в изучении Кайласа и окружающих мест паломничества

Новости от 3 апреля 2022

Пресс-релиз

5-ой международной конференции о феномене священной горы Кайлас

«Традиционные и современные аспекты в изучении Кайласа и окружающих мест паломничества»

 

Снимок экрана 2022-02-09 203121

25-27 марта 2022 года в университете Гамбурга (Германия), при поддержке Центра тибетского буддизма Кхьенце, кафедры индийских и тибетских исследований и Нуматского центра буддийских исследований состоялась 5-ая международная конференция о феномене священной горы Кайлас «Традиционные и современные аспекты в изучении Кайласа и окружающих мест паломничества». Организаторами конференции выступили болгарская, немецкая и российская «Исследовательские группы Феномена Кайласа».

В конференции приняли участие 205 представителей Австралии, Австрии, Бутана, Боснии и Герцеговины, Бразилии, Болгарии, Канады, Китая, Хорватии, Дании, Финляндии, Франции, Грузии, Греции, Индии, Ирландии, Израиля, Италии, Мексики, Непала, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, России, Испании, Швейцарии, Швеции и США. 16 докладчиков из 7 стран представили 35 докладов.

Гора Кайлас, расположенная в западном Тибете, является одной из самых священных гор в мире, почитается индуистами, буддистами, джайнистами и бонпо. В течение последних двух десятилетий западные паломники также стремятся в этот священный регион.

Ряд путеводителей освещают тему путешествий к горе Кайлас, однако информации о многих сакральных местах этого уникального региона практически нет. К ним относятся так называемые озера Первотворения: Конгью, Манасаровар, Ракшас Тал, Кургьял Чунго; Тиртхапури и царство Гуге; истоки четырёх величайших рек Азии: Брахмапутра, Карнали (верховья Ганга), Сатледж и Инд. Также мало информации о религиях Тибета, легендах, обрядах, практиках, атрибутике и т.д.

Конференция ставила целью осветить не только традиционные взгляды, но и представить ряд новых открытий, интереснейших исследовательских тем, касающихся культурных и природных памятников Тибета, исторических событий, связанных с одним из самых священных и загадочных регионов планеты – мандалой Кайласа. Кроме того, на конференции рассматривались вопросы, связанные с паломничеством, духовными практиками, а также религиями: бон, буддизм, индуизм и джайнизм.

Со вступительным словом к участникам конференции обратились профессор, Д-р Дорджи Вангчук, Гамбургский университет, Германия и Д-р Вольфганг Волмер, «Исследовательская группа Феномена Кайласа», Германия.

На конференции в 8 сессиях были представлены следующие доклады:

Сессия 1: ГОРА КАЙЛАС В ПИСАНИЯХ И ЛЕГЕНДАХ

«Индуистские писания и легенды горы Кайлас и озера Манасаровар», Д-р Рам Прасад Бхатт, Гамбургский университет, Германия

Во многих религиозных системах мира горы занимают центральное место и являются священными. Наиболее символичным аспектом горы является ее вершина, которая считается чистейшим и святым местом, ближайшим к небу. Для индусов гора Кайлас священна тем, что на ее вершине пребывает владыка Шива со своей супругой Парвати. Индийская литература полна легенд о горе Кайлас и озере Манасаровар. Считается, что озеро Манасаровар является самым чистым и самым священным озером для индусов и буддистов, а его вода содержит духовно очищающие силы. В докладе была затронута тема паломничества к Кайласу. Паломничество — это путешествие в святое место, где божественный мир встречается с человеческим миром и где высшее и священное царство встречается с низшим или человеческим миром. Паломничество является неотъемлемой частью духовной жизни индуистов.

«Важность горы Кайлас в религии Бон», Дмитрий Ермаков, Фонд сохранения Юнгдрунг Бон, Великобритания

Будучи важнейшей в сакральной географии Шанг-Шунга и Тибета, г. Кайлас почиталась в религии Бонпо разных направлений с древнейших времен. В докладе была представлена информация о четырех направлениях бона, о роли горы Кайлас в учении и истории Юнгдрунг Бон, значении её названия на языке Шанг-Шунга, о возвращении и восстановлении Юнгдрунг Бон в Тибете в последнее время.

«Важность Кайласа в джайнизме», Аджиткумар Бенади, Международная ассоциация Джайнистов, Германия

Кайлас или Аштапад упоминаются в различных джайнских писаниях. Лорд Ришабха был первым из 24 тиртханкарасов в нынешней эре или духовным учителем истинной Дхармы, последним из которых был лорд Махавира, который был современником Господа Будды. Лорд Ришабха обрел Нирвану у Кайласа и поскольку лорд Ришабха был первым Тиртханкара, Кайлас является наиболее важным Тиртха или духовным центром для джайнистов.

