Кайласа в тибетских источниках, часть 5

Кайлас
Новости от 12 декабря 2019

Мы уже упоминали о легендарном  магическом конкурсе между Миларепой и бонским мастером Наро Бон-чунгом, описанного в главе 22 «Сто тысяч песен». Согласно этому источнику, составленному в 12 веке gTsang myong Heruka, Миларепа одержал победу над мастером бон и выдворил его из Тисе. Тем не менее, любопытно, что, по словам Lopon Tenzin Namdak, ни один бонский маг с таким именем никогда не упоминается в источниках бона. Скорее всего, буддийские святые, такие как Падмасамбхава в 8-м и Миларепа в 11-м веках, использовали традиционные места силы Бонпо для своих медитаций. В путеводителях для буддийских паломников их позже называли «пещерами Падмасамбхавы» или «пещерами Миларепы».

Однако, важность для бонпо  «Трех составляющих: Ледник, Гора и Озеро» четко подчеркнута в тексте XII-XIII века, который называется «Регистровый текст о Трех: Ледник, Гора и Озеро». В этом тексте автор, Ye shes rgyal mthsan, описывает свои духовные переживания во время паломничества на святую гору следующим образом:

Однажды (это случилось в полночь 11-го дня года тельца), медитируя на божество Мери в пустой ступе перед Тисе, где я получил посвящения и инструкции о Zhang zhung sNyen rgyud, я заметил зеленый свет, выходящий из тайной пещеры Тисе. Этот свет сформировал путь. После этого я достиг кристаллической пещеры, где собрались двенадцать Видьядхара. Они говорили со мной один за другим и инструктировали меня о Тисе. Первый, rGyal gshen mu khir btsang po, объяснил, что гора состоит из четырех элементов, а также состоит из сланца и снежных кристаллов. Она имеет форму кристаллической ступы (shel gyi mchogrten) с квадратным основанием с четырьмя дверьми в каждом направлении. Освященная как Большой Небесный Дворец, она находится внутри четырех дворцов.

Вокруг горы ведут три пути: внешний, внутренний и секретный. Согласно объяснению второго мудреца, dPon gshes Tha mi tsad ka, Самантабхадра благословил Кайлас белой буквой А, что идентично «самому высокому месту» (gnas mchog)  Мандалы Тела Самантабхадры. Здесь Тон Па Шен Раб учил пяти аспектам Бон и тайным мантрам божеств Zhi khro, совершил Ганачакру и оставил свои следы в четырех направлениях на скалах.

Шестой мастер, Zha pu ra khug, сказал, что Будда Тон Па Шен Раб трижды проводил обучение в Тисе. В то время триста практикующих Бон спустились с неба, танцевали и играли на музыкальных инструментах перед Тон Па и оставили отпечатки  следов своих ног в скалах. Они назвали гору «Белый ледник Тисе» (gangs dkar ti se, а также rta sgo) и озеро «Бирюзовое озеро Ma spangs».

Святой Sum pa’I Bon po dbo dkar также сказал, что ранее Видьядхара, Мудрецы и бодхисаттвы совершали религиозные обряды в Тисе, и, танцуя «шаг льва» (seng stabs bro) и «шаг тигра» (brog), оставили много отпечатков стоп в скалах. В секретной пещере, где практиковалась Тантра Матери (Ma rgyud thugs kyi gcer bo) и где был создан собственный, хранящий семя слог божества медитации в скале, они катались на своих барабанах и плоских колоколах и летали в небе. Каждый, кто связан с этим священным местом, оставит свое нечистое тело, чтобы возродиться на чистой земле.

Ночью мудрец sPe bon thog сказал: «Если один из наиболее мощных практиков останется на более длительный период на леднике Тисе, он осознает пустоту» (stong nyid rta ba). Молитва и ритуал обхода священной горы умножит духовную заслугу в десять раз. Чтение мантр очищает нечистоту речи.

продолжение следует…

Сокращенный перевод с английского работы Андреа Лосерис-Лейк «О священности горы Кайласа в индийских и тибетских источниках» 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4