«Кайлас: геология священной горы», Тони Уолтем

Перевод с английского

Отдельно стоящая на бесплодном Тибетском нагорье и покрытая снегом блистающая пирамида горы Кайлас представляет собой остаток массивных обломочных горных пород, сформированных во время гималайского процесса горообразования. К горе можно подойти со стороны Гималаев в западном Непале, а с кругового маршрута коры паломников вокруг Кайласа открываются впечатляющие виды на геологическое строение.

Гора Кайлас

это, несомненно, самая священная гора в мире. Максимально удаленная и стоящая в продуваемой всеми ветрами местности на ужасно холодном нагорье западного Тибета, она является предметом поклонения приверженцев основных религий Азии. Для буддистов это — трон богов, известный на тибетском языке как Канг Ринпоче — Снежная Драгоценность. Индуисты используют данное горе международное имя — Кайлас; они считают гору обителью своего великого бога Шивы, а также физическим воплощением Меру — мифической «Оси Мира», которая поднимается до небесного центра. Секта индийских джайнистов называет Кайлас именем Аштапад, местом, где их основатель достиг духовного просветления. А для тибетской добуддийской религии бонпо Кайлас — это Девятиэтажная гора-свастика, истинная душа мира в их восприятии. Обладая всеми своими прославленными атрибутами, высота Кайласа составляет всего лишь 6675 м. Гора пользуется глубоким почитанием и притягивает потрясающим символизмом, в основном, за счет своей необыкновенной красоты. Это почти идеально симметричная четырехсторонняя пирамида, украшенная покровом чистейшего снега (Рис.1). Случайная последовательность прочных обломочных пород подверглась эрозии и трансформировалась в профили, которые позволяют старому снегу сходить вниз по обрыву прямо в зону таяния; таким образом, здесь нет ледников с загрязненным льдом, за исключением очень маленького и чистого ледника, укрывшегося под северо-восточным склоном. Гора также не имеет протяженных, спускающихся с вершины участков или относительно высоких прилегающих гор, которые позволяли бы сохранять снежный покров.  Вместо этого, великая снежная пирамида возвышается в потрясающем одиночестве над бесплодными горами и равнинами Тибетского нагорья. В чистом свете на большой высоте чистый белый снег вершины приобретает почти светящиеся свойства, и Кайлас становится маяком, который видно издалека в любом направлении (Рис.2).

1

Рис. 1. Сверкающий снежный конус Кайласа возвышается над стенами обломочных пород каньона Лха Чу, если смотреть от монастыря Чукку. (Автор всех фотографий — Тони Уолтем)

2

Рис. 2. Гора Кайлас поднимается с бесплодных кряжей хребта Кайласа, если смотреть с южной стороны через долину Баркха и голые холмы, лежащие вдоль тектонического шва Тсангпо. Слева на переднем плане — монастырь Чиу. Он стоит на скальном выступе вулканических пород с видом на священное озеро Манасаровар.  Кайлас располагается на расстоянии 38 км от монастыря.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Кайлас приобрел почти сверхъестественный статус. Гора является объектом паломничества уже более тысячи лет, несмотря на то, что представители западного мира знают о ее существовании всего около 200 лет. Буддийские паломники идут к горе пешком или верхом на яках по пустынным просторам Тибетского нагорья, из Лхасы, Ладакха, Цинхая и Бутана. Вторжение Китая в Тибет почти положило конец практике паломничества, но новые китайские дороги (в действительности, крайне ухабистые дороги) теперь позволяют большинству буддистов приезжать на грузовиках. Индуистские праведники, садху, преодолевают более короткие пути из Индии или Непала, но им приходится проходить через высокие гималайские перевалы. Никто из паломников не приходит для того, чтобы взобраться на вершину; Кайлас никогда не был покорен, и никогда на него не будет совершено восхождение, так как это — обитель богов. Вместо этого, они приходят, чтобы совершить кору (парикрама на санскрите или хинди), обход по часовой стрелке вокруг священного моста (хотя бонпо идут по кругу в противоположном направлении). На восточной и западной стороне Кайласа располагаются долины, выходящие на равнину Барга на юге и соединенные перевалом Долма Ла, который поднимается на высоту до 5700 м на северной стороне (Рис. 3). Поэтому, протяженность маршрута коры составляет более 50 км. Для западного человека это три восхитительных дня пешего похода через потрясающий ландшафт; привыкший к климату тибетец быстрым шагом может пройти маршрут за один день. Садху босиком проходят путь дольше, как это делают истинные приверженцы буддизма, которые простираниями тела проходят всю кору. Освобождение и обретение лучшего мира гарантируется всем (как буддистам, так и индуистам), кто совершит 108 кор, и здесь проходит постоянный поток монахов и садху, отправляющихся на выполнение этой колоссальной задачи.