«Взаимодействие четырех религий в их верованиях в контексте священной горы Кайлас и озера Манасаровар», Профессор Пьер Мерсье, Канада

Гора Кайлас на протяжении тысячелетий была духовным хранилищем 4 великих азиатских религий: бон, джайнизм, индуизм и буддизм. Все 4 религии взаимосвязаны через высшую космическую гору, названную по-разному: Ри-раб лхун-по, гора Меру или Шумеру или гора Аштапад. Гора Кайлас царствует на этой земле как духовная ось, где Тонпа Шенраб в физическом воплощении спускался к Кайласу, где Шива и Шакти руководят всеми йогами и йогинями; где Джайн Тиртханкар, Бхагван Рушабдев достиг нирваны; где Будда, Миларепа, Гуру Ринпоче, Гесар Линг и другие бесчисленные святые оставили духовный отпечаток для тех, кто достаточно смел, чтобы отпустить свое эго и стать восприимчивым к высшим знаниям.

Сессия 2: ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ ОБЛАСТИ ГОРЫ КАЙЛАС

«Изображение горы Кайласа (Ti-se) в тибетской литературе», Профессор, Д-р Дорджи Вангчук, Гамбургский университет, Германия

В докладе говорилось о Кайласе в контексте тибетской буддийской географии, космологии, мифологии и в различных тибетских литературных жанрах.

«Священная география: история Тибета и района горы Кайлас», Ян А. Бейкер, доктор философии, Великобритания

Задолго до того, как Кайлас стал местом буддийского паломничества, он представлял центр тибетской цивилизации Шанг-Шунг, основанной на доктринах и культуре Бона. С расширением влияния буддизма в Центральном Тибете в восьмом веке, Кайлас постепенно поглощался тантрическим буддийским мировоззрением, причём сама гора представлялась, как дворец тантрического божества Чакрасамвара, а термальные источники на реке Сатледж, как геологические проявления Ваджаварахи, супруги Чакрасамвары. В этой презентации рассматривалась трансформация тибетской цивилизации в контексте ключевых событий, произошедших в окрестностях горы, которая, по буддийскому убеждению, представляет собой центр мира.

«Представление горы Кайлас на картах Тибета, Китая и Европы», Д-р Диана Ланге, Гамбургский университет, Германия

В докладе были представлены подборки тибетских карт региона г.Кайлас разных периодов. Автор рассматривает, как знания о г.Кайлас и окрестностях были отформатированы в картах, какие знания были отформатированы, какой цели служили разные карты и как они использовались.

«Ландшафтные геоглифы в районе горы Кайлас и Великих Озер», Д-р Сергей Балалаев, «Исследовательская группа Феномена Кайласа», Россия

В докладе была представлена информация о трех группах доисторических рельефных геоглифов у горы Кайлас. Первая группа находится на юго-западе от озера Ракшас Тал (ЛаНга Цо) и на его островах. Состоит из пяти геоглифов, представляющих изображения антропоморфных и зооморфных существ. Вторая группа находится на оси, соединяющей две самые высокие вершины в районе: Кайлас и Гурла Мандхата. Третья группа находится вблизи перевала Дролма Ла и состоит из двух скальных образований в форме двух священных символов «ОМ» с центром симметрии в священном озере Гаури Кунд. Большая часть геоглифов ориентирована на кардинальные точки, они видны с разных углов и в разное время. Учитывая многочисленные взаимосвязи с точки зрения ориентации, расположения, размера и формы этих рельефных геоглифов, можно предположить, что они были целенаправленно созданы высокоразвитыми существами до появления человека на Земле.

Сессия 3: ЗНАЧЕНИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА

«Органическое паломничество, спираль сознания, описанная в тибетской книге мертвых», Сьюзан Гриффит-Джонс, Великобритания/Индия

В этом докладе говорится о книге «Бардо Тходол», более известной в западном мире, как Тибетская книга мёртвых. Охватывая весь диапазон воплощений, которое может представить Сознание, текст описывает природу мирского существования в соответствии с высшими тантрами тибетской буддийской философии, разъясняя процесс путешествия по жизни, смерти и между ними, предупреждая нас о психологических подводных камнях и советуя нам, как достичь состояния нашего высшего потенциала.

