Гора Благоуханного Воскурения (Пори Нгеден) в регионе Кайласа

Новости от 13 апреля 2016

Гора Благоуханного Воскурения или гора Пори Нгеден, на современных картах обозначаемая как Пон-ри (5,953 м) находится в 34,5 км от Кайласа в юго-восточном направлении. К сожалению, об этой горе мало кто знает и даже тибетские гиды ничего не рассказывают о ней. А вот в древних текстах добуддийского периода можно найти много упоминаний об этой священной горе. О ее значении говорят, например, такие строки:

«Пуп мира — гора Тисе. Она занимает область в восемнадцать йоджан и включает в себя гору Благоуханного Воскурения. Посредине этой области находятся плавно текущие ручьи и озеро Ma-dros (Манасаровар), редкие лекарственные растения a-bar  и крепкие деревья sa-lu» (rTsa rgyud nyi sgron rGyud, TSA, 20,6)

SIZ_2867

Вид на гору Понри от устья реки Гьюма

Древние источники выделяют Четыре Великие Несотворенные Горы Существования. Самая важная – это, конечно, гора Кайлас (Тисе). Вот как описывается одна из этих гор – гора Благоуханного Воскурения:

«Слева от горы Тисе, в области, простирающейся на столько йоджан, сколько можно преодолеть за один день, и называемой Hrom-po rDza-bzang Phyug-mo, находится шанг-шунгская гора Благоуханного Воскурения, гора божеств. По форме и очертаниям она напоминает рогатого оленя, перемахивающего через скалы и луга. Вершина — покрытый снегом валун, похожий на сверкающую огненную гору Ме-ри.  Посредине снежных скал и лугов — роща целебных и благовонных растений, наполняющая воздух приятными запахами и благоуханием; целебные растения, сами собой произрастающие на этой горе, могут излечить все болезни живых существ».

Само название горы Благоуханного Воскурения, по-видимому, связано с растениями, дающими особый запах и использовавшиеся для воскурений. У подножия этой горы действительно произрастает множество растений, многие из которых являются лекарственными. А энергетика этого места придает особые качества этим растениям.

SIZ_2908

Вид с холма между озером Манасаровар и монастырем Лангбона

SIZ_2918

Вершина горы Пон-ри

SIZ_2574

Вид от старого русла Сатледжа на северо-западной части озера Ракшас Тал

Есть упоминание о горе Пон-ри и в буддийских текстах:

«Когда мастер Ми-ла победил здесь На-ро Бон-чунга, Бон-чунг сказал: «Действительно, благодаря своим превосходным способностям ты заслужил контроль над Тисе. Найдется ли место, откуда я смогу хотя бы смотреть на это место силы?» Мастер ответил: «Оставайся здесь!» и бросил пригоршню снега на восток, часть которого опустилась на вершину горы сТаг-ле на востоке».

Эта история описывается в биографии мастера, и говорят, что эта гора Пон-ри была так названа согласно данной притче. Однако, это похоже на попытку принизить тот древний пласт знаний и достижений, который существовал до прихода буддизма в эти места… И обосновать новую систему контроля над Кайласом. Обычная практика намеренных искажений истории, не только в Тибете…

У подножия горы Пон-ри находятся руины монастыря с таким же названием. Он был разрушен во время «культурной революции» и не восстановлен до сих пор. Этот монастырь является одним из восьми монастырей, которые раньше посещали тибетцы во время коры вокруг Манасаровара. Сейчас он посещается паломниками очень редко…

1

2

Монастырь Пон-ри (или Гора Бон)

«То, что на северо-востоке, — это большой валун огонь-камня, который лежит на горе Благоуханного Воскурения и называется Скала, Направляющая Живых Существ. Говорят, что, когда на этой скале зажигают огонь, всё съеденное и выпитое и всё то, чего коснулись огонь и дым, порождает просветление».

А вот еще один текст:

«Далее, есть так называемое ущелье Вершины для Покорения Демонов горы Благоуханного Воскурения (называемое Lung-nag). Это огромное ущелье, справа от которого — черный каменистый холм, который выглядит как пылающее метеоритное железо [gnam lcags], а слева — красная сланцевая скала, похожая на большое войско. Та его часть, которая открывается в небо, напоминает зазубренные концы пяти молний, сверкающих как [гора] Me-ri. В этом месте, будто на вершине земли, собираются все божества Деяний».

SIZ_2914

Долины, ведущие к вершине

Чисто географически в южном направлении от горы Кайлас находится озеро Ракшас Тал, а от горы Понри – озеро Манасаровар. Соответственно водные потоки с Кайласа текут только в озеро Ракшас Тал, а с горы Понри – в озеро Манасаровар.

180 от кайласа и понри1

Отметим, что часть водных потоков с горы Пон-ри течет сначала в озеро Кургьял Чунго, озеро, возникшее в процессе Первотворения, и только потом они попадают в озеро Манасаровар.

В планах наших следующих экспедиций более подробное исследование этой горы, в том числе  исследование влияния растений, произрастающих у ее подножия, на состояние человека…