Путеводитель к Кристальному Пику для тибетских паломников

Новости от 2 апреля 2015

Я воспеваю тело Падмасамбхавы,

Подвиги великих мастеров — хранителей знания,

которые являются источником моей практики

и непревзойденными мастерами поколений —

И свершения всех сугат (будда, дословно»тот, кто преуспел» ),

включая мириады добрых и злых божеств.

 

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛАНДШАФТА

Теперь относительно состояния великого центра паломничества у Кристальной Вершины:  Окрестности похожи на великую мировую систему (космология горы Меру). На верхних склонах пребывают мастера, которые являются источниками практик и выдающимися мастерами своих поколений. На средних склонах обитают божества, с которыми можно установить духовные связи. Ни нижних склонах дакини трех сфер (тела, слова и ума) пребывают подобно скоплениям облаков. Хранители учения обитают повсюду. (Гора мысленно визуализируется как «дерево-пристанище», включая весь пантеон учителей, богов и защитников, к которым практикующийся направляет все свое­ служение].

С левой стороны, в «твердыне» (эвфемизм для скал и выходящих на поверхность пород, где, как предполагается, обитают божества), которая похожа на драгоценность горы, пребывает Бог Амитаюс, Будда долголетия, и божества из его свиты. В благоприятные времена здесь идет дождь, порождающий воду жизни: глоток этой воды устраняет все жизненные трудности. За этим местом, в «Крепости железной сковороды», расположенной на скалистом холме позади впадины, обитают победители — боги трех семейств, а именно: бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани. На запад отсюда находятся очевидные образы восьми обликов гуру Падмасамбхавы. На расположенных выше скалах находятся проявленные образы пяти Будд (Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха и  Амогхасиддхи), которые называются «победители пяти семейств». Здесь явно прослеживается естественный образ богини Уснисавиджаи на горе в форме ступы, а на ее южном крае проявляется образ гуру Дордже Троло (Rdo rje gro lod) — гневная форма Падмасамбхавы, едущего верхом на тигре. Перед этой горой находится что-то похожее на ребенка, сидящего на коленях матери (символ медитации слияния с пустотой, метафизическая земля, которая является «матерью» всего существующего). На этой горе также пребывают божества Хаягрива и Ваджраварахи, представляемые как супружеский союз мужчины и женщины. Если вы хотите совершить духовное посвящение в их сыновья, это нужно делать именно в этом месте. (Адепт метафорически представляет себя сыном или дочерью этих божеств тантрической традиции ).

С правой стороны, в скалистой твердыне, которая похожа на палтор (тип большого декорированного пирога-подношения), пребывает гневный гуру Килайя с божествами своей свиты. Слева — дакини пяти семейств в образе Симхавактры — богини с головой льва. Рядом с Симхавактрой  — большая и малая куча трупов. К югу в очередной раз располагаются боги трех семейств. На северо-запад от этого места, где лежит пруд, можно найти перевал, секретную тропу дакини. За этим перевалом находится чаша-череп для купания дакини. В первый месяц года «глаз» пруда — вытекающий из него ручей — открывается как признак того, что дакини принимают ванну. На горе к юго-востоку находятся естественные образы богинь, приносящих подношения. На северо-западе, в твердыне уходящего в сторону каменистого склона, находится великолепный бог чистого восприятия Махакала со своей божественной свитой. На юг от этого места, в твердыне похожей на драгоценный камень скалы, пребывает божественное собрание благодатного божества Дзамбалы. Ниже, на горе, похожей на черного Дзамбалу, находится божественное собрание Вайшраваны — бога богатства, скачущего верхом на лошади. Если вы хотите достичь богатства, то сможете найти его в этом месте.

В нижней части этой же горы находится восемь возвышенных сугат. В верхней части явно проявляются образы шестнадцати возвышенных тхеравад, архатов. Над ними, в гористой твердыне, похожей на скопление света, находится двадцать одна Тара.   Если вы попросите их, то будете освобождены от восьми великих страхов (пожар, наводнение, землетрясение, шторм, слоны, змеи, преступники и короли).