«Значение Коры вокруг горы Кайлас для западных паломников», Минка Хаушильд, Германия

В докладе представлено описание маршрута, по которому автор водит западных паломников в Тибет, особенности восприятия этого паломничества с точки зрения западного сознания.

«Магический поединок между Миларепой и Наро Бончунгом: Кто на самом деле победил?» Дмитрий Ермаков, Фонд сохранения Юнгдрунг Бон, Великобритания

Наверное, все, кто даже немного интересуется Тибетом, знают или хотя бы слышали о магическом состязании буддийского йога Миларепа и жреца Бонпо Наро Бончунга. В докладе были затронуты вопросы: имеет ли эта история какое-то основание в реальных событиях? Этот волшебный поединок действительно случился у горы Кайлас и кто был настоящим победителем?..

«Экзистенциальное вращение», значение Коры по часовой стрелке и против нее», Сьюзан Гриффит-Джонс, Великобритания/Индия

В докладе была затронута тема почему буддисты и индуисты проходят кору вокруг Кайласа в направлении по часовой стрелке, в то время как бонпо делают это в направлении против часовой стрелки. Рассматривая науку, лежащую в основе этих направленных движений, мы находим очень точную корреляцию между движением человеческого тела вокруг священного памятника, такого как гора Кайлаш, и процессами микро- и макрокосмоса в целом. Рассмотрены эффекты движения вдоль каждого направления, как необходимые ключи для целостного баланса, и как это играет роль в развертывании сознания внутри тех, кто принимает участие в коре того или иного направления вокруг ключевой точки.

«Внутреннее и внешнее паломничество в Калачакра Тантре, Нирадж Кумар, Общество азиатской интеграции, Индия

В индийской традиции парикрама заключается в обходе вокруг священного места паломником, повторяющим движение небесных тел вокруг центральной оси. Поскольку древние астрономы находили небесные объекты, вращающиеся по кругу, само строение круга рассматривалось как выражение естественного порядка. В ранних буддийских тантрах священные места встречаются с несколькими различными видами классификации. Но принятие тригонометрических идей, основанных на геометрической структуре круга, находит своё самое полное выражение в течении Калачакра. В этой презентации были описаны внутренние и внешние места паломничества в Калачакра Тантре.

Сессия 4: ТУРИСТИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ВОПРОСЫ

«Доступ к горе Кайлас и обзор Кор у горы Кайлас», Д-р Вольфганг Волмер, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Германия

В этом докладе были представлены маршруты, по которым тибетцы добираются до г. Кайлас, а также различные виды кор у священной горы.

«Развитие туризма в Тибете в последние годы», Алексей Перчуков, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Эстония

В докладе были затронуты вопросы туризма в Тибете: пермиты (разрешения), транспорт, гостиницы, выбор туроператора, основные достопримечательности, перспективы развития.

«Тибетский медицинский институт Кайласа в Дарчене», Д-р Кристоф Кляйн, Швейцария

Институт был создан в 1995 году при поддержке и под руководством Тибетской ассоциации Нгари Корсум, Швейцария, некоммерческой организации помощи тибетцам. Идея его создания принадлежит д-ру Гелонг Тензину Вангдрагу, для помощи в сохранении тибетской медицины. Это самая высотная больница в мире, которая заботится о местных людях, паломниках и путешественниках. Позже был установлен небольшой завод по производству традиционных тибетских лекарств. Производится около сорока различных высококачественных лекарств. С 2007 года при Институте  действует пансион «Гостевой дом Солнца и Луны».

«Сова Ригпа — наука исцеления и священная гора Кайлас», Марвин Шварцбах, Stiftung Sowa Rigpa, Германия

Гора Кайлас является одним из важнейших мест для буддийских практиков и Сова Ригпа. Медицинская передача происходит от самого Будды Шакьямуни. Возле Кайласа можно найти множество самых эффективных медицинских растений и веществ. Для врача Сова Ригпа обязательно обойти Кайлас и принять ванну в обоих озёрах: Манасаровар и Ракшас Тал.

 

Сессия 5: ПАРИКРАМА (КОРА) ВОКРУГ ГОРЫ КАЙЛАС И ВЕЛИКИЕ ОЗЕРА

«Кора вокруг горы Кайлас», Минка Хаушильд, Германия

В докладе представлена информация о наиболее значимых местах на Коре при обходе Кайласа по часовой стрелке, а также о монастырях, которые лежат вдоль пути Коры.

«Геометрические особенности рельефа в районе горы Кайлас», Д-р Сергей Балалаев, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Россия

В докладе приводится анализ спутниковых снимков региона Кайлас и ряда геометрических особенностей различных элементов рельефа. Высказано предположение, что размеры и форма рельефных элементов Мандалы Кайласа могут приводить к особым резонансам с Землей, Солнцем, Луной и другими внеземными объектами.

