КАЙЛАС И МАНАСАРОВАР В ИНДУИСТСКОЙ МИФОЛОГИИ

Мы продолжаем публикацию обзора Д-ра Бинод Сингха в Journal of Indian Research (ISSN: 2321-4155)

Том 2, № 2, апрель-июнь, 2014, 36-49 о священных в индийской традиции горе Кайлас и озере Манасаровар. Вторая часть обзора посвящена описаниям горы Кайлас и озера Манасаровар в индуистской мифологии.

 

Район Кайласа и Манасаровара — это земля туманов и мифов. Но связанные с этим регионом мифы и легенды не очень точно задокументированы в индуистской мифологии. Исключение составляет Шива Пурана13. Мифические сказания в Пуране говорят о том, что Гималаи — это обитель Шивы. Это страна, где Бог Шива живет со своей супругой Парвати14. Популярное индуистское восприятие ассоциирует Гималаи с Богом Шивой — Разрушителем и Созидателем индуистской Триады15. Здесь также обитают и другие два бога Триады: Брахма — Создатель, и Вишну — Защитник. По утверждениям древних индуистских религиозных текстов, обитель создателя Брахмы называется Брахмалока, обитель Бога Вишну называется «Вайкунтха», а обитель Бога Шивы называется Кайлас. Из всех трех только к Кайласу можно прийти в физическом теле и вернуться, прикоснувшись к божественности16.

 

КАЙЛАС — ЭТО БОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР В СЕРДЦЕ ВСЕГО СОЗДАНИЯ, СОГЛАСНО ИНДУИСТСКОЙ МИФОЛОГИИ

И с его почитанием приходит видение божественности всех вещей17. Базовая космография, описываемая в этих эпических произведениях, приняла одинаковый образ в восемнадцати текстах, вместе известных под названием Пураны. Пураны описывают землю как состоящую из семи континентов и семи океанов. Центральная часть суши имеет шесть горных хребтов, окружающих Меру в центре, и один из этих горных хребтов — Гималаи. Человеческий идеал горы Меру, возвышающейся из седьмого ада и пробивающейся сквозь самые высокие небеса — величественной горы в центре самой Вселенной — приходит в состояние покоя на Кайласе. В Сканда Пурана, поэтому, говорится: «Не существует гор подобных Гималаям, так как в Гималаях есть Кайлас и Манасаровар». Гора Меру удостаивается восхитительного описания в индуистской Вишну Пуране (200 г. до н.э.)18. Иными словами, она улавливает скоротечный момент Абсолютного, для которого все символы лишь суть подмена, трансформация вечности и бесконечности в царство времени и пространства. Неважно, рукотворная она или нет19, гора Кайлас — одна из самых загадочных, таинственных и одновременно священных гор Азии, а может быть, всего мира. Круговой обход (парикрама/кора) вокруг этой горы в течение нескольких столетий или даже тысячелетий остается наиважнейшим паломничеством, символизирующим жизненные этапы смерти, очищения и перерождения. На всем протяжении существования древних религий в Азии гора Кайлас была объектом глубокого почитания.   В космологиях и мифах индуизма, буддизма и джайнизма о горе говорится как об оси, связывающей небо и землю, являющейся центром и местом рождения всего мира.

Гора Кайлас занимает одно из самых высоких мест в иерархии миллионов богов. В арийской космологии гора Меру рассматривается не только как «пуп Земли», но и как центр Вселенной. На ее вершине располагается Сварга — рай — управляемый царем индуистских богов Индрой, который также является Богом дождей, несущих процветание обширным равнинам Ганга. Тем не менее, большая часть сюжетов связывается с Богом Шивой, который женился на дочери царя гималайского государства, Дакша Праджапати. Это исключительно священная гора, соотносимая по космологическим параллелям с горой Меру, великой мифической горой, образующей ось нашей системы миров. В индуистской мифологии гора Меру является сказочной горой, так как на ней располагается Сварга — то есть, рай — место с городами богов и жилищами небесных духов.  Предполагается, что солнце, луна и звезды вращаются вокруг горы, а над царем гор пребывают небеса. (Чамарья, 1996, 24)

В индуистских священных книгах, классической литературе и мифологии мы находим многие моменты, в которых эта священная гора упоминается как обитель Бога Шивы.  Шримад Бхагавад Гита описывает Кайлас как божественную форму Бога, «Меруху шикхариамахам«, что означает «Я — Кайлас (Меру) среди всех гор»20. Упоминания о Кайласе и Манасароваре можно найти в обоих эпических произведениях: в Махабхарате и Рамаяне. Вальмики Рамаяна, в Кишкиндха Канд и Бал Канд21, и Бхишма Парва, Ван Парва, Дрон Парва и Анушашан Парва эпоса Махабхараты описывают в историях славу и красоту Кайласа и Манасаровара. В великом эпосе Рамаяны мудрец Вальмики говорит богу Раме, что озеро Манаса было мысленно создано Брахмой. Это также место обитания Куберы22.

После того как его брат Равана получил контроль над Ланкой и Пушпака Вимана, Кубера, получив благословение от Парамешвары, основал Алакапури в районе Кайласа и стал Якшараджей23. Другая история гласит следующее. Однажды мудрец Даттатрейя путешествовал с гор Виндхьячал на юге Гималаев и прибыл к озеру Манасаровар. После священного омовения в водах озера и лицезрения королевских лебедей (раджханса) он попросил Шиву и Парвати пожить в пещере на горе Кайлас, «Где самое священное место на земле?» Шива ответил: «Самое священное место — это Гималаи, где находится Кайлас и Манасаровар».