Перед Тарами находятся цветочный сад дакини. За ним расположено так называемое Зеркальное Озеро — летний дом Нагини Анаватапта. На границе воды ­ и леса находится пещера под названием «Тайная пещера.» Это особо значимое место духовных достижений. Если пойти дальше, то можно добраться до скалы, похожей на ступу. Здесь находится явный образ гневной черной богини Трома Нагмо (Khros ma nag mo). За скалой лежит еще один перевал. На спуске с этого перевала находится место под названием «Великая пещера на перевале» — место духовных достижений почтенного Миларепы, здесь находится источник «Исток успешной медитации».  Это — «вода просветления» почтенного ­ Миларепы, так как источник появился в знак его успешных духовных достижений во время медитации.

Дальше по пути будет пещера под названием «Пещера Хаягривы» — место медитации Другчена Пемакарпо (Brug chen Padma dkar po, 1527-1592, знаменитый мастер медитации, ученый и поэт, четвертый воплощенный глава традиции Друкпа Кагью). На пороге пещеры имеются видимые образы владений Хаягривы, Ваджрапани и Амртакундалин — трех божеств защиты и очищения. Над этим местом располагается «Пещера Защитника». Именно здесь пьющий кровь святой безумец из Цанга (Gtsang smyon Heruka, 1452-1507) практиковал медитацию Защитника.

 

МЕДИТАЦИИ ПЬЮЩЕГО КРОВЬ БЕЗУМЦА ИЗ ЦАНГА У КРИСТАЛЬНОЙ ВЕРШИНЫ

Рассказывают, что однажды девушка с бледно-синим цветом лица (покровительствующее божество Кристальной Вершины, аналогичное дакини, упоминаемой в конце параграфа) воззвала к нему: «Выйди из своей пещеры!» При этом, когда Святой Безумец из Цанга вышел наружу, вершина ледника растаяла, и он увидел лавину. Он увидел, как озера перед ним исчезли. Затем почтенный Безумец совершил здесь чудо. На месте, где он поддержал гору своей правой ногой, до сих пор сохранился отпечаток ноги. Несмотря на то, что в то время по верху Кристальной Вершины прошла лавина, «внутренняя реликвия» горы, кристальная ступа, осталась невредимой. Поэтому дакини спросила его: «Что это означает?»

Почтенный Безумец ответил: «Это знак того, что в этом месте было первичное, промежуточное и последующее распространение учения. Черный вход к месту Кристальной Вершины — это знак того, что врата места были открыты мантра-адептом Ньингмапа».  (Священное место «открывается», когда великий адепт первым раскрывает возможность использования места для созерцательной практики. Древняя школа тибетского буддизма Ньингмапа ­описывает некоторых из своих мастеров как одетых в черное колдунов; отсюда и происходит символическое упоминание­. Хотя точная принадлежность мантра-адепта не указывается, в текстах выдвигается предположение, что он — ни кто иной как сам Падмасамбхава. Первичное, промежуточное и последующее распространение учения, вероятно, относится к деятельности Падмасамбхавы, Миларепы и Безумца из Цанга у Кристальной Вершины).

Затем он продолжал: «В этом отпечатке моей ноги — знак того, что шесть защитников­ открыли врата к этому особому месту. Если вы хотите знать, где найти защитника Слова, то помните, что лишь благодаря моей молитве вы можете услышать звук вод священных мест Индии в пещере Кхаранг».