«Кора вокруг озер Манасаровар и Ракшас Тал», Галина Котовская, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Россия

Западным паломникам хорошо известны только два великих озера, расположенных у Кайласа  — это Манасаровар и Ракшас Тал. Вместе с тем, в древних тибетских текстах добуддийского периода есть упоминания о четырех озерах, которые входят в стройную систему, связанную с сотворением мира – их называют «четыре самовращающихся озера первотворения». Это озера: Конгью, Ла-Нга (Ракшас Тал), Мапанг (Манасаровар) и Кургьял Чунго. В данном докладе была представлена информация о каждом из этих озер, более подробно — о коре вокруг озер Манасаровар и Ракшас Тал, а также информация о древних артефактах, обнаруженных у Великих озер и монастырях, в том числе пещерно-монастырском комплексе Цепгье, развалины которого посещаются европейскими исследователями весьма редко.

«Исследование озера Гьюма-Цо в районе горы Кайлас», Д-р Сергей Балалаев, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Россия

В докладе приводится информация о самом высокогорном озере в районе Кайласа, озере Гьюма.

 

Сессия 6: СВЯЩЕННЫЙ ОБХОД БАРКОР

«Истоки четырех великих рек: сакральная и физическая география», Д-р Сергей Балалаев, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Россия

Гора Кайлас, расположенная в западной части Тибетского плато, является, пожалуй, самым священным местом паломничества на нашей планете. Свои истоки четыре священные реки Азии берут в районе 125 км от Кайласа: река Брахмапутра, река Карнали (приток Ганга), река Инд и река Сатледж (приток Инда). В докладе говорится о сакральной географии этого региона, основанной на мифологических представлениях о горе Меру и истоках рек, берущих свое начало вблизи неё, а также о современных исследованиях традиционных и географических истоков всех четырех рек.

«Тиртхапури, Гуругем и Кхюньлунг», Минка Хаушильд, Германия

В докладе рассказывается о горячих источниках Тиртхапури и о «Серебряном дворце Гаруды», Кхюньлунг, центре утраченного царства тибетской традиции Бон.

«Тсапаранг и царство Гуге», Д-р Кристоф Кляйн, Швейцария

В докладе представлена история королевства Гуге, великолепные тибетские росписи в храмах.

«Пиянг и Дунгкар», Доктор Вольфганг Волмер, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Германия

В докладе приводится информация об остатках древнего поселения Пиянг с крепостью и Красным храмом на вершине холма, о пещере с замечательными росписями, предположительно индийских живописцев, а также о Дунгкаре, втором малоизвестном городе Королевства Гуге, который, собственно, и был столицей Гуге до ее перемещения в Цапаранг.

 

Сессия 7: ВНУТРЕННИЕ КОРЫ У ГОРЫ КАЙЛАС

«Внутренняя Кора у горы Кайлас и Тайный путь Дакини», Д-р Сергей Балалаев, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Россия

В ходе более 20 экспедиций к горе Кайлас в 2005 — 2019 годах неоднократно были пройдены маршруты внутренней коры и так называемого Секретного пути Дакини. В докладе подробно описаны маршруты, представлены уникальные фотографии этих мест, а также проведен анализ спутниковых снимков высокого разрешения, которые позволили изучить форму, ориентацию и размеры долин, в пределах которых проходят коры, а также их горные хребты.

«Другие внутренние Коры», Д-р Вольфганг Волмер, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Германия

В докладе представлена информация о практически неизвестных маршрутах у Кайласа, в том числе о ваджра-коре и лотос-коре.

«Четырех грани горы Кайлас и сакральный ландшафт», Галина Котовская, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Россия

Комплекс Кайласа является огромной природной мандалой, у которой есть и квадрат (вершина горы), лица (стены) которого ориентированы на четыре стороны света, и также имеют Т-образные выходы (подходы) к своим плоскостям. У этих четырёх лиц есть свой цвет и свой энергетический первоэлемент. Внешний круг гигантской мандалы: это глубокие долины рек, кольцом окружающие весь этот фантастический комплекс. Он ассоциируется с обитаемой Вселенной и именно по нему и проходит маршрут Внешней Коры. В данном докладе были рассмотрены соответствие стихий  Лицам Кайласа в индуистской традиции, а также некоторые практики, связанные с Лицами Кайласа. Древнюю притягательность горы Кайлас также можно осмыслить с археологической перспективы. Мало кому известно, что эта священная гора была основным центром раннего поселения в данном регионе. Рядом с Кайласом помимо высокогорных храмов и пристанищ сохранились намного более древние структуры. О находках разной степени древности у Кайласа также шла речь в данном докладе.