3

Рис. 3. Схематичная геологическая карта горы Кайлас и долин, по которым проходит кора вокруг Кайласа. Открытый орнамент на обломочной породе отмечает массивные фации; он переплетается с пластовыми обломочными породами. Выходы пластов на поверхность значительно более сложные, чтобы их можно было показать в этом масштабе.

Азиатский водораздел

В индуистской космологии гора Меру представляет собой мифологическую вершину Вселенной, с которой стекают все реки мира. Кайлас рассматривается как физическое воплощение Меру, так как он располагается очень близко к истокам великих рек Азии. Эти дренажные артерии центральной Азии должны были пробивать себе путь вокруг горных цепей Гималаев, которые с момента образования великих рек достигли невероятных высот. Хребет Кайласа фактически является восточным продолжением Каракорума, лежащего прямо на север от главных цепей Гималаев.  Между этими двумя горными цепями, Инд и Тсангпо (тибетское название реки, которая впоследствии становится Брахмапутрой) — это две магистральных реки, несущие воды на запад и восток, соответственно, а затем текущие по собственным маршрутам через Гималаи. Верховья обеих рек находятся в пределах видимости Кайласа. Сразу на юг от горы берет начало река Сатледж, она течет на запад через красные каньоны Цапаранга, пробивается через Гималаи и впадает в Инд на пакистанской равнине. Исток Ганга, самой священной для индусов реки, находится в Гималаях прямо на юго-западе Кайласа; один из ее притоков, Карнали, берет начало гораздо ближе к Кайласу, а затем течет извилистым руслом через гнейсовые хребты Гималаев Непала. География Кайласа, конечно, потрясающая; на это указывает все: реки, водоразделы, маршруты (рис. 4). Полный сток с Кайласа за время выпадения осадков собирается в текущие среди скал потоки по каждой стороне горы. Они текут на юг, на широкие аллювиальные веера на продуваемых ветрами равнинах Барга и, в конечном счете, попадают в соленое озеро Ракшас Тал, находящееся между новыми горными цепями. Прямо на востоке находится Манасаровар — глубокое синее озеро, очень священное для индуистов, которые считают, что оно образовалось из ума Брахмы. Так как его избыточная вода переливается в Ракшас Тал, Манасаровар — несоленое озеро, и оно является самым высоким пресноводным озером своего размера в мире; это еще один элемент в символизме Кайласа.

4

Рис. 4. Местоположение Кайласа в горных цепях Гималаев, между Тибетским нагорьем и индийским субконтинентом, с отходящими от него главными реками. Вода озера Манасаровар стекает в соленое озеро Ракшас Тал, расположенное прямо на западе и не имеющее выпускного русла.