В пещере Льва просматривается естественный образ льва. В пещере Вечности имеется благоприятная решетчатая конструкция. У горы Ваджра расположена Целебная Пещера Солнца. Ниже Хребта Простирания лежит Крепость Гаруды. Если прокаженные будут здесь молиться­, умоляя об исцелении, они будут освобождены от своей болезни. На юго-восточной границе находится флаг Тигра, над которым лежит Место Кремации в Прохладной Роще. На юго-западной границе располагается озеро и ледник дакини. В Хрипящей Пещере течет источник, который естественным образом вызывает освобождение. Если вы искупаетесь в нем или выпьете воды, или разбрызгаете вокруг немного воды из источника, уйдут все болезни, демоны, грехи, помрачения и препятствия. Над Хребтом Простирания лежат Врата в Ад. Если однажды войти в них, то доступ к повторному рождению в порочном перерождении будет закрыт. После этого не нужно будет переживать порочные перерождения. На верхнем портале врат находится отпечаток тела почитаемого Речунга Дорджетрака (Ras chung Rdo rje grags (род. 1161), ведущий ученик Миларепы, и главный преемник его йогических доктрин). Благодаря его благословению вы также будете освобождены от порочных перерождений. Эта Кристальная Вершина — особенно святое место, место достижения священного Миларепы, мастера Падмасамбхавы­, Друкчена Пемакарпо и других».

 

СОЗДАНИЕ ПАДМАСАМБХАВОЙ ЦЕЛЕБНЫХ ПИЛЮЛЬ

Относительно того, как были созданы «космические целебные пилюли»: Предполагая, что это возвышенное священное место не могло остаться без эзотерической ­реликвии, Падмасамбхава немедленно озадачился этой идеей. Затем дхарма-боги и дакини, вместе с группой из пяти Сестер-долгожительниц  (tshe ring mched Inga, важные охранительные божества, связанные с некоторыми главными вершинами Гималаев), прибыли и сказали: «Мы собрали вместе у себя в расщелине землю и камни из Ваджрасаны, где Будда достиг просветления, и разные камни с горы Ватай в Китае, где живет Манджушри, а также озерные камни с Пемалинга, озера духовных достижений, землю и камни священных мест горы Кайлас, и драгоценные камни, собранные в различных каменоломнях, все без исключения, даже камни из Тсари (Smad tsa ri, знаменитое место паломничества на север от Бутана), а также землю и камни­ всех священных мест Джамбудвипы, и драгоценные камни богов, нагов, людей и прочих. Все они были освещены всеми буддами трех времен, и теперь мы предлагаем их тебе, мастер Падмасамбхава­».

Мастер трижды растер ногами то, что они принесли, а потом все это трижды перемешал руками. Сделав два шарика одинакового размера, он придал им форму почти идентичную «лекарственным пилюлям», а в одной из них была еще искрящаяся росинка в качестве благоприятного знака. В целебные пилюли он вложил физические останки Благословенного Бога Шакьямуни и Будды Кашьяпы, и пучок волос Нагарджуны, не оставив их, таким образом, пилюли без благословения. Он придал пилюлям продолговатую форму, и когда он освятил их, сразу же в небе появились радуги. Победители пяти семейств, боги трех семейств и другие, окруженные бесчисленным сонмом будд и бодхисаттв, растворенных­ в этих целебных пилюлях, которые он положил перед собой.

Затем мастеру Падмасамбхаве пришла в голову идея, что лучше было бы спрятать целебные пилюли как сокровище, после чего он сказал себе: «Пусть эти ценные целебные пилюли, которые вмещают в себя всех будд, и которые подобны драгоценному камню, исполняющему желания­, действительно будут драгоценностью, чтобы стать основой для молитв порочных созданий в будущем и удовлетворить их томления и надежды!». Затем он спрятал их в средней части похожей на Дзамбалу горы. После этого Падмасамбхава взмолился: «Пусть достойные люди найдут их­ в будущем!”

