Символы Космических Врат Кайласа. Часть 1

Кайлас
Новости от 19 декабря 2017

Подробное описание Божественных Ликов, проявленных на горе Кайлас, приведено в изданной ранее книге1. В данной публикации мы приведем новые аспекты, связанные с символизмом этих важных рельефных геоглифов.

Общее описание геоглифов Южного Лица Кайласа

По наклонной части южной грани Кайласа идет вертикальная трещина, рассекающая Южное Лицо на две части. Эта трещина зарождается вблизи вершины Горы, постепенно расширяясь к середине, а затем снова сужается и исчезает на высоте 6,000 м, там, где наклонная грань переходит в вертикальную стену.

Выступы в верхней половине трещины Кайласа образуют профиль головы человека. А над ним три Божественных Лика, видимых с разных ракурсов в разные времена года.

Эти четыре проявленных Лика вместе с образующей их Трещиной, по сути, являются единым геоглифом, который, на наш взгляд, олицетворяет созидающую (средний Лик в анфас, только левая половина) и разрушающую ипостаси Шивы (Лик слева в анфас, Киртимукха), его прекрасную супругу Парвати (Лик в профиль справа), а также человека, идущего по Золотому Пути духовного развития (Лик внизу), раскрывающему божественные энергии в самом человеке…

Лики Южного Лица Кайласа

Лики Южного Лица Кайласа

Индуистские представления о Кайласе как Троне Шивы

По индуистским представлениям, Кайлас – это трон Шивы, который пребывает там в неразрывном единстве со своей божественной супругой Парвати.

Последовательность расположения Ликов далеко не случайна. Женский Лик в профиль находится слева от мужского в анфас. На изображениях в индийских храмах супруга божества неизменно приближается или обнимает своего супруга так, как будто она подходит к нему слева.

В индуизме шиваитов центральное место Вселенной занял Шива в его многочисленных ипостасях. Шива — Махешвара — Великий Творец. В процессе танца Шивы-Натараджы (Царя танца) вселенная развертывается по всем трем осям координат. Он же владыка мира, управитель и благо-датель, регулирующий подачу Небесных Вод на землю. На стеле VIII века из национального музея в Катманду Шива, восседающий на горе Кайласа вместе со своей супругой Умой, правой рукой благословляет землю (буквально «правит»), а левой, захватив ее грудь, сцеживающим движением ниспосылает на землю поток благодатного дождя, изливающийся из нижнего клапана небесной чаши над его головой. Вооруженный трезубцем, он выступает как владыка мира — громовержец. В виде Кала-Бхайрава он олицетворяет всепожирающее время2.

Шива-и-Парвати-590x600

Шива — Махешвара. Великий творец ниспосылает на землю дождь.

Особенности геоглифов Кайласа

Данные геоглифы ориентированы по сторонам света: Парвати смотрит в западном направлении, Шива и Киртимукха в южном.

Размеры геоглифов следующие: самый большой, Киртимукха, имеет ширину 144 м, высоту 108 м. Парвати – высота профиля 103 м. Шива в анфас (половина Лика) имеет ширину 38 м и высоту 105 м. Интересно отметить, что высота геоглифов близка к числу 108, имеющему большое сакральное значение в индуизме и буддизме.

Литература

  1. С. Балалаев «Тибет-Кайлас. Священные долины». — М.: 2011
  2. Н.Л. Павлов «АЛТАРЬ. СТУПА ХРАМ. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев». – М.: 2001

Продолжение следует…