«Спиральная Кора», Д-р Вольфганг Волмер, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Германия

Эта презентация рассказывает о спиральной Коре у горы Кайлас, о ее четырех сужающихся витках, которые соответствуют четырем драгоценностям, из которых, как полагают, состоят 4 лица Кайласа. Презентация демонстрирует 4 витка Спиральной Коры на картах и фотографиях.

«Исследование внутренней мандалы Кайласа», Алексей Перчуков, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Эстония

В докладе подробно описываются особенности исследований мандалы Кайласа; ее главные святыни; каменное зеркало Дхармы Кинг Нарсанг и восхождение на него от перевала Кхандро Санглам; долина Шинцзён; долина Минлунг, Минлунг Кора; долина Гедхун; восхождение на юго-восточное плечо Кайласа; восхождение на г.Нанди, а также монумент каменный Сфинкс, Шива Лингам и Малый Кайлаш (Тисум).

 

Сессия 8: ВНУТРЕННЕЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

«Психофизика тела и связь ее с Кайласом», Минка Хаушильд, Германия

В «Йога-тантрах» психофизическая энергетическая система человеческого тела центрирована в 3 основных каналах, Ида-Нади, Пингала-Нади и центральном канале Сушумна-Нади. В докладе были представлены практики: Асаны, Пранаямы и Медитации и их связь с озерами Ракшас Тал (Ида-Нади) и Манасаровар (Пингала – Нади), а также с горой Кайлас — Сушумна -Нади.

«Обитель Шивы: Кайлас в индуистской традиции», Д-р Ян А. Бейкер, Великобритания

Возвышающаяся вблизи истоков великих рек Индийского субконтинента гора Кайлас естественным образом воспринимается как жилище верховных божеств Индостана. В этой презентации рассказывается о том, как гора Кайлас и озеро Манасаровар в концепции шиваизма служат образцами для других индийских и тибетских традиций на стыке природы, космоса и духовной эволюции человека.

«Чакрасамвара Мандала и Лица Кайласа», Д-р Вольфганг Волмер, Исследовательская группа Феномена Кайласа, Германия

Кора вокруг Кайласа – это природная мандала. Для буддистов гора Кайлас является резиденцией Чакрасамвары и его супруги Ваджраварахи. В этом докладе мандала Кайласа рассмотрена, как Мандала Чакрасамвары.

«Кайлас в Калачакра Тантре», Нирадж Кумар, Общество азиатской интеграции, Индия

Калачакра Тантра — это Учение, которое оставило неизгладимый след в разных регионах Азии за последние тысячи лет своего существования. В отличие от других мировых религий, которые претендуют на монополию над Истиной, философия Калачакры пропагандирует грандиозный синтез и обеспечивает прототип для трансцендентности. Этот текст является хранилищем различных дисциплин знаний, таких как астрономия, география, алхимия, технологии вооружения и математика. В первых двух разделах текста есть несколько ссылок на г.Кайлас. Эта презентация посвящена описанию географии Азии, центром которой является г. Кайлас (текст 11 века), а также повествованию о постапокалиптическом мире, который возглавят два сына Калки.

«Физика «Радужного тела», Сьюзан Гриффит-Джонс, Великобритания/Индия

Этот доклад о достижении «Радужного тела», преднамеренного растворения физического тела. Эта практика является высшим достижением в любой духовной традиции. Для тибетских буддистов, чья духовность и осознанность развиваются в процессе обучения, который длится много лет, если не всю жизнь, достижение «Радужного Тела» считается вершиной развития их духовных качеств. Но каков реальный процесс превращения в тело света? Как твердое, материальное тело человека растворяется в воздухе, оставляя только свои волосы и ногти?  Существует точный древний метод, который учит процессу этого кажущегося чуда, который также практиковался в древнем королевстве Шанг Шунг, в которое входила священная гора Кайлас, где практикующие, настраиваясь на конкретные вибрации и частоты достигали состояния «Радужного тела».

По окончании конференции был проведен круглый стол, на котором состоялся обмен мнениями об экологических проблемах региона Кайласа, внутренних корах и их влиянии на человека, а также перспективах дальнейших исследований этого региона.

Доклады, представленные «Исследовательской группой Феномена Кайласа», Россия будут выложены в ближайшее время на нашем YouTube канале…