 

МИЛАРЕПА ОТКРЫВАЕТ КРИСТАЛЬНУЮ ВЕРШИНУ КАК МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА

Относительно открытия этого священного места: Когда прибыл святой Миларепа, он открыл священное место и извлек целебные пилюли из Горы Черной Дзамбалы. В месте пребывания дакини он поместил их на квадратное белое полотно, наверху плоской горы и, совершив простирания перед ними, остался там не некоторое время. Дакини, местные божества, и великаны были недовольны и совершили следующее: справа от него гора раскололась, а слева от него произошел оползень. Они швырнули валун размером с дом на святого и на пилюли.  Миларепа незамедлительно принес «клятву правды», и валун замер на месте на высоте крыши и запечатлел на себе отпечаток его тела. Тем не менее, дакини все еще танцевали над камнем, и Миларепа поднялся посмотреть что происходит. Он обнаружил множество отпечатков ног дакини, божеств и великанов, как если бы они топтались на мокрой грязи. В действительности, божества и великаны восьми классов растворились в этом валуне.

Затем из-под валуна потекла розовая вода. Святой еще раз посмотрел на свой отпечаток тела снаружи валуна и воскликнул: «Боже мой­! Валун, который рухнул на меня, имеет форму ступы!» Вернувшись обратно внутрь, он соорудил образ по своему подобию и запечатал его снизу до верху большой каменной плитой. Он произнес молитву: «Пусть к этой ступе будут приделаны «ваза» и «спираль» в грядущие порочные времена!» («Ваза» и «спираль» — технические термины архитектуры ступы. Поэтому, валун в виде ступы является незавершенной ступой, которую необходимо закончить усилиями человека. Это считается подходящей метафорой для всего места в целом ).

И-за совершенной молитвы Миларепы в настоящее время место является центром паломничества и имеет много пещер для медитации. Великая Кристальная Вершина  — это внешнее святилище, отпечаток тела Миларепы — внутренняя реликвия, и пилюли мастера Падмасамбхавы — это тайные реликвии. Почтение этому священному обиталищу тела, слова и ума!

Это был раздел, посвященный отшельнической обители Кристальной Вершины, где во плоти пребывал мастер Падмасамбхава.

(Возможно, это обозначает завершение предыдущей версии путеводителя).

 

ДРУГИЕ НЕОБЫЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕСТА И ЕГО СОКРОВИЩ

Над ступой с отпечатком тела находится фонтан, изливающейся из чрева Варахи. Во время светлой половины месяца выступает красная менструальная жидкость, а во время темной половины месяца выступает белая жидкость из чрева. В благодатные времена достойные люди здесь встречают дакини.

На восток от Хребта Простирания находится золотой холм, на краю которого лежит валун. Внизу имеется отпечаток правой ноги дьяволицы. Этот холм — земля дьяволицы. Если этой землей осыпать кого-нибудь, кто одержим божественными или демоническими духами или элементалами, то это позволит избавиться от их. Ниже Хребта Простирания, под валуном в форме трона, находится отпечаток левой ноги дьяволицы. В этом месте живут четыре диких духа тсен (btsan rgod). (Тсен (btsan) — это могущественные и ужасные местные божества, чья значимость в древнем тибетском веровании­ подчеркивается в связи с тибетским императором, тсенпо (btsan po). Однако, в последующие времена тсен стали рассматриваться как могущественные, а иногда злобные божки.  Если таких духов называют  «миряне­», это обычно указывает на то, что они были среди тибетских божеств, покоренных­ Падмасамбхавой, и предполагает в этой связи обеты буддийских мирян). Справа находится белый божественный тсен, который является мирянином, слева — коричневый демонический тсен (bdud btsan). Спереди — семь братьев, которые являются сияющим тсен Ронга (Rong btsan ‘bar ha). С внутренней стороны — божественный тсен Сияющая Ваджра  (Lha btsan Rdo rje ‘bar ha).

В этом месте спрятано четыре сокровища. Первое доверено коричневому демоническому тсену. Спереди находится сокровище из меди. Оно доверено семи сияющим братьям. Западнее находится сокровище из зерна. Оно доверено белому божественному тсену, который является мирянином. С внутренней стороны располагается сокровище богатства, включая золото и серебро. Оно доверено божественному тсену Сияющая Ваджра. Искателям не разрешается открывать эти сокровища; если вы их откроете, то из-за клятвы духов, которым были доверены эти сокровища, вы должны будете сначала побороться с этими духами.