Обломочные породы Кайласа

Ровные линии священной горы в значительной мере обязаны своим формированием толще необыкновенно массивных обломочных пород, которые швейцарская геологическая экспедиция в 1936 году назвала «обломочные породы Кайласа». Несмотря на принадлежность к палеогеновому периоду, они представляют собой очень прочные скалы, хорошо литифицированные (имеющие сцепление между частицами) кремнистым цементом. Их открытая толщина составляет 2000 м. Несмотря на то, что их вершина не видна, они формируют единую цельную пирамиду горы Кайлас. Массивное напластование — характерная особенность обломочных пород. Монолитный блок, не имеющий крупных напластований толщиной более 300 м, формирует отвесные стены северной половины каньона Лха Чу на западной стороне Кайласа (Рис. 5). Наблюдается значительное боковое изменение фаций во всех направлениях, и отсутствует сопоставимый толстый слой на восточной стороне маршрута коры, где долина Жонг Чу гораздо более открыта. Толщина отдельных слоев породы в том месте и по бокам вершины достигает всего десяти метров. Местное изменение угла падения составляет несколько градусов на юге, но в остальном обломочные породы мало деформированы.  Слоистость также имеет массовый характер, и каменная порода формирует крутые обрывы, незначительно ослабленные трещинами разлома. Почти горизонтальные плоскости и почти вертикальные слои оттеняются террасированными снежными равнинами и вымоинами на каждой из четырех граней Кайласа (Рис. 6). На южной грани случайная комбинация образует почти полный контур свастики — важный религиозный символ для паломников бонпо. Маршрут коры через перевал Долма Ла проходит по мезозойскому граниту (Рис. 7). Эта красивая молодая порода содержит полевой шпат до 20 мм шириной, а также небольшие амфиболы (роговая обманка) и железо-магниевую слюду; она имеет многочисленные небольшие темные ксенолиты, и здесь имеется одна зона с гнейсовой структурой, но мигматит на маршруте коры отсутствует. Гранит образует фундамент для осадочных отложений, но наблюдается крупное северное перекрытие слоем обломочных пород. Палеоповерхность магматической породы образует залегающее плоскогорье, которое круто поднимается на севере и отмечает северную границу выходного слоя обломочной породы. Как и следовало ожидать, галька в обломочной породе включает много гранита, но здесь гораздо больше порфировых вулканических пород, и количественное отношение вулканических материалов, кажется,  увеличивается выше по разрезу. Большинство этих пород имеют более или менее андезитовый состав, но попадается галечник из риолита и обсидиана (Рис. 8). Вероятно, их происхождение относится к вулканическому семейству эоценового периода, который отметил современную границу плиты; некоторые из этих вулканических пород продолжают  существовать в выходах пластов в горах севернее Кайласа.

5

Рис. 5. Вид на север по долине Лха Чу, где она расширяется из каньона, Кайлас открывается высоко вверху на востоке. Изменение фаций в обломочной породе хорошо видно на скалах справа; массивный блок образует крутую гладкую стену, видимую в профиль из каньона, и его пластовое продолжение образует ближайшие террасированные скалы.

6

Рис. 6. Северная грань Кайласа видна за молитвенными флажками в месте простирания, выше монастыря Дрирапхук.

7

Рис. 7. Прямо на восток от Долма Ла маршрут коры пересекает каменное море разрушенной морозом гранитной брусчатки. Углубление в склоне горы справа утратило лед плейстоценовой эпохи, но от ледника остался впечатляющий комплекс из хребтов морен. Небольшое озеро дренирует через водопроницаемую валунную глину более древних конечных морен в направлении к долине Жонг Чу, расположенной вдали слева ниже гранитных пиков.

8

Рис. 8. Обнаженная обломочная порода Кайласа толщиной около 3 метров. Булыжники и галька, в основном, из гранита и легкой вулканической породы, с небольшими элементами темной гладкой лавы.