Пураны описывают, как в этом месте настигла смерть демона Бхасмасура. Многие расположенные поблизости достопримечательности также связаны с прославленными и скандально известными людьми индийской культуры. Равана24, царь Ланки, совершал аскезу у Раванхруда, или Ракшас Тала. Равана был правителем Ланки. Он пришел к горе Кайлас в Гималаях, чтобы выразить почтение Шиве. Гора Кайлас была местом обитания Шивы. Равана попросил Шиву показаться перед ним.  Шива не внял его мольбам. Равана расстроился и захотел продемонстрировать свою силу. Он поднял Кайлас всеми своими двадцатью руками. Все место задрожало как будто произошло землетрясение. Жена Шивы, Парвати, страшно испугалась. Боги на небесах подумали, что настал конец света, если уж гора оторвалась со своего места. Они взмолились Шиве сделать что-нибудь. Шива, который обычно выполняет любое желание тех, кто поклоняется ему, решил преподать Раване урок. Он придавил гору большим пальцем своей ноги. Теперь Равана был придавлен весом Гималаев. Наказанный и посрамленный, он начал умолять Шиву освободить его от этого веса. После своего избавления благодарный Равана спел песню, восхваляющую бога Шиву.  Она называется Шива Тандава Стотрам. Существуют также и другие версии этой истории.

Другая индуистская легенда говорит о двенадцати риши, мудрые «сеерсы» доведической эпохи, которые ушли в отдаленный район для совершения медитаций и молитв. Они оставались там в течение многих лет, совершая покаяние и аскезу и были вознаграждены лицезрением Шивы и Парвати — божественного Бога и Богини Кайласа. Однако в этой засушливой земле у них не было соответствующего места для совершения ежедневных омовений, необходимых для благочестивых индуистов. Риши взмолились Брахме с просьбой дать им возможность должным образом исполнять свои обязанности.  Из бесконечных глубин своего всеохватывающего ума Брахма создал Манасаровар — озеро Ума, как зеркало своего великолепия25. Говорят, что в момент его создания риши поклонились золотому лингаму (порождающему символу Шивы), поднимающемуся из середины только что рожденного озера.

Согласно индуистской мифологии, Брахма, высшее божество-создатель, живет на его вершине, окруженный сонмом малых божеств. В ранних текстах буддийской и индуистской мифологии Меру и Кайлас  представляются отдельными горами. Однако более поздние традиции идентифицирует  их как одну гору.  Кайлас (гора Меру) упоминается в Ведах — самой древней индуистской книге. В Пуранах написано, что Бог Шива и Брахма, боги разрушения и создания, совершали покаяние в Манас Кханда. Маричи, Васиштха и другие мудрецы совершали здесь покаяние в течение двенадцати лет. Такие древние индуистские святые как Вьяса и великий санскритский поэт Калидаса описывали Кайлас как заветную обитель Бога Махадевы. В Рудра Самхита также имеется явное упоминание о Кайласе как месте пребывания Шивы26.

Слава Манасаровара воспевается в Рамаяне и Махабхарате, в Пуранах и в Манасакханде Сканда Пураны.  В Махабхарате говорится, что Бхагаван Кришна шел из Бадринатха к Кайласу вместе с Пандавами и Дхоумья Махариши. После прибытия на место через 15 дней их принял сам Бог Махадева.

 

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО УПОМИНАНИЙ О КАЙЛАСЕ И МАНАСАРОВАРЕ В ВЕЛИКОМ ЭПОСЕ МАХАБХАРАТЫ

Согласно данному древнему эпосу Арджуна покорил этот регион. В результате, вассальные цари этого района по случаю Раджасуя-Йаги, или Жертвоприношения Лошади отправили в качестве подарков императору Юдхиштхире черно-белые хвосты яков, семена, золото, драгоценные камни и другие предметы. После этого Кайлас однажды посетили риши Вьяса и Бхима, а затем Шри Кришна и Арджуна27. В конце Махабхараты братья Пандавы отказались от мирской жизни и отправились скитаться в Гималаи. В конце концов, старший брат, Юдхиштхира, совершает омовение в Ганге и попадает в рай (Сакс, 2002, 19). Кайлас и Манасаровар упоминаются в великом эпосе Рамаяны, когда риши Даттатрейя совершил паломничество к Кайласу и Манасаровару. Равана, Брахмасурра и др. в эпоху Трета-Юга совершили покаяние, чтобы умилостивить Бога Шиву. В Рамшаритманас Тулсидас говорит следующее: «Парам рамья гиривар Кайлашу сада джахан Шива Ума нивасу» (1-105). На красивейшей горе Кайлас живут Шива и Парвати28.  Даже в конце шестнадцатого столетия, придерживающийся учения ниргун поэт Кабир упоминает Кайлас в своих поэмах29.

Согласно утверждениям некоторых историков, Император Ашока (269 до нашей эры) направил Катьюри Раджа Нанди Дэва из Кумаона, который завоевал Западный Тибет, перейдя через перевал Унта-дхура, и присоединил его к Индийской Империи. На обратном пути он посетил Кайлас и Манасаровар. Некоторые биографы Ади Шанкарачарьи пишут, что он оставил свое тело недалеко от Кайласа30. Шанкарачарья в своей Чандрашекара Астака прославляет обитель Ишвары — Священную гору Кайлас.  Из-за древности Тантры, восходящей корнями к индуистской цивилизации и рассматривающей Кайлас в качестве основного аспекта Тантры, не исключается возможность постоянных контактов и обмена между сидхами по обеим сторонам Гималаев в добуддийскую и даже доведическую эпоху. Некоторые ученые предполагают, что даже индийская Тантра вышла из тибетской добуддийской религии бон31.