К тому же, на насыпи спрятана катора (разновидность латунной чаши). До тех пор, пока к ступе с отпечатком тела не присоединены «спираль» и «ваза», ее также не разрешается раскрывать. Кроме того, это священное место имеет множество рудников.

На юго-запад от Хребта Простирания находится потайная полость в валуне. В ней спрятаны ключи к сокровищам. В пещере Миларепы присутствует ветер Индии. Даже если вы попробуете приготовить здесь рис, огонь не достанет до котелка. Также, в этом священном месте имеется естественный образ вазы, естественный образ раковины, естественный образ ступы, естественный образ ваджры, естественный образ короны и тому подобное. Таким образом, это — непостижимое священное место.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ МИЛАРЕПЫ СВОЕМУ УЧЕНИКУ РЕЧУНГУ, КАСАЮЩЕЕСЯ ПРЕИМУЩЕСТВ ЦЕЛЕБНЫХ ПИЛЮЛ

Как уже описывалось выше, здесь останавливался почтенный Миларепа. Однажды он сказал, что для подношения масляной лампы в этом особо священном месте необходима каменная лампа, и, таким образом, святой принес каменную лампу из горы похожей на Дзамбалу. В том месте Речунг скатал целебные пилюли, почтенный Миларепа исследовал их размер и вес, а потом сдавил их, освятил­ и спрятал как сокровища. Он сказал: «В будущем мастер по имени Пемакарпо должен достать их как сокровище!» (Пророчество, указывающее здесь и далее по тексту на лиц, которые жили значительно позднее Миларепы, дает основание предполагать, что эти части были созданы более современными авторами. Длинное перечисление выгод­ от поклонения и других религиозных действий у Кристальной Вершины (перечисляются далее), возможно, были взяты из другого труда, который не имеет ничего общего с Кристальной Вершиной. Эти отрывки вставлены здесь как приписываемые Миларепе для придания им большей значимости и авторитетности).

Впоследствии здесь останавливался Речунг. Он спросил своего мастера: «Каковы выгоды от простираний, ритуальных обходов, поклонений и других религиозных действий в этой драгоценной и исполняющей желания жемчужине, в месте, которое является вратами в обитель тела, слова и ума?».

И великий святой Миларепа сказал: «Слушай и воспитывай веру­! Если вы молитесь драгоценным целебным пилюлям, вместилищам духовности­, в которых содержатся благословения всех будд и бодхисаттв трех времен, то все, ради чего вы молились, будет самопроизвольно достигнуто­. Любой кто выполняет простирание, ритуальный обход или поклонение­ с чистым и благородным стремлением к таким драгоценным исполняющим желания жемчужинам, должен знать, что выгоды объясняются и проявляются следующим образом:

 

Даже если все будды трех времен не могут выразить это,

Но можно изъяснить лишь в краткой форме —  для вдохновения своих последователей,

Пусть знают:

Целебные пилюли — высшие духовные вместилища всех будд и ботхисаттв трех времен.

Они — область поклонения всего мира со его обычными существами и богами.

Возносимые им молитвы будут без труда достигнуты!

Они даруют высшие и обычные достижения.

Для всех существ, которые видят «великие пилюли», подобные драгоценным выполняющим желания жемчужинам,

Врата к повторному рождению в порочных судьбах будут закрыты.

Даже если вы просто слышите о них, семена высшего просветления будут посеяны,

Все те, кто думает о них, будут освобождены от безумства, обморока и паралича.

И в их сознании возникнет особое самадхи.

Все те, кто возьмется за руки в молитве, найдут истинный путь.

Все те, кто преклонится, будут рождены вселенскими императорами.

Все те, кто совершит обход, приобретет семь небесных благодетелей (то есть, семь благодетелей высшего перерождения, а именно: хорошая семья, физическая красота, долголетие, хорошее здоровье, удача, богатство и мудрость).

Сокращенный перевод с английского «GUIDE TO CRYSTAL PEAK FOR TIBETAN PILGRIM» Метью Капстейна