 

Тибетские группы пластов

Считается, что великое нагорье Тибета обязано своим происхождением крупномасштабному нарастанию серии пород. Между пермским и меловым периодом три смещенных на север фрагмента континентальной горной породы присоединились к базальтовому дну океана Тетис. В месте, где была пододвинута океаническая плита, континентальные блоки вросли в край главной азиатской плиты и стали тремя тибетскими группами пластов. Индийский субконтинент также переместился в северном направлении, и его столкновение с азиатской плитой в эпоху палеогена отметило окончательную гибель океана Тетиса и начало подъема Гималаев. Схождение пластов было таким мощным, что сросшиеся зоны Тибета были подвержены массивному сжатию в направлении «север-юг». Произошло выталкивание части пород на восток, но основным результатом было укорачивание и утолщение группы пластов; последующий подъем поверхности привел к созданию Тибетского нагорья. Сразу южнее Кайласа котловина равнин Барга отмечает тектонический шов Тсангпо, который разделяет группу пластов Лхасы от Гималаев.  Это линия массивного сдвижения и надвига пластов, которое было активно по границе Гималаев. Обнаженный в устье долины Жонг Чу надвиг пластов малой мощности флишевого и офиолитового серпентинита перекрывает края обломочной породы Кайласа по изрезанной кромке глубоко залегающей зоны сочленения. Схождение пластов на этой границе плит продолжалось во время третичного периода, несмотря на то, что индийский и азиатский континентальные блоки к тому времени уже плотно присоединились друг к другу. Массивное пододвигание завершилось окончательным подъемом Гималаев в третичный периоде, и в меньшей степени  — подъемом хребта Кайлас. Современные главные реки образовывались по мере подъема этих горных цепей; таким образом, Инд и Тсангпо преимущественно развивались в тектоническом шве между граничными горами.  Все реки затем вынуждены были пробивать собственные глубокие ущелья через Гималаи, так как горы продолжали свой подъем на протяжении третичного и четвертичного периодов. Расположившись удаленно за средней точкой цепи гор Гималаев, Кайлас подвергся минимальной речной эрозии и сохранился благодаря тому, что верховья рек расходятся от него лучами. Горная порода Кайласа, по-видимому, является реликтовой и принадлежит более ранней стадии активности в той же самой зоне схождения плит. Субдукция во время раннего эоцена создала цепь андезитовых вулканов немного севернее южного края группы пластов Лхасы, которая затем стала передним краем азиатской плиты. Эти вулканические конусы, вероятно, достигали большой высоты, и затем были еще больше подняты на вершину гранитной породы в пределах поднимающегося орогенического пояса. Обращенные в сторону последних остатков океана Тетис, они собирали орографические осадки, а их крутые склоны подверглись сильной эрозии. Крупный дендрит был перенесен на юг и отложился в огромных аллювиальных веерах на пологих гранитных валах. После заглубления и перехода в монолит эти породы превратились в обломочные породы Кайласа, и размер их зерен уменьшается по направлению к югу. Вероятно, они представляли собой молассовый тип материала, напрямую связанный с тектоническим подъемом. Скатанная галька лавы и гранит являются достаточно выдержанными, чтобы предположить эрозию сформированной горной зоны. Возможно, существовали пирокластические потоки и лахары, но они подверглись повторной эрозии, в результате которой были сформированы обломочные породы, которые мы видим сегодня в районе Кайласа. Поэтому, обломочную породу Кайласа можно рассматривать как побочный продукт более обширного гималайского орогенезиса. В том же роде, гору можно было бы описать как эрозионный реликт груды тектонических осколков пород. Но геология предоставляет только скелет горы. Кайлас — гораздо нечто большее; его каменные породы, его расположение и профиль объединяются с неизъяснимым магическим качеством, что превращает его в одну из самых замечательных гор на земле.

9

Рис. 9. Схематичный геологический профиль по горе Кайлас и ее предгорьям юго-западнее перевала Долма Ла; геологические символы как на рисунке 3.

10

Рис. 10. Северная грань Кайласа, видимая с подъема на перевал Долма Ла. Пластовые обломочные породы, которые образуют занесенную снегом гору, осаждались в виде обломочных вееров гранитной палео-возвышенности. Остатки этих пород образуют затененный хребет на силуэте.