КАЙЛАС В БУДДИЙСКОЙ И ДЖАЙНИСТСКОЙ МИФОЛОГИИ

Мы продолжаем публикацию обзора Д-ра Бинод Сингха в Journal of Indian Research (ISSN: 2321-4155) Том 2, № 2, апрель-июнь, 2014, 36-49 о священных в индийской традиции горе Кайлас и озере Манасаровар. Третья часть обзора посвящена описаниям горы Кайлас и озера Манасаровар в буддийской и джайнистской мифологии.

В некоторых буддийских источниках, написанных на санскрите и пали Манасаровар описывается как Анотатта, или Анаватапта — озеро без гнева и волнений. В центре озера растет дерево с фруктами, которые «всемогущи» в лечении любых человеческих недугов, как телесных, так и ментальных, и которые пользуются большим спросом как среди богов, так и людей. Эта Анаватапта описывается как единственный рай на земле. Также говорится, что на священном озере цветут грандиозные цветки лотоса размером с Амитабху Будду. И Будда с Бодхисаттвами часто восседают на этих цветках. Священные Раджа-ханса (лебеди) плавают по озеру и поют свои божественные песни. На прилегающих к озеру горах встречаются шата-мулика, или сто трав.

История Бога Шивы и его перевоплощений на этом не заканчивается: На Кайласе восседает множество божеств в 990 рядов, по 500 божеств в каждом.  Каждое из них — точная копия Демчока. Рядом с Демчоком и его вечной партнершей Дордже-Пхангмо на Кайласе также пребывают и другие божества.  Здесь происходит смешение всех мифов: Говорят, что на вершине Кайласа обитает Будда со своими 500 ботхисаттвами. У подножия священной горы восседает Хануманджи — индуистский бог-обезьяна. Говорят, что это — прибежище обитающих вокруг Кайласа и Манасаровара малоизвестных божеств. Легенда гласит: эти божества видны только благочестивым людям, а простые смертные говорят, что слышат звуки колокольчиков, цимбал и других музыкальных инструментов, раздающихся прямо с вершины Кайласа. Мифы спускаются с горы Кайлас на берега озера Манасаровар.

Согласно древним тибетским текстам Кангри Карчак, восседающее на Кайласе божество называется Демчок (Дхармапала или Паво). Демчок, подобно Богу Шиве, одет в шкуру тигра и носит пугающую корону из человеческих черепов. Согласно тибетским священным текстам, в одной руке он держит дамару — небольшой барабан, в другой — кхатам (трезубец).   Шакти, или супруга Демчока — Дордже-Пхангмо, или Ваджра Варахи.  На древних тибетских рисунках она изображается прильнувшей к Демчоку и обнимающей его. Этот физический союз двух высших существ трансформируется в географический символизм. На западной стороне вершины Кайласа имеется малая заснеженная вершина, называемая Тиджун. Говорят, что Тиджун — это обитель Дордже-Пхангмо. В Кангри Карчак (тибетская Кайлас Пурана) говорится, что в озере Тсо Мапхам (Манасаровар) берут начало четыре великих реки: Лангчен Кхамбаб, или река, вытекающая изо рта слона (Сатледж) на западе; Сенге Кхамбаб, или река, вытекающая из пасти льва (Инд) на севере; Тамчок Кхамбаб, или река, вытекающая из ушей лошади (Брахмапутра) на востоке; и Мапчу Кхамбаб, или река, вытекающая из ключа павлина (Карнали)  на юге.

В джайнистской литературе Кайлас называется Аштапада. Говорят, что Адинатха Вришабхадева, первый Тиртханкара джайнизма, достиг Нирваны у горы Кайлас. В Махабхарате Манасаровар также упоминается как Биндусара, а в джайнистских текстах озеро называется Падма Храда. Согласно Уттар Пурана, первый тиртханкара в джайнистской дхарме, Ришабхадев, совершал аскезу и отказался от своего земного существования у горы Кайлас.

 

ИСТОРИЯ КАЙЛАСА СОГЛАСНО ИЗОБРАЖЕНИЯМ В ИНДУИСТСКИХ ХРАМАХ

По мере исторического развития, миграции людей и идей, концепция горы Меру также подверглась видоизменениям, обусловленных наслоениями разных цивилизаций и временных периодов. Пока на Западе средневековая Европа верила в многоступенчатое царство рая и ада, то на Востоке, например, в индуистской мифологии, речь шла о разных типах рая и ада.  Другими словами, концепция горы Меру распространилась по всему миру и, в особенности, в Азии. Она стала источником вдохновения искусства, архитектуры, литературы, религии, мифологии и даже натуропатии и психологии. Ниже приведены некоторые из наиболее известных изображений, обнаруженных в Индии и Южной Азии, которые отображают историю Шивы на Кайласе. Например, древний храм Конесварам в Тринкомали имеет статус «Дакшина Кайлашам» (Кайлас Юга), он расположен в точности на той же самой долготе, что и гора Кайлас32.

 

Рисунок 2: Храм в Тринкомали на Шри Ланке

1

 

Источник: Wikipedia. (Фотография, сделанная Дченом Рейнеке)

 

Рисунок 3: Драматические (Танцевальные) Жесты. Танцующий Шива. Начало 8-ого века.

2

(Местоположение: Храм Кайлашанатха, Качипурам, Тамил Наду, Индия. Фото предоставлено: Ванни/Архив художественных произведений, NY33)

Многие скульптуры и реликвии храма Кайлашанатха изображают эпизоды, связанные с Богом Шивой и Парвати, включая историю о Раване. На изображении рисунка 4 представлено классическое воспроизведение истории Шивы в пещерных храмах Острове Элефанта недалеко от Мумбаи (Индия).

 

Рисунок 4: Вырезанные пещерные изображения, остров Элефанта

 3

 

На рисунке 4 показан Равана, придавленный Шивой под горой Кайлас. Боги с небес наблюдают весь спектакль и получает удовольствие от подавления гордыни Раваны, которую он проявлял, подняв Кайлас. Благодарный Равана спел песню, восхваляющую бога Шиву. Местные жители говорят, что резные изображения были повреждены португальскими завоевателями в 17 веке34.