В Западном Тибете есть две высочайшие вершины. Гора Кайлас (высота 6,621 м), или Канг Ринпоче (тибетское название), или Тисе (на языке древнего Королевства Шангшунг), — это самая священная гора в Тибете и одно из самых знаменитых мест паломничества в Азии.
Гора Гурла Мандхата (высота 7,694 м) является высочайшей вершиной на плато Тибета и находится в 69,622 м от Кайласа в южном направлении. Эта гора смещена в сторону от главной оси Великого Гималайского Хребта. Название Гурла Мандхата используют обитатели индийского субконтинента. Тибетцы обычно называют ее Нгемо На Ньи, а для последователей религии бон она известна под именем Такри Трабо. Кроме основной вершины в непосредственной от нее близости находятся еще три – горы Гурла Мандхата II (6,912 м), Гурла Мандхата III (6,762 м) и Гуна (6,902 м).
Эти два горных массива сильно отличаются по слагающим их горным породам и разделены тектоническим разломом, являющимся границей Гималаев и Трансгималаев. По этому разлому протекают две реки, Брахмапутра и Сатледж, которые несут на этом участке свои воды в противоположных направлениях, на восток и на запад, соответственно.
Вершины Кайласа и Гурла Мандхаты находятся практически на одном меридиане (отклонение около 1,4 градуса). Возможно, в древние времена, до смещения Северного Полюса, такого отклонения не было.
На Оси, соединяющей вершины Кайласа и Гурла Мандхаты находятся три ландшафтных геоглифа, два из которых были до настоящего момента неизвестны. Первый геоглиф находится точно посередине этой Оси – это Лик Богоподобного существа, о котором мы писали в предыдущих публикациях , второй – на северной грани горы Гурла Мандхата II, а третий – на Южном Лице горы Кайлас.
Вспомним о великой триаде в индуизме: Брахма – Вишну – Шива.
И рассмотрим геоглиф, расположенный на северном склоне горы Гурла Мандхата II (6,912 м). Он представляет собой проявленный во льду профиль некого Существа, взгляд которого направлен в западном направлении. Длина головы 555 м. Отметим, что расстояние от вершины Кайласа до вершины горы Гурла Мандхата II составляет 66,308 м, что довольно точно соответствует относительной высоте Кайласа 6,621 м (с точностью до коэффициента 104).
Первое существо, которое стоит во вселенской иерархии называется Нараяна. Образно его изображают в виде божества, которое возлежит на водах мирового причинного океана, первозданного хаоса и сосет свой большой палец. Нараяна в водах Причинного океана предается глубокому самосозерцанию, пребывая в недеятельном присутствии. Нараяна – это одна из форм Вишну.
Спутниковое изображение Лика. Этот геоглиф можно увидеть только с высоты птичьего полета или из уединенной долины у его подножия
Данный Лик можно соотнести с Вишну. Интересно отметить, что это единственный геоглиф, полностью состоящий из застывшей воды (льда), который, возможно и олицетворяет причинный океан. Также четко видно, что существо на этом геоглифе держит во рту свой палец.
Согласно одним легендам, Брахма появился из мирового яйца, положенного высочайшей первопричиной; по другим легендам, засвидетельствованным в Махабхарате и Рамаяне, Брахма вышел из пупа, либо из лотоса, выросшего из пупа Вишну. Сразу после своего рождения Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы.
Спутниковое изображение ландшафтного геоглифа центральной точки Мандалы Кайласа. Лик Брахмы, в своем сознании создающий мир? Обратите внимание на вихрь над головой, соответствующий Сахасрара чакре. Размеры геоглифа около 800 м
Как мы писали ранее, на Южном Лице Кайласа можно найти четыре проявленных Лика, но по сути – это единый геоглиф, который, на наш взгляд, олицетворяет созидающую (средний Лик в анфас, только левая половина) и разрушающую ипостаси Шивы (Лик слева в анфас), его прекрасную супругу Парвати (Лик в профиль справа), а также человека идущего по Золотому Пути духовного развития (Лик внизу), раскрывающему божественные энергии в самом человеке…
Считается, что первыми Шиве стали поклоняться дравиды, которые населяли Индию еще до арийской цивилизации. Он стал верховным божеством в пантеоне богов, которых они почитали. По их верованию, именно Шива управлял всем миром, так как достиг полного самосовершенствования и самореализации. Возможно, именно об этом говорит нам этот геоглиф — человек через самосовершенствование может достичь состоянии Шивы?
Конечно же в индуизме множество легенд, в том числе и о появлении Шивы. Вот одна из них: Брахма был сыном, рожденным богом Вишну, но у самого Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели иметь собственных детей. Брахма так разгневался на них, что из его межбровья родился мальчик с синей кожей. Сын плакал и просил отца дать ему имя и положение в обществе. Брахма дал ему имя Рудра, а также еще десять имен: Махинаса, Ману, Манью, Махан, Бхав, Уграретас, Кама, Ритудхваджа, Дхритаврата и Шива. Также им было получено одиннадцать воплощений, которым были назначены места их нахождения — это пять разных органов в теле, ветер, вода, земля, огонь, жизненная сила (интересно отметить, что все эти пять стихий заложены и в самом Кайласе, в том числе через символы), Луна и Солнце (их проявлениями являются озера Ракшас Тал и Манасаровар). Воплощение под именем Шива стал одним из трех полноправных богов — Тримурти, наравне с самим Брахмой и Вишну.
Конечно, эта статья может породить много споров. Уж очень необычными обьектами являются ландшафтные геоглифы. Всегда можно сказать, что это игра человеческого воображения… У нас нет намерения что-либо преподносить как истину в последней инстанции. Но в пользу нашего предположения говорят следующие факты. Во-первых, образы этих геоглифов однозначно воспринимают практически все люди, которым мы их показывали. Во-вторых, данные геоглифы четко ориентированы по сторонам света. В-третьих, данные геоглифы видны с разных ракурсов и в разное время (за исключением геоглифа с Ликом Вишну-Нараяна, для которого имеется только одно качественное изображение). В-четвертых, имеются четкие геометрические закономерности расположения этих геоглифов. Например, Лик Брахмы находится точно посередине между вершинами Кайласа и Гурла Мандхаты. В-пятых, в регионе Кайласа обнаружены только две группы антропоморфных геоглифов – на Оси Кайлас — Гурла Мандхата и в юго-западной части озера Ракшас Тал. Около других тибетских озер и гор подобные геоглифы не обнаружены. В-шестых, есть соответствие найденных геоглифов с изображениями и мифологией Божеств индуистского пантеона — триадой Брахма-Вишну-Шива.
Мы будем благодарны, если наши читатели поделятся своими идеями и размышлениями…
Исследование этих уникальных объектов планируется в одной из экспедиций группы Феномен Кайласа в 2018 году.