Небесные и земные воды Кайласа, часть 5 из 5

Монастырь Чиу, регион Кайласа
Новости от 21 октября 2019

Отчет об экспедиции в регион горы Кайлас (Тибет) в сентябре 2019 г.

Тибет-Кайлас. К истокам Сатледжа

По-тибетски Сатледж называется Лангчен Цангпо (Langchen Tsangpo), или «река-слон». В русле реки Таг Цангпо (Tag Tsangpo), примерно в получасе ходьбы от священного источника Чумик Тхунгдрол, находится второй священный источник с пирамидами из камней и молитвенными флажками. Это место, подобно источникам возле монастыря Дулчу на северо-западе от озера Ракшас Тал (Ла Нга Цо), тибетцы называют Лангчен Кабаб, т. е. исток реки Сатледж, вытекающий «изо рта слона». По-видимому, столетия назад вода в протоке Ганга Чу (Ganga Chu) между озёрами Манасаровар (Мапанг Юмцо) и Ракшас Тал текла более регулярно, и водный поток вытекал из северо-западной оконечности Ракшас Тала, проходил через болотистую местность и впадал в Лангчен Цангпо (верхняя часть Сатледжа). По описаниям Свами Пранавананды, основанными как на его собственных наблюдениях, так и на информации от местных пастухов, русло Сатледжа от Ракшас Тала до монастыря Дулчу в некоторые годы представляло собой непрерывный поток воды.

Второй вариант расположения истоков Сатледжа — вблизи недавно восстановленного монастыря Дyлчу.

SIZ_2133_2

DSC02054_2

DSC02039_2 DSC02022_2

В 230 м от него из болотистого грунта бьют водные ключи. Местный монах рассказал, что источники с молитвенными флажками возле монастыря (гомпа) не являются единственным истоком, так как согласно традиции, в долине имеется 108 источников, и все они вместе считаются Лангчен Кабабом. От этого места русло реки тибетцы и называют Сатледж Лангчен-кабаб, т. е. «река-слон». Тибетцы верят, что холм, на котором построен монастырь Дулчу, имеет некоторое сходство со слоном, откуда, собственно, и происходит название. На данный момент можно только сделать вывод, что Сатледж имеет разные ритуальные истоки.

Расстояние от Дарчена до поворота с шоссе на грунтовую дорогу 23 км, далее до монастыря Дулчу еще 14 км. Высота, на которой находятся истоки 4 531 м.

 

Тибет-Кайлас. Монастырь Гургьям и пещера Юнгдрунг Ринчен Барва

Монастырь Гургьям начал строиться в 1936 году усилиями Чунгдрул Ринпоче, чтобы возродить забытую цивилизацию Шангшунг. Монастырь расположен рядом со священной пещерой Юнгдрунг Ринчен Барва, в которой медитировал мастер Дренпа Намка. Чунгдрул Ринпоче пришлось преодолеть множество трудностей. Спустя 10 лет в районе Нгари, наконец-то, был построен первый со времен X-ого века монастырь бонпо. Чунгдрул Ринпоче стал известен не только своей приверженностью религии Бон, он также был знаменитым ученым в области медицины, поэзии и астрономии. Он оставил огромное количество работ по различным темам. 15 октября 1955 года великий мастер Чунгдрул Джекме Намка Дордже Ринпоче ушел из жизни в священной пещере монастыря Гургьям в Нгари.

После смерти Чунгдрул Ринпоче его непосредственный ученик Тензин Вандрак продолжил развивать в монастыре Гургьям древние традиции цивилизации Шангшунг.  Тензин Вангдрак, также как и его учитель, вынашивал идею восстановления религии Бон и трансформации культуры Шангшунга. Он был не только опытным последователем религии Бон, но и выдающимся практиком традиционной тибетской медицины. Он был также известен под именем «Мей Гелонг» — Великий Мастер. Эти его заслуги были известны во всем регионе. 15 октября 2007 года мастер Тензин Вангдрак ушел из жизни. В данное время этот монастырь практикует особый ритуал, направленный на сохранение уникальной традиции Шангшунга.

Необходимо отметить большую работу, проделанную для восстановления монастыря Гургьям. Паломники восхищаются фигурами бонских божеств и головой статуи мастера Дренпа Намка, вырезанной из камня в древние времена, от которых чувствуется мощный энергетический поток…

IMG_2434_2

IMG_2437_2

IMG_2439_2

IMG_2440_2

IMG_2443_2

IMG_2450_2

IMG_2452_2

IMG_2455_2

Священная пещера многие годы была недоступна для посещения иностранными паломниками. Однако для российской группы было сделано исключение, и участники экспедиции смогли ее осмотреть и получить благословение нового ламы, живущего в этой пещере…

IMG_2465_2

IMG_2473_2

Тибет-Кайлас. Чунак Доринг

Чунак Доринг расположен на правой стороне Чунакской долины вверх по течению от Хардонга / Кьюнглунг Нгюл Хара и Гургьяма. Участок занимает место, которое возвышается на несколько метров над поймой Чунака. Местность гравийная и усеяна травой и кустарником. Согласно Дж.В.Белецца, огромный размер Чунак Доринга делает его одним из самых важных погребальных мест в Верхнем Тибете. В общей сложности Чунак Доринг занимает площадь около 20 000 м², что делает его самым большим церемониальным местом на сегодняшний день. Он состоит из окруженных стеной столбов, большого кургана и нескольких больших и меньших групп каменных выкладок. Всего в Чунаке насчитывается не менее 330 каменных выкладок. Все эти булыжные сооружения, похоже, являются частью единого погребального комплекса. Этот некрополь может быть функционально связан с Кхьюнглунг Нгюл Кхаром в качестве дополнительных компонентов (жилых и захоронений) монументальной инфраструктуры этого района. Присутствие такого большого погребального комплекса, как Чунак, по-видимому, усиливает значение Хардонга в соответствии с легендарным статусом Кхьюнглунг Нгул Хар в тибетской литературе. Согласно монахам монастыря Гургьям, Чунак Доринг содержит руины древнего поселения Мон.

DSC02018_2

SIZ_2122_2

Тибет-Кайлас. Деревня Кардунг

Деревня Кардунг (4145 м) расположена в 11 км западнее дороги из Дарчена в Пуранг. Кардунг лежит на расстоянии 84 км от Дарчена, и поворот находится примерно на 6 км южнее Гурла Ла. Кардунг — небольшая сельскохозяйственная община, состоящая примерно из 30 семейств. На холме над деревней впечатляюще расположился лакханг Кардунг Ганден, который используется местными жителями, принадлежащими школе Ньингмапа. До культурной революции монастырь Намка Чомдзонг, лежащий в развалинах в примыкающей долине, считался монастырем, традиционно связываемым с Мапча Кхабаб, традиционным истоком Карнали.

SIZ_2147

SIZ_2149

SIZ_2150

SIZ_2151

SIZ_2159

SIZ_2184

SIZ_2186

Тибет-Кайлас. Монастырь Чиу

Монастырь Чиу построен поверх пещеры, в которой Гуру Ринпоче провел семь своих последних дней жизни на земле. Он эффектно расположен на красной скалистой горной породе, которая олицетворяет Джангдок Пелри  —  мифическую обитель Великого Гуру на фоне горы Кайлас. Пещера Гуру находится на нижнем уровне, под лакхангом с его изображением и статуей Будды Чомденде. На втором этаже находится гонкханг статуй  гневных защитников. Вокруг храма проходит маршрут 30 минутной паломнической коры. В этом месте из озера вытекает Ганга Чу, периодически пересыхающая река, которая соединяет Манасаровар с Ракшас Талом, и вдоль берега которой бьют горячие источники.  Рядом располагается деревня Чиу.

SIZ_1668_2

SIZ_1671_2

SIZ_1673_2

SIZ_1677_2

SIZ_1678_2

SIZ_1679_2

SIZ_1685_2

SIZ_1700_2

SIZ_1701_2

SIZ_1706_2

SIZ_1713_2

 

Благодарим всех, кто был с нами физически и ментально!